FANTOMAS  Массированные Приспособления Фантомаса

С точки зрения густого драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало.

Майка Паттона у нас знают хорошо и любят крепко. Правда - как вокалиста Faith No More. Это несмотря на то, что упомянутая группа распалась в 1998 году. Организованная им в том же году новая группа Fantomas нашей публике известна существенно меньше: этот коллектив не ориентирован на рок-хиты, и по MTV его поэтому не показывают. Тем не менее репутации артиста, каждый новый проект которого несет в себе интригу на грани шизы, оказалось достаточно для того, чтобы в годовщину издания на российской земле респектабельного журнала "Rolling Stone" забить публикой до отказа Зелёный Театр ЦПКиО. Развешанные по городу афиши, на которых портрет культового ударника Дэйва Ломбардо (Slayer, Grip Inc., Apocaliptica ets) заменили не портретом еще более крутого Терри Боззио (Frank Zappa, UK, Missing Persones ets), а синюшной рожей настоящего Фантомаса из кино, лишь подогрели интерес масс.
Следует отметить, что устроители чуточку перестраховались и отсекли рекламной растяжкой верхнюю трибуну. Чтобы обидно в случае чего не было. Однако, судя по давке в партере, публика бы спокойно заполнила и ее, разве что разместилась бы с большим комфортом.

Без разогрева не обошлось и в этот раз. Однако теперь стратегия устроителей - выпускать перед героем дня компактный состав, чью аппаратуру по окончании первого отделения легко убирать со сцены - сработала на все сто. Команда Messer Chups состояла из Олега Гитаркина, вооруженного культовым для исполнителей серфа "Fender Jaguar" и педалью вибрато, до одури нуарной Zombie Girl, зловеще попихивающей первые доли посредством бас-гитары, и CD-плейера, который делал все остальное: воспроизводил бэк-граунд из барабанных партий, загадочных английских фраз, идиотского хохота и электронного бульканья. Таким образом исполнялся непритязательный инструментальный рок-н-ролльчик в равных пропорциях с электронной музыкой. Неплохо, хотя с Bikini Machine, конечно, никакого сравнения. Тем не менее народ даже поплясал под исполненные проектом вариации на тему "Замка Горного Короля", "Попкорна" и песенки кота Базилио из кф "Приключения Буратино".

Антракт был заполнен льющимися из динамиков в продолжение темы вечера оркестровыми интерлюдиями из фильмов 60-х годов - от "Полуночного Ковбоя" (кстати, эту мелодию на альбоме "Angel Dust" исполняли и Faith No More) до непосредственно "Фантомаса". В партере сновали личности в продававшихся неподалеку масках Синюшного. А еще четверо Синюшных тем временем появились на сцене. Один Фантомас уселся за ударные и оказался Терри Боззио. Другие двое взялись за гитары. Впрочем, торчащие из под маски шваброобразные хайры выдали Эдвина "Buzz" Осборна сразу. Самый же крутой из Синюшных - не только в маске, но и в милицейской фуражке - занял свое место между навороченным синтезатором, ди-джейским пультом и батареей микрофонов. Это-то и был всеми ожидаемый Майк Паттон. Удар по струнам гитары, взята (не без помощи вокодера) трогательная, по-пионерски звонкая и высокая нота... Шоу началось.

Описывать выступление "фатомасов" попесенно - занятие безнадежное. Наверное, даже обладатели полной коллекции релизов этой группы за время концерта смогли идентифицировать три-четыре номера, не более. Можно, к примеру, отметить особенно патологическое в этот раз исполнение эпилептик-блюза "Citizen", но... Музицирование квартета представляло собой коллективный поток музыкального сознания участников - крайне богатого и столь же безалаберного. Совершенно разнородные темы сменяли друг друга чуть ли не каждые десять-пятнадцать секунд, неизбежно вызывая в памяти тот постулат, согласно которому настоящих шизофреников отличает патологическое нежелание на чем-либо сосредотачиваться. При этом за свою шизу команда держалась, как до последнего патрона держались защитники безымянной высоты в разгар мировой войны. Солидное пространство сцены практически не использовалось: сгрудившись в центре, практически плечом к плечу, артисты демонстрировали нагляднейшее воплощение идиомы "чувство локтя", готовые в любой момент пуститься в самую заковыристую импровизацию на случайно пришедшую в чью-либо голову тему.

С точки зрения концентрированного драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. При этом особого фанатения во время исполнения музыкантами их сумасшедших творений не наблюдалось, зато в паузах публика восторженно взрывалась апплодисментами - будто дело происходило на академическом концерте. "Почему все стоят? Давайте слэмовать!" - заорал кто-то из тех, кому такое положение дел на рок-концерте показалось слишком, до невыносимости странным. И сам же обломался. Ибо как прикажете слэмовать, когда первые десять секунд забойного бритья гитар и барабанного боя неожиданно сменяются элегантным свингом или нежной колыбельной мелодией? Даже просто трясти башкой в ритме, который мало того, что не четыре четверти, так еще и постоянно меняется, было бы затруднительно, а тут еще и музыкальная тема - раз, и уже совершенно другая, а ты по инерции трясешь башкой, как последний идиот.

Да, Fantomas - проект совершенно шизофренический, но его воспитательное значение очевидно. Ежеминутно перетряхивая мешок самых разных стилей, ритмов и созвучий, музыканты создают реальную альтернативу ставшим ныне нормой жизни и никого, похоже, уже не коробящим провисаниям всю песню на одном-единственном риффе. Майк Паттон обращался с синтезатором именно так, как с ним и должно обращаться - на протяжении всего концерта генерировал в режиме реального времени все новые и новые, совершенно невообразимые звуки, то пропускал через электронные жернова свой голос, то раскладывал охвостье своего эха на ноты и полутона, то по-птичьи подсвистывал пустившемуся в очередное соло Терри Боззио... (Кстати, поначалу звук ударных был не слишком хорош - Боззио работает в старом стиле, и акценты делает на пластики, а отнюдь не на железо). В общем, если после этого концерта кто-то сможет спокойно, не морщась брезгливо, слушать гудящие размытым фоном клавиши или квадратно-гнездовые, "пиротехнические", как их называли в 80-х, барабанные проигрыши - то он решительно ничего не понял.

Выступление команды завершилось кратким выходом на бис. Было еще светло. Расходиться не хотелось совершенно. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало. А то, что ТАКАЯ музыка способна собирать достаточно солидную и разнородную аудиторию, говорит о том, что интерес к року в нашей стране еще рано сводить к очередной моде на черные кружева или дешевые напульсники.

12.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • "Музицирование квартета представляло собой коллективный поток музыкального сознания участников - крайне богатого и столь же безалаберного".
    это не Макаревич про Подгородецкого писал? :-)
    Написал(a): nekto, 20/07/2005 17:47
  • belazz пишет:
    "Дима, какой на хрен Фэйт ноу Мо в 21 веке?! Тревора Данна ваще не упомянул, типа, нету его. Ну, так какого перца писать рецензию на величайшую современную группу, будучи поклонником задрипанных Кравица, Линкин Парка и прочей задроты?"
    Г-н Карьерный Самосвал ошибается. Непонятно, где это он нашел у меня (у меня, ...!!!) статьи про Линкин Парк, а вот биография Паттона живет, если ему интересно, на http://www.zvuki.ru/A/P/51558, и Тревор там, кстати, упомянут. Верхоглядство фанатов (то есть людей, которые по идее должны тщательно выкапывать каждое слово о кумире) меня поражает. Как и то, с какой легкостью они списывают в утиль уже ставшие классикой работы этих кумиров.
    Написал(a): Дмитрий Бебенин, 19/07/2005 14:56
  • Блин, ну, разве ж можно так тупо о Пэттоне писать?! Дима, какой на хрен Фэйт ноу Мо в 21 веке?! А ты слыхал о Mr. Bungle, Tomahawk, Peeping Tom, Lovage, Maldoror, Пэттоне с Зорном, с Dilinger Escape Plan??? Тревора Данна ваще не упомянул, типа, нету его. Ну, так какого перца писать рецензию на величайшую современную группу, будучи поклонником задрипанных Кравица, Линкин Парка и прочей задроты?
    Написал(a): belazz, 18/07/2005 15:39
  • бабы ваще никада такое не поймут
    Написал(a): stots, 17/07/2005 0:38
FANTOMAS - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 2000
Место образования: США

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить