FANTOMAS  Массированные Приспособления Фантомаса

С точки зрения густого драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало.

Майка Паттона у нас знают хорошо и любят крепко. Правда - как вокалиста Faith No More. Это несмотря на то, что упомянутая группа распалась в 1998 году. Организованная им в том же году новая группа Fantomas нашей публике известна существенно меньше: этот коллектив не ориентирован на рок-хиты, и по MTV его поэтому не показывают. Тем не менее репутации артиста, каждый новый проект которого несет в себе интригу на грани шизы, оказалось достаточно для того, чтобы в годовщину издания на российской земле респектабельного журнала "Rolling Stone" забить публикой до отказа Зелёный Театр ЦПКиО. Развешанные по городу афиши, на которых портрет культового ударника Дэйва Ломбардо (Slayer, Grip Inc., Apocaliptica ets) заменили не портретом еще более крутого Терри Боззио (Frank Zappa, UK, Missing Persones ets), а синюшной рожей настоящего Фантомаса из кино, лишь подогрели интерес масс.
Следует отметить, что устроители чуточку перестраховались и отсекли рекламной растяжкой верхнюю трибуну. Чтобы обидно в случае чего не было. Однако, судя по давке в партере, публика бы спокойно заполнила и ее, разве что разместилась бы с большим комфортом.

Без разогрева не обошлось и в этот раз. Однако теперь стратегия устроителей - выпускать перед героем дня компактный состав, чью аппаратуру по окончании первого отделения легко убирать со сцены - сработала на все сто. Команда Messer Chups состояла из Олега Гитаркина, вооруженного культовым для исполнителей серфа "Fender Jaguar" и педалью вибрато, до одури нуарной Zombie Girl, зловеще попихивающей первые доли посредством бас-гитары, и CD-плейера, который делал все остальное: воспроизводил бэк-граунд из барабанных партий, загадочных английских фраз, идиотского хохота и электронного бульканья. Таким образом исполнялся непритязательный инструментальный рок-н-ролльчик в равных пропорциях с электронной музыкой. Неплохо, хотя с Bikini Machine, конечно, никакого сравнения. Тем не менее народ даже поплясал под исполненные проектом вариации на тему "Замка Горного Короля", "Попкорна" и песенки кота Базилио из кф "Приключения Буратино".

Антракт был заполнен льющимися из динамиков в продолжение темы вечера оркестровыми интерлюдиями из фильмов 60-х годов - от "Полуночного Ковбоя" (кстати, эту мелодию на альбоме "Angel Dust" исполняли и Faith No More) до непосредственно "Фантомаса". В партере сновали личности в продававшихся неподалеку масках Синюшного. А еще четверо Синюшных тем временем появились на сцене. Один Фантомас уселся за ударные и оказался Терри Боззио. Другие двое взялись за гитары. Впрочем, торчащие из под маски шваброобразные хайры выдали Эдвина "Buzz" Осборна сразу. Самый же крутой из Синюшных - не только в маске, но и в милицейской фуражке - занял свое место между навороченным синтезатором, ди-джейским пультом и батареей микрофонов. Это-то и был всеми ожидаемый Майк Паттон. Удар по струнам гитары, взята (не без помощи вокодера) трогательная, по-пионерски звонкая и высокая нота... Шоу началось.

Описывать выступление "фатомасов" попесенно - занятие безнадежное. Наверное, даже обладатели полной коллекции релизов этой группы за время концерта смогли идентифицировать три-четыре номера, не более. Можно, к примеру, отметить особенно патологическое в этот раз исполнение эпилептик-блюза "Citizen", но... Музицирование квартета представляло собой коллективный поток музыкального сознания участников - крайне богатого и столь же безалаберного. Совершенно разнородные темы сменяли друг друга чуть ли не каждые десять-пятнадцать секунд, неизбежно вызывая в памяти тот постулат, согласно которому настоящих шизофреников отличает патологическое нежелание на чем-либо сосредотачиваться. При этом за свою шизу команда держалась, как до последнего патрона держались защитники безымянной высоты в разгар мировой войны. Солидное пространство сцены практически не использовалось: сгрудившись в центре, практически плечом к плечу, артисты демонстрировали нагляднейшее воплощение идиомы "чувство локтя", готовые в любой момент пуститься в самую заковыристую импровизацию на случайно пришедшую в чью-либо голову тему.

С точки зрения концентрированного драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. При этом особого фанатения во время исполнения музыкантами их сумасшедших творений не наблюдалось, зато в паузах публика восторженно взрывалась апплодисментами - будто дело происходило на академическом концерте. "Почему все стоят? Давайте слэмовать!" - заорал кто-то из тех, кому такое положение дел на рок-концерте показалось слишком, до невыносимости странным. И сам же обломался. Ибо как прикажете слэмовать, когда первые десять секунд забойного бритья гитар и барабанного боя неожиданно сменяются элегантным свингом или нежной колыбельной мелодией? Даже просто трясти башкой в ритме, который мало того, что не четыре четверти, так еще и постоянно меняется, было бы затруднительно, а тут еще и музыкальная тема - раз, и уже совершенно другая, а ты по инерции трясешь башкой, как последний идиот.

Да, Fantomas - проект совершенно шизофренический, но его воспитательное значение очевидно. Ежеминутно перетряхивая мешок самых разных стилей, ритмов и созвучий, музыканты создают реальную альтернативу ставшим ныне нормой жизни и никого, похоже, уже не коробящим провисаниям всю песню на одном-единственном риффе. Майк Паттон обращался с синтезатором именно так, как с ним и должно обращаться - на протяжении всего концерта генерировал в режиме реального времени все новые и новые, совершенно невообразимые звуки, то пропускал через электронные жернова свой голос, то раскладывал охвостье своего эха на ноты и полутона, то по-птичьи подсвистывал пустившемуся в очередное соло Терри Боззио... (Кстати, поначалу звук ударных был не слишком хорош - Боззио работает в старом стиле, и акценты делает на пластики, а отнюдь не на железо). В общем, если после этого концерта кто-то сможет спокойно, не морщась брезгливо, слушать гудящие размытым фоном клавиши или квадратно-гнездовые, "пиротехнические", как их называли в 80-х, барабанные проигрыши - то он решительно ничего не понял.

Выступление команды завершилось кратким выходом на бис. Было еще светло. Расходиться не хотелось совершенно. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало. А то, что ТАКАЯ музыка способна собирать достаточно солидную и разнородную аудиторию, говорит о том, что интерес к року в нашей стране еще рано сводить к очередной моде на черные кружева или дешевые напульсники.

12.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • "Музицирование квартета представляло собой коллективный поток музыкального сознания участников - крайне богатого и столь же безалаберного".
    это не Макаревич про Подгородецкого писал? :-)
    Написал(a): nekto, 20/07/2005 17:47
  • belazz пишет:
    "Дима, какой на хрен Фэйт ноу Мо в 21 веке?! Тревора Данна ваще не упомянул, типа, нету его. Ну, так какого перца писать рецензию на величайшую современную группу, будучи поклонником задрипанных Кравица, Линкин Парка и прочей задроты?"
    Г-н Карьерный Самосвал ошибается. Непонятно, где это он нашел у меня (у меня, ...!!!) статьи про Линкин Парк, а вот биография Паттона живет, если ему интересно, на http://www.zvuki.ru/A/P/51558, и Тревор там, кстати, упомянут. Верхоглядство фанатов (то есть людей, которые по идее должны тщательно выкапывать каждое слово о кумире) меня поражает. Как и то, с какой легкостью они списывают в утиль уже ставшие классикой работы этих кумиров.
    Написал(a): Дмитрий Бебенин, 19/07/2005 14:56
  • Блин, ну, разве ж можно так тупо о Пэттоне писать?! Дима, какой на хрен Фэйт ноу Мо в 21 веке?! А ты слыхал о Mr. Bungle, Tomahawk, Peeping Tom, Lovage, Maldoror, Пэттоне с Зорном, с Dilinger Escape Plan??? Тревора Данна ваще не упомянул, типа, нету его. Ну, так какого перца писать рецензию на величайшую современную группу, будучи поклонником задрипанных Кравица, Линкин Парка и прочей задроты?
    Написал(a): belazz, 18/07/2005 15:39
  • бабы ваще никада такое не поймут
    Написал(a): stots, 17/07/2005 0:38
FANTOMAS - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 2000
Место образования: США

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить