Все коллективы (слово "группа" здесь подходит не всегда), выступавшие на фестивале "Тибет", четко делятся на две группы - полностью аутентичные исполнители (этих было меньше) и те, кто подстраивает свою этнику под восприятие западного среднего класса. Спорить, что правильнее, можно долго, однако вряд ли стоит, поскольку хороший результат могут давать оба подхода, главное - класс исполнителя. Поскольку с классом все было в порядке, счастливые посетители фестиваля "Тибет" получили, в сущности, целых два концерта - "настоящий" и "красивый", вперемешку. И еще, конечно, Бориса Борисыча Гребенщикова, а также танцы яков и снежных львов, но это (простите за каламбур) вообще особая песня.

Мероприятие в честь 70-летнего юбилея Его Святейшества Далай-Ламы XIV проходило в Московском Международном Доме Музыки. Это заведение является просто идеальной иллюстрацией к стереотипу об архитектурном мажорстве московских властей - стекло с бетоном, эпический размах и назойливая привлекательность при среднем удобстве (тесные ряды, например). Тем не менее, акустика там неплохая, что крайне важно для концерта, на котором большинство инструментов нужно слушать вживую. Некая ли понтовость мероприятия, любовь ли к Далай-Ламе или интерес к буддистской музыке тому виной, неизвестно, но концерт прошел с аншлагом - по дороге от метро оцепление из меломанов спрашивало лишний билетик, в самом зале пустые кресла были исключением, подтверждавшим правило. Тем больше удивления вызывает поведение изрядного числа слушателей, начавшем уходить во втором отделении прямо посреди песен - можно было подумать, что люди приходили не послушать, а "отметиться" на культурном мероприятии. Им же хуже - они лишили себя самого интересного; к тому же в их оправдание надо заметить, что концерт окончился на полтора часа позже заявленного.

Открывали фестиваль монахи из монастыря Гьюдмед. Они относились к "аутентичной" части концерта и, не исключено, обескуражили часть слушателей. Пресс-релиз фестиваля обещал какие-то невообразимые вокальные эксперименты, а также с лукавством намекал, что монахов будет, как в хоре имени Пятницкого. На самом деле их было только четыре, и пели они просто низкими гудящими голосами, явно не пытаясь поразить публику. И тем не менее, начать концерт с их выступления было мудрым ходом, потому что своими мантрами (наверно, это были мантры - что это еще могло быть, в конце концов?) они потихоньку ввели публику в транс. Созданное ими в итоге ощущение чего-то далекого, странного и совсем не похожего на то, к чему мы привыкли, очень удачно настраивало на общую волну фестиваля, к тому же монахи следили, чтобы никто не ушел в астрал слишком далеко, для чего периодически звенели в колокольчики и били в маленькие литавры.

Во время их пения ансамбль Гангджонг Догар исполнил первый танец - кажется, "танец черных шапок" или что-то в этом роде. Видимо, это был духовный танец, во всяком случае, выглядело это гипнотизирующе - две фигуры со спрятанными лицами и в пестрых одеждах странными синхронными движениями перемещались по сцене.

За монахами и танцорами выступил оркестр народной музыки "Йорял". Великий комбинатор Кирсан Илюмжинов использует для сохранения калмыкской культуры советские образцы: музыка ансамбля представляет собой подчеркнуто профессиональную переработку этнических мотивов, явно опирающуюся на классическую благозвучность. Полученный результат действительно может показаться слишком размытым и далеким от оригинала, однако выходит слишком красиво, чтобы можно было совсем честно жаловаться. К тому же своя, народная основа все-таки преобладает, и даже прослушивающиеся в музыке отголоски риверданса и кантри - все-таки культурное совпадение, а не композиционное заимствование. В целом больше всего музыка Йорял похожа на роскошный саундтрек, который бы обязательно получил "Оскара" - или, в любом случае, заслужил бы его. В последовавшем за их выступлением антракте записями "Йорял" активно (но безуспешно) интересовались в холлах у дискоторговцев, почему-то снабженных в основном полной дискографией Аквариума.

После "Йоряла" ансамбль "Гангджонг Догар" исполнил второй танец - горных яков. Комическая сценка, изображавшая, пользуясь лексиконом Карлсона, "курощение", а также доение яка, включала трех действующих лиц, и хотя молодая доярка и помогавший ей тибетский Иван-дурак были очень хороши, но як был просто великолепен. Двое людей, изображающих животное - классический повод для шуток, однако танцоры ансамбля ухитрялись делать это с невероятной выразительностью - их плясавший, брыкавшийся, тяжело дышащий и шевелящий ухом як с симпатичнейшей физиономией просто покорил весь зал.

Второе отделение концерта открывал пресловутый "Аквариум". Гуру Борис Борисыч со своими бойцами давно перешел даже и высшую лигу отечественной рок-музыки, удалившись в какой-то горный монастырь собственного духа. Проблема была только в том, что рок-музыка, даже сдобренная регги и шаманскими шептаниями БГ "зум-зум-зум-зум-зум-зум", все-таки выбивалась из общей стилистики концерта. Тем не менее, радостные крики, пронесшиеся по залу, наводили даже на ужасное подозрение, не пришла ли часть зрителей на фестиваль "Тибет", чтобы послушать Гребенщикова - таких, правда, в любом случае было меньшинство.

Еще одним номером "аутентичной" программы стало выступление Лотена Намлинга - "Белого журавля" Тибета. Пресс-релиз цитировал его слова о "тибетском блюзе", однако ничего такого не прослушивалось, во всяком случае, в музыке. Роскошно выглядевший Лотен - высокий, статный, седой и лучащийся добродушием - играл на дамьене (тибетская лютня), иногда аккомпанировал себе медленными, мерными ударами барабана и пел песни шестого Далай-Ламы. Чувство при этом оставалось такое, какое бывает на службе в чужом храме - если бы понимать, о чем говорят, все ощущалось бы куда более глубоко. Тем не менее, Белый Журавль давал возможность пусть не понять дух Тибета, но хотя бы познакомиться с ним, а это тоже многого стоит.

Два замыкавших программу коллектива - Бадма-Ханда и Хуун-Хуур-Ту - были, без сомнения, самыми эффектными номерами фестиваля. Бадма-Ханда - это, вообще-то, сольная исполнительница, однако оба сопровождавших ее музыканта были настолько хороши, что внимание распределялось между всеми поровну. Мужчина со свирелью, спевший один раз соло горловым пением, и девушка с бурятским аналогом японского кото - большие, многострунные гусли с чарующим и разнообразным звучанием - вместе создавали на редкость красивую и насыщенную подложку для мощного и чистого голоса Бадмы-Ханды. Пока это трио малоизвестно за пределами Бурятии, однако их потенциал таков, что они могут заставить потесниться и самих "Хуун-Хуур-Ту". Не зря Лотен Намлинг даже вышел, чтобы спеть с ними дуэтом - чистая импровизация, кстати, так как, по их собственному признанию, они познакомились только в тот вечер.

Хуун-Хуур-Ту, к сожалению, пришлось явно скомкать свой сет, их выступление получилось слишком уж коротким. На этот раз, кстати, они звучали гораздо ближе к аутентичной этнике - где-то половину репертуара составили медитативные композиции без инструментов, хотя не обошлось и без их веселых мелодичных вещей с галопирующим ритмом. А окончательно закрыл концерт ансамбль "Гангджонг Догар", исполнивший последний танец - снежных львов. Описать этого льва (также составленного из двух танцоров) невозможно, очарование той хитрой морды надо видеть своими глазами. Апофеозом всего стали его непринужденные походы в зал с приставаниями к зрителями и кусанием их за головы. Когда он "вцепился" в ногу охраннику, зрители уже хохотали в голос, когда же он сделал это в третий раз, зал просто лег...

Организаторы фестиваля обещали не прерывать традицию и повторять подобные мероприятия в дальнейшем - и, надо признаться, оно того стоит. Возможно, мы далеки от проблем Тибета (у нас своих хватает) - однако их музыка в любом случае востребована и интересна и в России, и отнюдь не только в Элисте и Кызыле.

08.07.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • "К тому же монахи следили, чтобы никто не ушел в астрал слишком далеко, для чего периодически звенели в колокольчики и били в маленькие литавры" - музыкальные инструменты - традиционный элемент ритуала. А не для того, чтоб зрителей не пришлось откачивать. На концерт не пошла, так как через пять дней почти все тоже самое увидела на Дне рождении Далай Ламы в Доме кино. А если бы и пошла, то только ради БГ. "Пресловутым" можно назвать лишь то, что уже не чувствуешь-не воспринимаешь. Сочувствую.
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:19
  • БГ к тибетской музыке вообще имеет очень опосредованное отношение. Его позвали-попросили, потому что он один из самых известных буддистов-музыкантов в Москве, к тому же активно пропогандирует эту фильсофию. Что не сделаешь в день рождение Далай Ламы! Ведь это еще одна возможность привлечь всеобщее внимание к проблеме Тибета - страны в изгнании. Долгих лет Его Святейшеству!
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:11
  • Уважаемый автор! "И пели они просто низкими гудящими голосами, явно не пытаясь поразить публику" - вот все это называется горловым пением. В случае с тибетскими монахами - пением священных тантрических текстов. Не все так просто.
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:06
  • Спасибо авторам статьи, а я-то (дурак) думал, что Далай Лама - это имя и фамилия, и он всего один, и все еще живой, а это оказывается такое звание!
    Написал(a): Дима Кук, 11/07/2005 13:53
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить