Все коллективы (слово "группа" здесь подходит не всегда), выступавшие на фестивале "Тибет", четко делятся на две группы - полностью аутентичные исполнители (этих было меньше) и те, кто подстраивает свою этнику под восприятие западного среднего класса. Спорить, что правильнее, можно долго, однако вряд ли стоит, поскольку хороший результат могут давать оба подхода, главное - класс исполнителя. Поскольку с классом все было в порядке, счастливые посетители фестиваля "Тибет" получили, в сущности, целых два концерта - "настоящий" и "красивый", вперемешку. И еще, конечно, Бориса Борисыча Гребенщикова, а также танцы яков и снежных львов, но это (простите за каламбур) вообще особая песня.

Мероприятие в честь 70-летнего юбилея Его Святейшества Далай-Ламы XIV проходило в Московском Международном Доме Музыки. Это заведение является просто идеальной иллюстрацией к стереотипу об архитектурном мажорстве московских властей - стекло с бетоном, эпический размах и назойливая привлекательность при среднем удобстве (тесные ряды, например). Тем не менее, акустика там неплохая, что крайне важно для концерта, на котором большинство инструментов нужно слушать вживую. Некая ли понтовость мероприятия, любовь ли к Далай-Ламе или интерес к буддистской музыке тому виной, неизвестно, но концерт прошел с аншлагом - по дороге от метро оцепление из меломанов спрашивало лишний билетик, в самом зале пустые кресла были исключением, подтверждавшим правило. Тем больше удивления вызывает поведение изрядного числа слушателей, начавшем уходить во втором отделении прямо посреди песен - можно было подумать, что люди приходили не послушать, а "отметиться" на культурном мероприятии. Им же хуже - они лишили себя самого интересного; к тому же в их оправдание надо заметить, что концерт окончился на полтора часа позже заявленного.

Открывали фестиваль монахи из монастыря Гьюдмед. Они относились к "аутентичной" части концерта и, не исключено, обескуражили часть слушателей. Пресс-релиз фестиваля обещал какие-то невообразимые вокальные эксперименты, а также с лукавством намекал, что монахов будет, как в хоре имени Пятницкого. На самом деле их было только четыре, и пели они просто низкими гудящими голосами, явно не пытаясь поразить публику. И тем не менее, начать концерт с их выступления было мудрым ходом, потому что своими мантрами (наверно, это были мантры - что это еще могло быть, в конце концов?) они потихоньку ввели публику в транс. Созданное ими в итоге ощущение чего-то далекого, странного и совсем не похожего на то, к чему мы привыкли, очень удачно настраивало на общую волну фестиваля, к тому же монахи следили, чтобы никто не ушел в астрал слишком далеко, для чего периодически звенели в колокольчики и били в маленькие литавры.

Во время их пения ансамбль Гангджонг Догар исполнил первый танец - кажется, "танец черных шапок" или что-то в этом роде. Видимо, это был духовный танец, во всяком случае, выглядело это гипнотизирующе - две фигуры со спрятанными лицами и в пестрых одеждах странными синхронными движениями перемещались по сцене.

За монахами и танцорами выступил оркестр народной музыки "Йорял". Великий комбинатор Кирсан Илюмжинов использует для сохранения калмыкской культуры советские образцы: музыка ансамбля представляет собой подчеркнуто профессиональную переработку этнических мотивов, явно опирающуюся на классическую благозвучность. Полученный результат действительно может показаться слишком размытым и далеким от оригинала, однако выходит слишком красиво, чтобы можно было совсем честно жаловаться. К тому же своя, народная основа все-таки преобладает, и даже прослушивающиеся в музыке отголоски риверданса и кантри - все-таки культурное совпадение, а не композиционное заимствование. В целом больше всего музыка Йорял похожа на роскошный саундтрек, который бы обязательно получил "Оскара" - или, в любом случае, заслужил бы его. В последовавшем за их выступлением антракте записями "Йорял" активно (но безуспешно) интересовались в холлах у дискоторговцев, почему-то снабженных в основном полной дискографией Аквариума.

После "Йоряла" ансамбль "Гангджонг Догар" исполнил второй танец - горных яков. Комическая сценка, изображавшая, пользуясь лексиконом Карлсона, "курощение", а также доение яка, включала трех действующих лиц, и хотя молодая доярка и помогавший ей тибетский Иван-дурак были очень хороши, но як был просто великолепен. Двое людей, изображающих животное - классический повод для шуток, однако танцоры ансамбля ухитрялись делать это с невероятной выразительностью - их плясавший, брыкавшийся, тяжело дышащий и шевелящий ухом як с симпатичнейшей физиономией просто покорил весь зал.

Второе отделение концерта открывал пресловутый "Аквариум". Гуру Борис Борисыч со своими бойцами давно перешел даже и высшую лигу отечественной рок-музыки, удалившись в какой-то горный монастырь собственного духа. Проблема была только в том, что рок-музыка, даже сдобренная регги и шаманскими шептаниями БГ "зум-зум-зум-зум-зум-зум", все-таки выбивалась из общей стилистики концерта. Тем не менее, радостные крики, пронесшиеся по залу, наводили даже на ужасное подозрение, не пришла ли часть зрителей на фестиваль "Тибет", чтобы послушать Гребенщикова - таких, правда, в любом случае было меньшинство.

Еще одним номером "аутентичной" программы стало выступление Лотена Намлинга - "Белого журавля" Тибета. Пресс-релиз цитировал его слова о "тибетском блюзе", однако ничего такого не прослушивалось, во всяком случае, в музыке. Роскошно выглядевший Лотен - высокий, статный, седой и лучащийся добродушием - играл на дамьене (тибетская лютня), иногда аккомпанировал себе медленными, мерными ударами барабана и пел песни шестого Далай-Ламы. Чувство при этом оставалось такое, какое бывает на службе в чужом храме - если бы понимать, о чем говорят, все ощущалось бы куда более глубоко. Тем не менее, Белый Журавль давал возможность пусть не понять дух Тибета, но хотя бы познакомиться с ним, а это тоже многого стоит.

Два замыкавших программу коллектива - Бадма-Ханда и Хуун-Хуур-Ту - были, без сомнения, самыми эффектными номерами фестиваля. Бадма-Ханда - это, вообще-то, сольная исполнительница, однако оба сопровождавших ее музыканта были настолько хороши, что внимание распределялось между всеми поровну. Мужчина со свирелью, спевший один раз соло горловым пением, и девушка с бурятским аналогом японского кото - большие, многострунные гусли с чарующим и разнообразным звучанием - вместе создавали на редкость красивую и насыщенную подложку для мощного и чистого голоса Бадмы-Ханды. Пока это трио малоизвестно за пределами Бурятии, однако их потенциал таков, что они могут заставить потесниться и самих "Хуун-Хуур-Ту". Не зря Лотен Намлинг даже вышел, чтобы спеть с ними дуэтом - чистая импровизация, кстати, так как, по их собственному признанию, они познакомились только в тот вечер.

Хуун-Хуур-Ту, к сожалению, пришлось явно скомкать свой сет, их выступление получилось слишком уж коротким. На этот раз, кстати, они звучали гораздо ближе к аутентичной этнике - где-то половину репертуара составили медитативные композиции без инструментов, хотя не обошлось и без их веселых мелодичных вещей с галопирующим ритмом. А окончательно закрыл концерт ансамбль "Гангджонг Догар", исполнивший последний танец - снежных львов. Описать этого льва (также составленного из двух танцоров) невозможно, очарование той хитрой морды надо видеть своими глазами. Апофеозом всего стали его непринужденные походы в зал с приставаниями к зрителями и кусанием их за головы. Когда он "вцепился" в ногу охраннику, зрители уже хохотали в голос, когда же он сделал это в третий раз, зал просто лег...

Организаторы фестиваля обещали не прерывать традицию и повторять подобные мероприятия в дальнейшем - и, надо признаться, оно того стоит. Возможно, мы далеки от проблем Тибета (у нас своих хватает) - однако их музыка в любом случае востребована и интересна и в России, и отнюдь не только в Элисте и Кызыле.

08.07.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • "К тому же монахи следили, чтобы никто не ушел в астрал слишком далеко, для чего периодически звенели в колокольчики и били в маленькие литавры" - музыкальные инструменты - традиционный элемент ритуала. А не для того, чтоб зрителей не пришлось откачивать. На концерт не пошла, так как через пять дней почти все тоже самое увидела на Дне рождении Далай Ламы в Доме кино. А если бы и пошла, то только ради БГ. "Пресловутым" можно назвать лишь то, что уже не чувствуешь-не воспринимаешь. Сочувствую.
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:19
  • БГ к тибетской музыке вообще имеет очень опосредованное отношение. Его позвали-попросили, потому что он один из самых известных буддистов-музыкантов в Москве, к тому же активно пропогандирует эту фильсофию. Что не сделаешь в день рождение Далай Ламы! Ведь это еще одна возможность привлечь всеобщее внимание к проблеме Тибета - страны в изгнании. Долгих лет Его Святейшеству!
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:11
  • Уважаемый автор! "И пели они просто низкими гудящими голосами, явно не пытаясь поразить публику" - вот все это называется горловым пением. В случае с тибетскими монахами - пением священных тантрических текстов. Не все так просто.
    Написал(a): Катя, 12/07/2005 15:06
  • Спасибо авторам статьи, а я-то (дурак) думал, что Далай Лама - это имя и фамилия, и он всего один, и все еще живой, а это оказывается такое звание!
    Написал(a): Дима Кук, 11/07/2005 13:53
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить