The BIRTHDAY MASSACRE  Violet

Десять лет назад представить себе устойчивый гибрид nu-metal, готик-рока и индастриал было так же сложно, как Терминатора в битве за Средиземье. Сейчас термином "кибер-готика" уже никого не...

Десять лет назад представить себе устойчивый гибрид nu-metal, готик-рока и индастриал было так же сложно, как Терминатора в битве за Средиземье. Сейчас термином "кибер-готика" уже никого не удивить. Правда, до недавнего времени исполняющие подобную музыку группы, как правило, довольствовались доселе клубно-культовым статусом, и о большой сцене не помышляли. Однако все меняется. Продолжающийся исход прогрессивно мыслящих североамериканских музыкантов в Европу, похоже, принес нам новое рок-чудо.
Канадцы The Birthday Massacre, чей дебютный альбом вышел в Германии на фирме, принадлежащей EBM-гуру из Funker Vogt, звучат весьма радикально, но слух не режут. Да и выглядят хотя и диковато, но отнюдь не отталкивающе. Гитарист M. Falcore, словно бы сошедший с обложки диска Japan, знает толк и в хрустком немодулированном груве, и в увесистых риффах, и в аккуратных соло. Вокалистка Chibi нежна и привлекательна, как малютка-привидение, а ее звонкий чистый голосок исполнен морозной свежести подобно чистейшему колумбийскому кокаину.
После прослушивания "Violet" создается стойкое ощущение, что антиэстетика, взятая на вооружение многими нынешними готами, нью-металлистами и индустриальщиками - всего лишь следствие неспособности (а отнюдь не нежелания) звучать и выглядеть эстетично. Здесь же шок-роковое культурное пространство осваивается изящно, трогательно и как-то по-японски. Дело даже не в том, что музыканты группы внешне напоминают персонажей аниме, а в общем настроении программы, где, как это принято сейчас главным образом в японском роке, акцент делается не на протест и эпатаж, а на создание определенного эстетического эффекта от музыки и шоу.
Помимо уже упомянутой кибер-готики, группа много, охотно и грамотно обращается к наследию новой волны и синти-попа. А также продолжает те эксперименты по слиянию восьмидесятнических поп-секвенций и нынешнего гитарного рока, которые были начаты еще ребятами вроде Orgy и Insurge. Песни вроде "Horror Show" или "Video Kid" - это своего рода C.C.Catch в гостях у Nine Inch Nails. В то же время леденяще-изматывающий, запредельно тяжелый номер "Blue" - чудесным образом переродившаяся в новом веке "Cold" великих Cure.
Порою команда становится немного похожа по звучанию на Type-0 Negative. А это уже серьезно. Дело в том, что у этой группы, вроде бы причисляемой критиками к готик-року, у самих готов очень странное отношение. Признаешься в их тусовке - я, дескать, очень уважаю Type-0 Negative - и на тебя тут же начинают поглядывать с некоторой опаской, словно на настоящего кровопийцу, затусовавшегося на маскараде вампирской тематики. Быть может, дело в том, что и для The Birthday Massacre, и для Type-0 Negative собственно музыка куда важнее, нежели обязательная нынче стилистическая принадлежность к чему-либо? Так или иначе, интересно было бы как-нибудь услышать в песнях "Holiday" и "Nevermind" второй голос - мужской, да ни чей-нибудь, а непосредственно Питера Стила (Peter Steele).
Если эта группа не станет по-настоящему популярной, это будет вина тупорылых боссов шоу-бизнеса, а не самих музыкантов. Но если кто-то в кои-то веки поднимет nu-metal, до сих пор по большей части лишь коммерческое средство эпатажа буржуйских морд, до уровня настоящего искусства (хотя бы и с приставкой "поп-"), то это будут именно The Birthday Massacre.

01.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)