У каждого свои ассоциации с фирмой "Мелодия". Запыленные пластиночные стеллажи, старые виниловые проигрыватели, Марио Ланца и оркестр Поля Мориа в родительской фонотеке, детские мюзиклы вроде диска "Али-Баба и сорок разбойников", неожиданно разысканные урезанные советские издания "Аквариума" (с предисловием Андрея Вознесенского) и "Кино" - у моего поколения все это если и было, то где-то в детстве, когда единственной техникой в доме, помимо старого проигрывателя, был барахлящий кассетный магнитофон, а доморощенный плеер с поролоновыми наушниками казался невообразимой роскошью. У поколений следующих, вероятно, и этих ассоциаций нет - в 90-е, с приходом новой эпохи и новых устройств, "Мелодия" была прочно и уверенно забыта как пережиток старого и не слишком приятного времени, шкафы с пластинками, если и остались, то не открывались годами. В 90-х "Мелодия" медленно умирала - прессы, на которых печатались пластинки, были либо увезены западными заводами, либо просто выброшены, фонды толком не сохранялись, работники уходили, первый президент России ничтоже сумняшеся подарил дом, в котором находилась одна из студий, английской королеве, ну и так далее. Ярлык "советская", намертво приставший к этой фирме грамзаписи, стал фактически диагнозом. Не обремененные столь спорным историческим прошлым западные лейблы, впрочем, продолжали издавать и чествовать сделанные на "Мелодии" великолепные записи классической музыки - и в Россию доходили дорогие зарубежные переиздания наших же пластинок. Короче говоря, все было грустно и без особых перспектив.

В 2000-ных все начало меняться - и пресловутый ярлык перестал быть смертельным приговором, и на "Мелодию" пришла новая, энергичная команда во главе с Андреем Трошиным, которая взялась раскапывать, учитывать и оцифровывать весь огромный фонд. Что в этом фонде есть множество сюрпризов и для современных взыскательных слушателей, стало понятно ещё несколько лет назад, когда были изданы некоторые записи поразительного оркестра под управлением Мещерина "Easy USSR" , easy-электроника 60-х и 70-х, сделанная на зачастую самодельных инструментах и звучащая как настоящее откровением. И вот теперь история продолжается - все тот же лейбл "Снегири" издает сразу несколько пластинок, созданных на "Мелодии". В основном это переиздания различных компиляций 50-х и 60-х годов - возможно, золотого периода советской эстрады. И при прослушивании их много чего выясняется.

Выясняется, к примеру, что был в СССР и свой серф, и свой джазоватый поп, и свои самородки. Что музыка эта делалась зачастую без особой оглядки на западные образцы, которые были просто недоступны. Что гитарист Юрий Мухин, к примеру, сам придумал метод наложения гитарных партий и записывал свои инструментальные композиции "в глухую", ещё до появления многоканальных магнитофонов - и звучат они очень свежо. Что тот же Мухин в середине 60-х с огромным успехом выступал в США, а в СССР повлиял на творчество арт-панков вроде группы "ДК". Что в Липецкой областной филармонии в конце 50-х - начале 60-х творился аутентичный советский блюз-рок. На переизданной пластинке "От Паланги до Гурзуфа" , подготовленной в 69-м году для приезжавших в СССР туристов, но так и не увидевшей свет по политическим обстоятельствам, можно услышать и сбивчивый шейк ансамбля "Рококо", и попрыгучие инструменталы группы "Электрон", и спешащую гитарную пьесу Валерия Приказчикова, и легендарные голоса Анны Герман и Капитолины Лазаренко - да много что. Слушать все это крайне интересно не потому даже, что это какие-то там советские аналоги тех или иных западных движений, - тут дело скорее в какой-то аутентичности, подлинности, душевности, подкупающей наивности; той теплоте, которая исходит от этой сделанной вручную, без хитроумных программ и приборов музыки.

Тут важно заметить вот ещё что: то, что слово "советское" в последнее время перестало быть ругательным - это, может быть, и не самый лучший показатель для идеологического климата в стране. Потому что из советского наследия преимущественно возрождается, мягко говоря, не лучшее - от культа Сталина, цензуры, парадов и чудовищно лживого пафоса власти до дискотек 80-х, примитивных синти-проектов и песен про "сделано в СССР". "Мелодиевские" диски в этом смысле - счастливое исключение и позитивный пример: разумеется, о наследии прошлого забывать не стоит, но возрождать и вытаскивать на поверхность надо именно такое и именно таким образом. Не перепевая, не переделывая, не забивая модным саундом, не нагружая бессмысленной идейностью - но в том виде, в каком оно было, поскольку именно так оно и звучит лучше всего. Все эти пластинки - они, конечно, не про культ "совка", но, скорее, про "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Про энтузиастов-изобретателей и прекраснодушные ансамбли, играющие чудесную, искреннюю и оттого ничуть не устаревшую поп-музыку. Вряд ли этот пример будет взят на вооружение широкомасштабной поп-индустрией, но, по крайней мере, он есть - и это уже замечательно. О том, как переиздания дисков "Мелодии" соотносятся с общей конъюнктурой рынка и чего вообще хотела бы добиться новая энергичная администрация фирмы "Мелодия", мы и поговорили с ее директором Андреем Трошиным.

Звуки.Ру: Как вам кажется, то, что эти диски наконец издаются, что на них есть спрос - это как-то соотносится с распространившейся в последнее время модой на советское?
Андрей Трошин: Тут надо разделять две вещи. Понимаете, мода на советское - она может быть как мода на уродов: чем страшней, тем лучше. И большинство, увы, пытаются удовлетворить вот такую моду. Вот, к примеру, полеты в космос, все эти пафосные электронные темы... Но ведь большей частью полеты в космос отмечались совсем другой музыкой - мы сейчас готовим к изданию сборник "Луноход 1", там она будет. И мода на советское может существовать ещё как мода на качественный продукт. Ведь современная ситуация - она.. ну так уже нельзя, это же все на уровне насекомых, мышей. Во времена моего счастливого детства и отрочества, когда Запад поставлял какую-то хорошую музыку, мы могли туда смотреть. Сейчас западный рынок представлен в формате "МУЗ-тв" - это и есть западная музыка. Качественной западной культуре было проще пробиться через железный занавес, чем через теперешних официальных представителей, дилеров и прочих. С Запада нет ничего, с Востока нет ничего, мэйнстрим попсы - вся эта "Фабрика звезд" и т.п. - про это и говорить нечего. И вот здесь возникает потребность в качественной музыке. К сожалению, она не всегда должным образом удовлетворяется: происходит симуляция вещей. Но интерес существует. Короче говоря, на мой взгляд, мода на советское - это в данном случае мода на качественное, так она сейчас выглядит. Если убрать идеологический шлак, которого нет...
Звуки.Ру: В случае ваших пластинок нет, но вообще-то есть?
Андрей Трошин: Да, конечно, есть, но это музыка для уродов, а нам-то хочется ориентироваться на молодежь, которая ищет качественные продукты. Понятно, конечно, что записи 50-х и 60-х годов - это записи 50-х и 60-х, они не вполне катят современному слушателю; молодежь жалуется, они не могут слушать многих вокалистов. Потому что они же поют мелодии голосом - это не речитатив, не хрип. Идеологически воспринимать пение человека не так уж легко. Но я надеюсь, что из этого материала произрастет ощущение того, что традиция хороша и разнообразна, там можно копать, копать и копать - и это как-то изменит современную ситуацию.
Звуки.Ру: Вообще на российском музыкальном рынке?
Андрей Трошин: Ну да. Есть такая важнейшая задача - поднять планку.
Звуки.Ру: А это вообще насколько реалистично? Это же, вообще говоря, капля в море.
Андрей Трошин: Ну да, кому это надо, плетью обуха не перешибешь... У нас вот завалилась электронная серия - молодежь в лучшем случае никак не реагирует на лейбл "Мелодия", в худшем просто обходит его стороной: совок, ну чего там, Бабкина и прочая лабуда, неинтересно. Когда я заставляю их слушать те диски, которые мы выпускаем в этой серии, - к примеру, группу "Арго" - это очень нравится. Но лейбл пугает. Вот почему мы обратились к "Снегирям". Мы понимаем, что сами мы этот материал подготовим, мы можем создать пробный фонд на несколько серий классической музыки. Издать 70 хороших дисков в год - качества, которое никто сейчас не сделает, никто просто таких оркестров огромных не соберет, потому что их уже нет. И вот эту музыку, её же тоже никто не будет делать - а мы делаем. Но сами мы поднять это не можем, поэтому занимаемся позиционированием через "Снегири", чтобы попытаться выйти на молодежную аудиторию. Вот, посмотрите - если вы покупаете Ventures и Shadows, вот Приказчиков: ничуть не хуже, а заодно согреет ваш патриотизм.

К счастью, дровишек для того, чтобы его согревать, хватит - в ближайшее время выйдет ещё сразу несколько пластинок с переизданиями архивов "Мелодии", и понятно, что поток не иссякнет ещё долго: богатств фондов достанет на годы, если не на десятилетия. Главное, чтобы спрос был.

27.06.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Мелодия - Made in USSR - ваше мнение о статье
  • Всё это прекрасно, но у меня есть вопросы по приобретению этих пластинок - где и как я смогу купить указанные выше диски? Спасибо
    Написал(a): Ян, 29/06/2005 1:42
  • Алексанр, пять баллов и за статью и за интервью. Один вопрос по теме у меня все-таки возник - кто, кому, сколько, ну, и так далее, чтобы столь лакомый кусочек уплыл к "Снегирям"? Не логичнее (и экономичнее)было бы "Мелодии" основать свой лейбл для выпусмка своего архивного наследия? Я уважаю "Снегири", но делать из них культу не хочу. Больше лейблов, хороших и разных!
    Написал(a): bozhidar, 28/06/2005 20:26
  • Переиздайте "Нюанс", изверги :))))
    Написал(a): Gugiens, 28/06/2005 13:40
Звуки.ру - новости партнёров:

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить