У каждого свои ассоциации с фирмой "Мелодия". Запыленные пластиночные стеллажи, старые виниловые проигрыватели, Марио Ланца и оркестр Поля Мориа в родительской фонотеке, детские мюзиклы вроде диска "Али-Баба и сорок разбойников", неожиданно разысканные урезанные советские издания "Аквариума" (с предисловием Андрея Вознесенского) и "Кино" - у моего поколения все это если и было, то где-то в детстве, когда единственной техникой в доме, помимо старого проигрывателя, был барахлящий кассетный магнитофон, а доморощенный плеер с поролоновыми наушниками казался невообразимой роскошью. У поколений следующих, вероятно, и этих ассоциаций нет - в 90-е, с приходом новой эпохи и новых устройств, "Мелодия" была прочно и уверенно забыта как пережиток старого и не слишком приятного времени, шкафы с пластинками, если и остались, то не открывались годами. В 90-х "Мелодия" медленно умирала - прессы, на которых печатались пластинки, были либо увезены западными заводами, либо просто выброшены, фонды толком не сохранялись, работники уходили, первый президент России ничтоже сумняшеся подарил дом, в котором находилась одна из студий, английской королеве, ну и так далее. Ярлык "советская", намертво приставший к этой фирме грамзаписи, стал фактически диагнозом. Не обремененные столь спорным историческим прошлым западные лейблы, впрочем, продолжали издавать и чествовать сделанные на "Мелодии" великолепные записи классической музыки - и в Россию доходили дорогие зарубежные переиздания наших же пластинок. Короче говоря, все было грустно и без особых перспектив.

В 2000-ных все начало меняться - и пресловутый ярлык перестал быть смертельным приговором, и на "Мелодию" пришла новая, энергичная команда во главе с Андреем Трошиным, которая взялась раскапывать, учитывать и оцифровывать весь огромный фонд. Что в этом фонде есть множество сюрпризов и для современных взыскательных слушателей, стало понятно ещё несколько лет назад, когда были изданы некоторые записи поразительного оркестра под управлением Мещерина "Easy USSR" , easy-электроника 60-х и 70-х, сделанная на зачастую самодельных инструментах и звучащая как настоящее откровением. И вот теперь история продолжается - все тот же лейбл "Снегири" издает сразу несколько пластинок, созданных на "Мелодии". В основном это переиздания различных компиляций 50-х и 60-х годов - возможно, золотого периода советской эстрады. И при прослушивании их много чего выясняется.

Выясняется, к примеру, что был в СССР и свой серф, и свой джазоватый поп, и свои самородки. Что музыка эта делалась зачастую без особой оглядки на западные образцы, которые были просто недоступны. Что гитарист Юрий Мухин, к примеру, сам придумал метод наложения гитарных партий и записывал свои инструментальные композиции "в глухую", ещё до появления многоканальных магнитофонов - и звучат они очень свежо. Что тот же Мухин в середине 60-х с огромным успехом выступал в США, а в СССР повлиял на творчество арт-панков вроде группы "ДК". Что в Липецкой областной филармонии в конце 50-х - начале 60-х творился аутентичный советский блюз-рок. На переизданной пластинке "От Паланги до Гурзуфа" , подготовленной в 69-м году для приезжавших в СССР туристов, но так и не увидевшей свет по политическим обстоятельствам, можно услышать и сбивчивый шейк ансамбля "Рококо", и попрыгучие инструменталы группы "Электрон", и спешащую гитарную пьесу Валерия Приказчикова, и легендарные голоса Анны Герман и Капитолины Лазаренко - да много что. Слушать все это крайне интересно не потому даже, что это какие-то там советские аналоги тех или иных западных движений, - тут дело скорее в какой-то аутентичности, подлинности, душевности, подкупающей наивности; той теплоте, которая исходит от этой сделанной вручную, без хитроумных программ и приборов музыки.

Тут важно заметить вот ещё что: то, что слово "советское" в последнее время перестало быть ругательным - это, может быть, и не самый лучший показатель для идеологического климата в стране. Потому что из советского наследия преимущественно возрождается, мягко говоря, не лучшее - от культа Сталина, цензуры, парадов и чудовищно лживого пафоса власти до дискотек 80-х, примитивных синти-проектов и песен про "сделано в СССР". "Мелодиевские" диски в этом смысле - счастливое исключение и позитивный пример: разумеется, о наследии прошлого забывать не стоит, но возрождать и вытаскивать на поверхность надо именно такое и именно таким образом. Не перепевая, не переделывая, не забивая модным саундом, не нагружая бессмысленной идейностью - но в том виде, в каком оно было, поскольку именно так оно и звучит лучше всего. Все эти пластинки - они, конечно, не про культ "совка", но, скорее, про "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Про энтузиастов-изобретателей и прекраснодушные ансамбли, играющие чудесную, искреннюю и оттого ничуть не устаревшую поп-музыку. Вряд ли этот пример будет взят на вооружение широкомасштабной поп-индустрией, но, по крайней мере, он есть - и это уже замечательно. О том, как переиздания дисков "Мелодии" соотносятся с общей конъюнктурой рынка и чего вообще хотела бы добиться новая энергичная администрация фирмы "Мелодия", мы и поговорили с ее директором Андреем Трошиным.

Звуки.Ру: Как вам кажется, то, что эти диски наконец издаются, что на них есть спрос - это как-то соотносится с распространившейся в последнее время модой на советское?
Андрей Трошин: Тут надо разделять две вещи. Понимаете, мода на советское - она может быть как мода на уродов: чем страшней, тем лучше. И большинство, увы, пытаются удовлетворить вот такую моду. Вот, к примеру, полеты в космос, все эти пафосные электронные темы... Но ведь большей частью полеты в космос отмечались совсем другой музыкой - мы сейчас готовим к изданию сборник "Луноход 1", там она будет. И мода на советское может существовать ещё как мода на качественный продукт. Ведь современная ситуация - она.. ну так уже нельзя, это же все на уровне насекомых, мышей. Во времена моего счастливого детства и отрочества, когда Запад поставлял какую-то хорошую музыку, мы могли туда смотреть. Сейчас западный рынок представлен в формате "МУЗ-тв" - это и есть западная музыка. Качественной западной культуре было проще пробиться через железный занавес, чем через теперешних официальных представителей, дилеров и прочих. С Запада нет ничего, с Востока нет ничего, мэйнстрим попсы - вся эта "Фабрика звезд" и т.п. - про это и говорить нечего. И вот здесь возникает потребность в качественной музыке. К сожалению, она не всегда должным образом удовлетворяется: происходит симуляция вещей. Но интерес существует. Короче говоря, на мой взгляд, мода на советское - это в данном случае мода на качественное, так она сейчас выглядит. Если убрать идеологический шлак, которого нет...
Звуки.Ру: В случае ваших пластинок нет, но вообще-то есть?
Андрей Трошин: Да, конечно, есть, но это музыка для уродов, а нам-то хочется ориентироваться на молодежь, которая ищет качественные продукты. Понятно, конечно, что записи 50-х и 60-х годов - это записи 50-х и 60-х, они не вполне катят современному слушателю; молодежь жалуется, они не могут слушать многих вокалистов. Потому что они же поют мелодии голосом - это не речитатив, не хрип. Идеологически воспринимать пение человека не так уж легко. Но я надеюсь, что из этого материала произрастет ощущение того, что традиция хороша и разнообразна, там можно копать, копать и копать - и это как-то изменит современную ситуацию.
Звуки.Ру: Вообще на российском музыкальном рынке?
Андрей Трошин: Ну да. Есть такая важнейшая задача - поднять планку.
Звуки.Ру: А это вообще насколько реалистично? Это же, вообще говоря, капля в море.
Андрей Трошин: Ну да, кому это надо, плетью обуха не перешибешь... У нас вот завалилась электронная серия - молодежь в лучшем случае никак не реагирует на лейбл "Мелодия", в худшем просто обходит его стороной: совок, ну чего там, Бабкина и прочая лабуда, неинтересно. Когда я заставляю их слушать те диски, которые мы выпускаем в этой серии, - к примеру, группу "Арго" - это очень нравится. Но лейбл пугает. Вот почему мы обратились к "Снегирям". Мы понимаем, что сами мы этот материал подготовим, мы можем создать пробный фонд на несколько серий классической музыки. Издать 70 хороших дисков в год - качества, которое никто сейчас не сделает, никто просто таких оркестров огромных не соберет, потому что их уже нет. И вот эту музыку, её же тоже никто не будет делать - а мы делаем. Но сами мы поднять это не можем, поэтому занимаемся позиционированием через "Снегири", чтобы попытаться выйти на молодежную аудиторию. Вот, посмотрите - если вы покупаете Ventures и Shadows, вот Приказчиков: ничуть не хуже, а заодно согреет ваш патриотизм.

К счастью, дровишек для того, чтобы его согревать, хватит - в ближайшее время выйдет ещё сразу несколько пластинок с переизданиями архивов "Мелодии", и понятно, что поток не иссякнет ещё долго: богатств фондов достанет на годы, если не на десятилетия. Главное, чтобы спрос был.

27.06.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Мелодия - Made in USSR - ваше мнение о статье
  • Всё это прекрасно, но у меня есть вопросы по приобретению этих пластинок - где и как я смогу купить указанные выше диски? Спасибо
    Написал(a): Ян, 29/06/2005 1:42
  • Алексанр, пять баллов и за статью и за интервью. Один вопрос по теме у меня все-таки возник - кто, кому, сколько, ну, и так далее, чтобы столь лакомый кусочек уплыл к "Снегирям"? Не логичнее (и экономичнее)было бы "Мелодии" основать свой лейбл для выпусмка своего архивного наследия? Я уважаю "Снегири", но делать из них культу не хочу. Больше лейблов, хороших и разных!
    Написал(a): bozhidar, 28/06/2005 20:26
  • Переиздайте "Нюанс", изверги :))))
    Написал(a): Gugiens, 28/06/2005 13:40
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить