ДДТ  Народный артист

На встречу с президентом в уфимский "Белый дом" вместе с Шевчуком отправились его давние друзья и коллеги, музыканты первого состава ДДТ

Размышляя над тем, как начать эту статью, я неожиданно вспомнила, что 11 лет назад, 24-го июня 1994 года, с 25-летия Машины времени на Красной площади, собственно, началась моя трудовая "рок-н-ролльная" биография, ибо это была первая съемка "Программы А", в которой я принимала участие не как зритель, а как полноправный работник съемочной бригады. К сожалению, поработать в подобном качестве на стадионе "Петровский" в Санкт-Петербурге во время празднования 25-летия группы ДДТ, намеченного на 24-е июня сего года, вряд ли получится, но мое журналистское самолюбие тешит мысль, что, в отличие от питерских коллег, я уже видела "генеральную репетицию" шоу, прошедшую 12-го июня на родине коллектива - в городе Уфе.

Надо сказать, что город подготовился к мероприятию очень достойно - несмотря на то, что в этот день, помимо общенационального праздника Дня России, отмечается и День города, больше всего в праздничном убранстве улиц меня поразило обилие именно рекламы предстоящего концерта на ипподроме "Акбузат". Такого количества афиш я, пожалуй, не видела никогда: они были расклеены на всех остановках, на столбах, на домах, на специальных афишных тумбах - разве что урны еще оставались не задействованными! Впрочем, это уже воспринялось бы несколько двусмысленно... Кроме того, рекламный ролик концерта крутился по местному телевидению и на больших табло, установленных в центре города. В общем, я воочию смогла убедиться, что значит "поддержка культуры на государственном уровне".

Я, конечно, не утверждаю, что это все произошло исключительно по указке сверху, но, думаю, немалую роль в подобном освещении предстоящего шоу сыграл и тот факт, что на концерте должен был присутствовать сам Президент Башкортостана г-н Рахимов, за несколько часов до того принявший в Доме Республики Юрия Шевчука - некогда преследуемого и гонимого из Уфы лидера "неблагонадежной" группы ДДТ. Поводом для приема послужило вручение музыканту удостоверения и нагрудного знака Народного артиста Республики Башкортостан. Как известно, почетное звание было присвоено Шевчуку в конце 2003-го года "за большие заслуги в развитии музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство", свидетельство о чем должно было быть торжественно вручено на планировавшемся в самое ближайшее время в городе концерте. Однако, узнав о том, что в этот момент в Башкирии будут проходить выборы нового главы республики, Юрий решил перенести выступление коллектива, чтобы избежать возможного использования факта своего награждения в качестве аргумента в поддержку одного из кандидатов, чем, конечно же, того не обрадовал.

С тех пор прошло полтора года, и вот, как говорится, "награда нашла героя". Надо сказать, что и этот шаг Юрий, всю жизнь пытавшийся не иметь никаких дел с политиками, продумывал весьма тщательно, но, в конце концов, нашел достойное решение - в итоге, на встречу с президентом в уфимский "Белый дом" вместе с ним отправились его давние друзья и коллеги, музыканты первого состава ДДТ: Геннадий Родин, Рустем Асанбаев и Нияз Абдюшев.

Г. Родин: Когда мы сидели в гостинице перед отъездом к Рахимову, то Юра говорил, что он долго думал, идти ему на это или нет. И ведь нельзя расценивать это как подачку от властей! Он действительно народный, а это было лишь закрепление его статуса - он же не пошел при этом ни на какой компромисс. Это было понятно, когда ему присвоили это звание - была как раз предвыборная кампания, должен был состояться концерт ДДТ, и его приглашали выступить, получалось, в поддержку Рахимова. Он тогда не согласился, перенес концерт и потерял много в финансовом плане! Да и сейчас его поставили перед фактом, потому что он ехал сюда с юбилейным концертом в честь 25-летия ДДТ, а не получать звание. А когда уже были согласованы все финансовые вопросы, было сказано, что вдобавок еще ему вручат, наконец, это удостоверение. Ну, он подумал - а почему, собственно, нет, раз уж все равно его давно присвоили?

К сожалению, мне довелось происходившее там увидеть лишь в записи и довольствоваться скупыми комментариями участников встречи. Можно отметить, что "встреча проходила в теплой и дружественной обстановке", правда, как мне показалось, сначала и Юра, и остальные музыканты чувствовали себя не совсем в своей тарелке, даже несмотря на присутствие на встрече еще одного друга "бурной молодости" Ильдуса Илишева, ныне министра культуры Башкортостана и заместителя премьер-министра. Впрочем, за время оживленного разговора, длившегося целый час и вместившего в себя различные темы - от строительства и сельского хозяйства до сохранения культурного наследия, национальных традиций и "башкиризации" населения республики - эти начальные неловкость и скованность исчезла.

"Церемония была клевая! Президент меня вообще удивил - хороший дядька, оказывается! - поделился уже потом со мной своими впечатлениями Рустем Асанбаев (уфимский Джимми Хендрикс, как его называет Юра). - Такие каверзные вопросы обсуждали, я даже удивился. Беседа была как на кухне - когда собираются старые ворчуны, начитавшиеся газет, и начинают все костерить - примерно то же самое и было! (смеется) Хорошо посидели, честно!"

"Их 6 человек, нас четверо, - продолжает Геннадий, - сели за стол, и Рахимов стал разговаривать на совершенно различные темы - от сельского хозяйства, нефти, Абрамовича до Земфиры и Путина - обо всем понемножку, короче. Ему, видимо, было интересно не официальное мнение, которое ему преподносят каждый день, а мнение человека совершенно из другой области! Удивительно и забавно вышло - он вроде хотел еще дальше беседу продолжить, а Юра ему: "Нам пора на концерт ехать!" - и на этом закончили". (смеется)

После этого глава республики приколол Шевчуку на пиджак (явно одолженный у кого-то из уфимских друзей) нагрудный знак со словами: "Героев много, но никто справку не показывает о том, что они герои. Вот вроде ты стал народным артистом, а вроде и нет. Сегодня будешь уже народным де-юре выступать!" В своем ответном слове Юрий сделал особый упор на то, что это не его личная награда: "Звание очень высокое для меня, о такой награде я и не мечтал, конечно. Прежде всего, спасибо ребятам - Геннадию Родину, Рустему Асанбаеву, Ниязу Абдюшеву, Сергею Рудому, Володе Сигачеву, нашему пианисту и клавишнику, который пропал без вести, и мы его найти не можем уже несколько лет... Спасибо всем тем, благодаря которым я смог стать художником в свое время, когда меня... ну, немножечко, так сказать, преследовали - будем честными, гонения были, и люди эти меня поддержали. И я считаю, что премия эта, прежде всего, музыкантов, которые работали в группе, и этих людей, которые меня поддержали в 85-м году и помогли мне стать художником, студентов, собиравших подписи в нашу поддержку, в защиту группы - все это награда вот этих ребят, я так считаю, поэтому я ее и получил. Спасибо огромное им всем! А для меня, конечно, главная награда - это аплодисменты зрителей!"

И в завершениe встречи, согласно протоколу, "вручатель" и "вручант" обменялись памятными подарками: г-н Рахимов презентовал Шевчуку панно с выгравированными портретами всех российских государей, а тот, в свою очередь, подарил книгу, выпущенную к 300-летию Санкт-Петербурга, сопроводив сие немногословным и скромным комментарием: "Ваш земляк - не последний человек в Питере... Это 300 биографий людей, которые... ну, которыми... Ну, и я туда тоже попал, короче...", - на что башкирский президент глубокомысленно заметил с улыбкой: "Вообще, сейчас модны питерские все..."

Пожалуй, наиболее пространного комментария мне удалось добиться уже поздно ночью на банкете от министра культуры, улучив момент, когда герой дня и его друг Шевчук отошел из-за стола, чтобы проводить отца, Юлиана Сосфеновича, в свои 80 лет героически прослушавшего весь концерт, высидевшего пресс-конфенренцию, и после всего этого еще достойно составившего компанию за столом неувядаемому дяде Мише Чернову, старейшему из питерских "ддтешников". Ильдус Губайдуллович Илишев, который ко всему прочему еще и профессор, доктор политических наук, к удивлению моему, оказался "старым рокером", по его собственным словам, и с радостью поделился своими мыслями о народном артисте: "Я всегда относился болезненно к тому, что родная республика и родной город не отдали должное таланту этого человека, потому что он человек честный, талантливый, настоящий рокер, поэт. Инициатива по присвоению Юре звания была чисто народной. Могу лишь сказать, что и ваш покорный слуга приложил к этому свою руку. Юра - это особая статья, и Уфа им очень гордится, с ним мы связываем такие "немодные" вещи, как честность, настоящая поэзия, любовь к своей родине, к своему народу, и он истинно народный артист, в полном смысле слова! Этот факт официального признания со стороны государства был очень искренним, и Юра это понял - он человек не пошлый. И я рад, что все это состоялось именно во время празднования 25-летия ДДТ - он эту награду воспринял, прежде всего, как ту, что народ дал не ему лично, а всей группе ДДТ.
Кстати, тот момент, что государственная власть оценила Уфа талант человека, который трудится в сфере "его величества рок-н-ролла", говорит о том, что рок жив и получает признание. Сегодняшняя беседа с Президентом республики, которая длилась около часа, - это была беседа двух мужиков, которые "щупали" друг друга, сразу друг другу понравились. А Юрий сегодня в одном из интервью о своих впечатлениях после встречи с Президентом республики сказал: "Мы с ним договорились вместе биться против попсы!"
И последнее: мне особо приятно, что ДДТ, родившись в Уфе - факт, которым мы очень гордимся - продолжает свою жизнь именно в Петербурге, в рок-н-ролльной столице. Как министр культуры Башкортостана заявляю, что Питер - это наша последняя надежда, форпост, благодаря которому русский рок должен не только выжить, но и развиваться дальше!
"

Видимо, чтобы не ударить в грязь лицом перед жителями и гостями "столицы рок-н-ролла", после завершения первого, самого короткого этапа юбилейного тура, помимо Уфы вместившего в себя концерты в Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, Шевчук (по достоверным сведениям) решил внести некоторые коррективы в программу шоу, учтя все недостатки прошедших концертов и сделав соответствующие оргвыводы, вследствие чего группа, не успевшая толком отдохнуть от гастролей, продолжает усиленно репетировать... Я не буду рассказывать целиком всю программу предстоящего концерта по нескольким причинам: 1) как уже сказано, в ней возможны изменения, о которых я не знаю, и 2) лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать (учитывая, что билеты на концерт стоят нереально дешево - всего 100 рублей)! Могу лишь сказать, что при составлении программы выступления постарались учесть интересы всех - и более молодых фанатов, для которых прозвучат песни из "Пропавшего без вести", "Единочества" и "Мира номер ноль", и тех, чей интерес к музыке ДДТ закончился на "Дожде", "Осени" и "Родине". Жаль, конечно, что нельзя будет услышать "Башкирский мед", "We all live in Ufa" или "Блюз на остановке" в исполнении первого состава ДДТ, как это было на ипподроме "Акбузат", но, как знать, каких сюрпризов ждать в эту пятницу на "Петровском" от "народной башкирской группы"?

Благодарим Айнура Ибрагимова (телекомпания "Вся Уфа") за предоставленные видеоматериалы

21.06.2005, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.ddt.ru

Группа ДДТ

«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.

Подробности из жизни:

Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал

Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…

Далее... →