LED ZEPPELIN  Июнь. Дороги фестивалей

Led Zeppelin, основной смысл жизни которых составляли концертные выступления, предпочитали трудиться над альбомами осенью или зимой, отдыхать любили во второй половине лета, а первую его часть почти всегда отдавали гастролям и фестивалям. Чтобы сбылись чаяния всех поклонников, группе приходилось играть серии из нескольких концертов на каждой площадке...

Когда наступает лето, когда за окнами всё цветет, зеленеет и благоухает, трудно усидеть не только дома, но и в студии. Хочется на волю, туда, где яркое солнце, свежий воздух и теплый ветер. Неудивительно, что не только любители музыки, но и сами музыканты предпочитают в это благословенный период проводить время под открытым небом, то есть на концертах и фестивалях типа open air. Редко кто выпускает и покупает альбомы, - летом гораздо приятнее слушать и исполнять живую музыку.

Led Zeppelin, основной смысл жизни которых составляли концертные выступления, предпочитали трудиться над альбомами осенью или зимой, отдыхать любили во второй половине лета, а первую его часть почти всегда отдавали гастролям и фестивалям. Уже в 1969 году их первое совместное лето началось с тура по родной Британии. Оно стартовало 8 июня в Ньюкасле и закончилось 29 июня весьма престижным выступлением в лондонском Альберт Холле. В промежутках между концертами Led Zeppelin осваивали радио и телевидение: 19 июня участвовали во французской передаче "Tous en scene", а 27-го записывались для радио "BBC" в лондонском Playhouse Theatre. Французский опыт оказался неудачным: в бонусах к Led Zeppelin DVD можно воочию наблюдать, как упитанные французские буржуа, пришедшие на "сборную солянку" с клоунами и циркачами, недоуменно взирают на яростно рубящуюся английскую группу. Зато выступление в Playhouse было настолько идеальным, что осталось в истории как самый бутлегируемый концерт Led Zeppelin.

Уже на следующий день, 28 июня, группа в первый раз играла на Фестивале прогрессивной музыке в Бате, - еще не в качестве хэдлайнеров, но весьма близко к этому статусу. Главными звездами Бата они стали год спустя, 28 июня 1970 года, убрав и игравших с ними в один день Jefferson Airplane, Фрэнка Заппу (Frank Zappa) и Карлоса Сантану (Carlos Santana), и блиставших накануне в окружении симфонического оркестра Pink Floyd. Led Zeppelin вызывали на бис 5 раз, - вопреки, а может, и благодаря тому, что они показали не только уже известный, но и новый материал, в том числе только что сочиненную "Immigrant Song": за неделю до Бата, 22 июня, группа побывала с концертом в Исландии, и Плант (Robert Plant) тут же написал песню о походах древних викингов...

Июнь 1971-го LZ потратили на решение разных технических проблем и никуда не ездили, но уж через год в этом же месяце разбомбили в пыль Америку, играя по два концерта в каждом зале, - одного уже было недостаточно, билеты разлетались со свистом, - поставив в сиэттлском зале Coliseum рекорд продолжительности собственного шоу (4 часа вместе с выходами на бис), и обогнав по многим финансовым показателям гастролировавших неподалеку The Rolling Stones. Но это было лишь начало. С каждым годом, с каждым концертным сезоном восторг зрителей только возрастал, и к 1977 году для того, чтобы сбылись чаяния всех, кто хотел увидеть Led Zeppelin во плоти, им приходилось играть серии из нескольких концертов на каждой площадке. Когда 3 июня из-за дождя был прерван и не возобновлен стадионный концерт в Тампе (штат Флорида), публика устроила чуть ли не бунт. Зато с 7 по 14 июня они 6 раз сыграли в нью-йоркском Madison Square Garden, а следом, с 21 по 27 июня, 6 раз сотрясли лос-анжелесский The Forum (сыграв в том числе 23-го концерт под грифом "Только для своих", на котором присутствовало множество знаменитостей). Тут стоит поражаться не столько энтузиазму слушателей (ясно ведь, что концерты были прекрасные; кстати, 23 июня к группе присоединился их старый приятель Кейт Мун (Keith Moon, The Who)), сколько работоспособности музыкантов: каждое выступление длилось не менее трех часов, и оно отнюдь не было статичным.
"Концерты в Америке всегда сильно отличались от выступлений в любом другом месте. Шоу было не менее важным компонентом, чем музыка. Но мы ничего специально не выдумывали. Весь спектакль держался на том, что вытворяли на сцене Роберт и Джимми", - вспоминает Джон Пол Джонс (John Paul Jones), который хоть и вел себя более спокойно, но тоже отнюдь не стоял столбом. А уж о безумных нагрузках, которые испытывал Джон Бонэм (John Bonham), не стоит и говорить. Но им просто нравилось играть концерты... Страшно жаль, что этот великолепный американский сезон полтора месяца спустя был оборван трагедией, - от вирусной инфекции скоропостижно скончался маленький сын Планта.

После этого события и вплоть до самого своего распада Led Zeppelin гастролировали редко и мало, а на полноценный, хоть и небольшой тур решились лишь в июне 1980 года. Играли в Германии, Бельгии, Австрии. Группа переживала трудные времена, но все же готова была возродиться и снова отправиться на завоевание мировых стадионов. Но этим планам не суждено было сбыться, - на этот раз из-за смерти Джона Бонэма...

Однако жизнь все-таки всегда берет верх над смертью. Led Zeppelin больше не существовали как единый коллектив, но его участники не забыли о своей любви к летним фестивалям и большим концертам. Уже в 1983 году жители Нью-Йорка увидели Планта - с сольным турне - в Madison Square Garden, 15 июня 1985 года он снова играл в The Forum, а после - на других вместительных площадках Калифорнии и американского Запада. Там же он провел июнь 1988-го, а в 1990-м объехал с феерическим "Manic Nirvana"-туром весь американский континент. Однако июнь приберег для исторической родины: со 2-го по 6-е выступал в Лондонском Hammesnith Odeon, а в последний день месяца появился на Небуортском фестивале, чтобы получить почетную награду за вклад в английскую музыку - "Серебряный ключ". Примечательно, что на сцену по специальному приглашению Планта поднялся также Джимми Пейдж, и даже сыграл с Плантом и его группой несколько песен. Небуорт не видел их рядом с 1979 года, - однако чудеса все-таки иногда случаются...

Сольная карьера Пейджа была несколько менее успешна: постоянной сопровождающей группы у него так и не сложилось, он почти не гастролировал и предпочитал появляться на людях лишь во время концертов своих друзей. Однако ностальгия по лету овладевала порою и Пейджем. Это был еще один дополнительный стимул выйти на сцену - ну, скажем, 5.06.1984 в Ноттингеме, на концерте памяти Алексиса Корнера (Alexis Corner), через пару недель в Дортмунде, вместе с Yes, а в следующем году, 4 июня, - в Вашингтоне, вместе с The Beach Boys. Что объединяет эти выступления? Наверное, все-таки лето.

А когда пост-цеппелиновские отношения Пейджа с Плантом достигли уровня совместного проекта и привели к годовому туру, оба немедленно включили в гастрольный график еще и летние фестивали. 10.06.1995 они играли на миланском фестивале "Sonoria", 18.06 выступили на Luenberg festival, 24.06 - на Wegberg festival (оба - Германия), 29-го появились на датском фестивале Roskilde, а за четыре дня до этого участвовали в знаменитом фестивале Гластонбери. Надо сказать, что для Планта появление на этой площадке было уже не в диковинку: он играл на Гластонбери 25 июня 1993 года в рамках своего тура "Fate Of Nations" (и уже назавтра отправился на Midtfyns festival в Дании, чтоб оттуда переместиться на Parkpop festival в Гааге, Голландия). Кажется, Гластонберийский фестиваль ему понравился больше всех: уже после очередного, на этот раз как будто окончательного расставания с Пейджем, он еще раз вернулся сюда в 2000 году, а 23 июня 2002 года сыграл концерт здесь на акустической площадке перед примерно 5 тысячами зрителей. Впрочем, не забывал и другие летние игрища, - скажем, незадолго до этого, 3 июня посетил фестиваль на острове Уайт...

И еще одна подробность о Гластонбери, непосредственно связанная с Led Zeppelin: Этот самый крупный ежегодный фестиваль Великобритании (и один из самых крупных в мире) был задуман и организован фермером Майклом Ивисом после того, как тот услышал первое выступление LedZep в Бате, - то самое, с "Immigrant Song" и импровизированным акустическим сетом посередке. Не удивительно, что любой из бывших участников группы здесь - желанный гость.

Перечисление всех этих многочисленных дат кому-то может показаться сухим и даже скучным: никаких красочных описаний и завлекательных подробностей, одни цифры. Но можно ли описать словами фестивальное или стадионное выступление Led Zeppelin, особенно если сам, к несчастью, не побывал ни на одном из них? Какое-то представление об этом великолепии могут дать концертные съемки, увековеченные на видео и DVD, но лучше все-таки спрашивать очевидцев. Хотя вряд ли и они тоже смогут предоставить вам нечто пространное и связное: скорее всего, перечислят песни, а все прочее передадут лишь жестикуляцией, восторженными вздохами и невнятными восклицаниями. Led Zeppelin записывали великолепные альбомы, но наивысшее их достижение - все таки концерты. Особенно большие.

То же самое можно сказать и о Пейдже с Плантом - и вместе, и по отдельности. 28 июня 1982 года вышел первый сольный альбом Планта, "Pictures At Eleven", - трепетно ожидавшийся, придирчиво оценивавшийся и в результате очень тепло принятый и публикой, и критикой: в нем Плант развил линию поздних Led Zeppelin, но при этом ухитрился сохранить не букву, а дух, проявив, прежде всего, собственную индивидуальность. 24 июня 2002 года состоялся английский (а тремя неделями позже американский) релиз изумительного кавер-альбома "Dreamland", в котором старые, почти забытые песни получили второе дыхание благодаря как трепетной любви Планта к корневому блюзу, так и его острому интересу к ближневосточной этнической музыке. На июнь же приходится выход сольника Джимми Пейджа "Outrider" (1988), примечательного более составом сессионных музыкантов, среди которых были Джейсон Бонэм (Jason Bonham), Крис Фэрлоу (Chris Farlowe) и Бэрримор Барлоу (Barrimore Barlow, экс-Jethro Tull), нежели материалом, но все же не провального. Но все равно, каковы ни были бы альбомы, в них не найти и десятой доли той свободы и радости, которые отчетливо чувствуются в любом концерте этих музыкантов - старом или новом, групповом или сольном. Поэтому, если у вас есть время и некоторое количество денег, - ищите где угодно расписание концертов и туров, находите в нем наиболее близкий и удобный для себя пункт, и без всяких сомнений отправляйтесь туда. Не пожалеете ни разу. Особенно если на дворе - лето.

20.06.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

LED ZEPPELIN

В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...

Дата образования:

1 января 1968

Подробности из жизни:

В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…

Далее... →