David KRAKAUER  Бабушкины сказки в стиле hip-hop

Проект двух замечательных артистов - Дэвида Кракауэра и Сокал представляет неожиданную комбинацию - клезмер и хип-хоп. Звуки рассказывают о происхождении этого интересного тандема...

- Сейчас мы достигли периода, который я называю битвой за еврейскую самоидентефикацию, - голос из динамика с явным бруклинским акцентом, который по-русски лучше всего передать одесским произношением. Вмешивается витруозный кларнет, а затем и ударники, ритмические темпы и характерные выкрики - Так мне бабушка говорила, так рассказывала свои майсы...
Так начинается проект двух замечательных артистов - Дэвида Кракауэра (David Krakauer) и Сокал (Socalled). О Кракауэре я рассказывал год назад, а теперь музыкант представляет еще более неожиданную комбинацию - клезмер и хип-хоп.

Кракауэр был хорошо известным джазовым кларнетистом, респектабельным педагогом. К нему случайно обратились участники клезмерского ансамбля и попросили порекомендовать им студента по классу кларнета. Кракауэр попробовал сам - и увлекся на всю жизнь. Позже он вошел в легендарный ансамль The Klezmatics - один из пионеров современной клезмерской музыки. После семи плодотворных лет Кракауэр создал в середине 90-х собственный ансамбль Klezmer Madness ("Безумье клезмеров"), с которым продолжает играть, писать музыку и экспериментировать до сего дня. Кракауэр встретил Сокал в Монреале на фестивале "Klezm-Canada". Они провели целый день вместе, а на прощанье Сокал дал Кракауэру послушать самодельную запись "Так называемого седера".
- Я отнесся к этому скептически. Седер и хип-хоп - звучало несколько странно, - рассказывал Кракауэр в одном из интервью, -Потом я все же послушал, и музыка захватила меня. Это было самое замечательно, что я слышал в жизни. Я понял, что хочу сотрудничать с этим артистом, что нашел соратника и единомышленника, душевного друга.
- Здесь не просто смешение стилей. Надо именно вжиться в музыку, прочувствовать ее страсть и тогда получается истинный синтез.

Сокал, унаследовавший от родителей имя Джонатан Долгин, известен острым языком. Как-то старушка-журналист спросила его что-то о "возрождении идиша", а артист ей ответил: "Хватит говорить о е***ом возрождении, потому, что идиш - живой!". И все же интересно, как хип-хопер пришел к идиш? Да очень просто: Сокал стал подбирать еврейские мелодии в качестве фона и заставок для речитативной декламации, в чем, по сути, и состоит техника хип-хоп. По-английски такой речитатив называется, как известно, rap. В хип-хоп каждый приносит странные, малоизвестные мелодии.
- Я стал работать со старыми еврейскими записями и открыл для себя целый чудесный мир, полный замечательных старых артистов: Мики Кац, Аарон Лебедев, Мойше Ойшер. Я никогда и нигде этого не слышал - ни по радио, ни на концертах. И я понял, что это - мое. Это как раз оказался материал для такого парня, как я, делающего рэп-музыку. Оказалось также, что их звуки отлично ложатся в контур хип-хоп, поддаются рекурсии.
- Еще одно замечательное качество этих записей состоит в том
, - усмехается Сокал. - что в глобализированном мире интеллектуальной собственности никто не предъявит ко мне претензий за нарушение авторских прав!.

Кракауэр составил программу в виде воображаемой встречи-дуэта двух великих кларнетистов прошлого: клезмер-музыканта Нафтуле Брадвейна и джазмена Сидни Буше.
Будучи в Нью-Йорке, нельзя избежать вопроса о связи еврейко-американской и афро-американской музыки. Особенно - если речь идет о хип-хопе, которые многие считают лишь "музыкой черных гетто".
- Я еврейский канадец, - возражает Сокал с улыбкой, - Это немного освобождает от ответа... Разумеется, есть миллион вещей, связывающих еврейскую и негритянскую музыку - опыт гетто, притеснений и гонений. Общее в стремлении скрыться от жестокой реальности, забыться в музыке. Есть общее в выражении страданий и в выражении радости... Негритянский спиричуэл, как и хасидская музыка, черпает свое вдохновение в Ветхом Завете, в Танахе... Есть много связей... Но!
Для меня хип-хоп - это прежде всего современное средство. Сейчас все используют это имя "хип-хоп" для того, чтоб быть современным. Хип-хоп, музыка "рэп" давно уже оторвались от афро-американского контекста и означают лишь использование стиля, определенной технологии для художественного самовыражения. Бывает хип-хоп итальянский, индийский, латиноамериканский... Все используют такой стиль. Я не думаю, что там остался афро-американский контекст.
Разумеется, афро-американцы были первыми. Они дали хип-хоп миру, но теперь - это всеобщее достояние. Примерно как рок-музыка. Целые библиотеки написаны о взаимоотношениях черной и еврейской музыки в Америке... Но!
Я просто хочу делать свою музыку в стиле хип-хоп. Меня не волнует - еврей, негр или цыган, черный, белый, желтый или голубой...,
- продолжает Сокал. - Мы смешиваем стили, смешиваем традиции абсолютно так же, как это происходит в реальной жизни.

Сообщество хип-хоперов хорошо приняло нового музыканта. Его рэп на фоне мотивов и отрывков клезмеров и еврейских театральных артистов сразу нашел отклик и понимание.
Итак, клезмер и хип-хопер. Еврейские эмигранты создали в Америке самобытную музыкальную культуру, выражавшую их ностальгию по старой родине. Считается, что клезмеры - это провинциальные музыканты из Восточной Европы, из черты оседлости, куда загнала евреев царская власть. Сегодня это далеко не так.
Клезмерская музыка - это респектабельный музыкальный жанр, хорошо укорененный в мейнстрим интернациональной музыкальной культуры. В 20-30-е годы в Америке активно развивалось это направление: артисты играли на свадьбах, бар-мицвах, создавалась музыка для чрезвычайно популярного еврейского музыкального театра, на равных конкурировавшего с Бродвеем, было записано огромное количество замечательной клезмерской музыки. Фактически, Америка спасла клезмер от забвения и уничтожения. То, что оставалось после Холокоста, было уничтожено тоталитарной "дружественной" властью. Наследию замечательных клезмеров середины XIX века Педоцер - Арн-Мойше Колоденко и Стемпеню - Йоселе Друкер, увековеченных Шолом-Алейхемом как и грозило полное забвение.

- Третьим, и наверное самым опасным фактором стала ассимиляция в Америке... да и везде, - говорит Кракауэр. - Для нас, начинавших в 70-е, таких как Энди Статмэн, Капелия, других ансамблей, искавших корни, проблема состояла в том, чтоб что-то найти, возродить...

Они нашли свои корни совсем недалеко от дома. В Нью-Йорке в 20-30 годы работали и записывались великие клезмеры, такие как Нафтуле Брандвейн и Дейв Терас, сохранившие и обновившие клезмерскую традицию. (Кстати, после публикации здесь моей статьи, где упоминались эти артисты, я получил письмо из Израиля, где меня просили помочь найти Дейва Тераса, "который на самом деле Давид Тарасюк, родной брат моей бабушки из местечка Терновка в Днепропетровской области". В 1979 году я слышал музыку в исполнении почти столетнего тогда Тераса, но найти его - увы! Его не стало в 1989 году.)

Программа, а также совместный диск Кракауэра и Сокала называется "Бобэ майсес: байки, которые бабушка нам рассказывала". Что это, бабушкины сказки?

- Как бы старые рассказы, байки, которые нам рассказывают с детства, которые все считают общепринятым мнением, - говорит Сокал. - Такие байки, что передают, что живут в семье. Но это очень-очень неопределенно. Я когда то слышал пьесу в исполнении Кракауэра с названием "Бобэ майсэ" и она послужила толчком к созданию диска.

- Пьесу эту я записал в серии "Архив американской еврейской музыки Милкина", посвященной 350-летию еврейской общины в Северной Америке, - продолжает Каракаэур, - Мелодия пришла от моего учителя Лиона Ришонова, а тот получил ее от своего учителя, замечательного кларнетиста Семена Белосина, игравшего в оркестре Нью-йоркской филармонии с 1920 по 1965 год. Белосин был большим энтузиастом, одним из зачинателей возрождения клезмерской традиции в Америке.

Несколько слов об "Архиве американской еврейской музыки Милкина" - замечательном проекте, призванном включить весь широкий спектр музыкальной деятельности евреев в Америке - клезмеров, театральную музыку, канторское пение, музыку еврейского кино. Архив возвращает к жини творчество забытых композиторов - таких, как Стивен Вольпе или Дариус Миклад, а также всемирно-известных известных: Леонард Бернстайн, Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Курт Вейль. Вейль, к примеру, писал в Америке музыку еврейского театра, и это совсем другой Вейль, нежели хорошо известная музыка для постановок Брехта. Архив восстанавливает старые записи, а часто заново записывает музыкальные произведения.
Проект поддерживается "Фондом семьи Милкин", и, хотя сам глава семьи крупный финансовый брокер Майкл Р. Милкин сел в тюрьму за финансовые махинации на Уолл Стрит, деятельность проекта успешно продолжается. Сам Милкин считает "Архив американской еврейской музыки" одним из важнейших, призванных как-то вернуть долг обществу и общине.

А название "бобэ майсес" имеет много подтекстов. "Бобэ майсес" - одно из первых произведений светской литературы на идише, одна из первопечатных книг на идиш в начале XVI века. Вероятно, эта книга была и самая распространенная - не бабушкины сказки, а "Истории Бовы". Она выпущена впервые в Италии христианским первопечатником еврейской книги Паулем Фангисом. "Бобэ майсес" - перевод итальянского рыцарского романа в стихах "Бова д'Амато", выполненный одним из первых идишистских филологов Элией Левита (известным в еврейской литературе, как Элия Бохер). Сам роман тоже является переложением нормандского рыцарского романа XIII века о полу-мифическом основателе Саутгемптона (Sir Bevis of Hampton или по старофранцузски Boeve de Hatone). Роман этот пользовался огромной популярностью по всей Европе в течение нескольких сотен лет, переводился и перетолковывался во многих странах. На Руси "Бова д'Амато" лег в основу одной из первых русских лубочных книг "Повесть о Бове-королевиче". В еврейском языке "бобэ майсес" стали нарицательным именем для всяких выдумок, баек и имя легендарного рыцаря связалось с созвучным еврейским словом "бобэ" - баба, бабушка.

Вот ценные сведения, которыми снабдит вас "Бобэ майсес": считается, что бабушка печет самое лучшее в мире печенье, хотя она обычно покупает печенье в супермаркете. Если свистишь в доме, то приманиваешь крыс. Не ковыряй в носу, а то руки будут короткими. Ешь манную кашу, а то никогда не вырастешь. Куриный бульон - лучшее лекарство от всех болезней, а сквозняк, наоборот вызывает все болезни. Надень шапку, а то простудишь голову. Отойди от кухонного стола, а то никогда не женишься...
Бабушкины сказки. Теперь еврейский рэппер и клезмер продолжает золотую цепочку народной традиции и доносят свои майсес до американской аудитории.

- Майсес - это, что-то такое, что нам говорили в детстве, вроде "На твоем отце держится вся больница", - говорит Кракауэр, -папа действительно работал в больнице, но бабушка слишком преувеличивала...
Но "майсес" и это критическое осмысление многих расхожих истин, которыми живет американское еврейство - преемственность, Холокост, наше прошлое... Многие сегодня сомневаются, слышали ли мы всю правду о прошлом от своих родителей. Опросы показывают, что традиционные американские еврейские лозунги перестают работать в возрастной группе 18-36 лет и воспринимаются многими, как "майсес".
- Мы как раз записывали диск на следующий день после президентских выборов 2004 года, - рассказывает Кракауэр. - Мы уже знали, что победил Дж. Буш. Настроение было дрянное. Мы растерялись от того, что доверие людей можно завоевывать с помощью "майсес"... Теперь уже не "бобэ майсес", а "Буш-майсес"...

Одна из наиболее запоминающихся вещей в программе - "Румыния, Румыния". Переработка старого эстрадного номера Аарона Лебедева, широко известного всем любителям клезмерской музыки. Впервые "Румыния" была записана в 20-е годы и широко разошлась по всему миру.
- Я всегда хотел исполнить "Румынию", - рассказывает Кракауэр. - Однако я понимал, что после Лебедева уже не так получится. Да и почти любой ансамбль клезмеров включает эту вещь в свой репертуар.
Действительно, вещь эту исполняют так часто, что ее во многом затаскали. Но Кракауэр придал своей интерпретации совершенно иной, мрачный оттенок. "Румыния" в его обработке - не только веселые еврейские куплеты, но и надвигающаяся тьма, Румыния времен наступления фашизма, когда Лебедев создал свой шедевр, и темные улицы и слепые окна румынских городов времен Чаушеску, и сегодняшняя я, обремененная нищетой, коррупцией и преступностью. Кларнет Кракауэра плачет и стонет, оставляя в композиции очень мало от веселья классической еврейской оперетты. 20-30 годы многими осмысляются сегодня заново, как время наступления реакции, и как время удивительного творческого расцвета и как время перелома, в чем-то напоминающего наше.
Еще один важный аспект: 20-30-е годы - время, когда новые технические средства - звукозапись, радио вторглись в музыкальное творчество, радикально изменив всю музыкальную культуру. Во много это напоминает техническую революцию сегодняшнего дня. Существует и сильная реконструктивная философия - попробовать воссоздать художественные тенденции, трагически прерванные Второй мировой войной. Американская еврейская музыка всегда менялась, обогащалась и обогащала собой - еврейские театр на Второй авеню и Бродвей неразрывно связаны не только музыкальной традицией, но зачастую те же самые люди работали в обоих местах. Курт Вейль повлиял на обоих. Поэтому последний вопрос. Вы не боитесь разрушить традиционную клезмерскую музыку, вторгаясь в нее, вводя столько разных элементов?
- Мы получаем множество гневных писем с призывами "не трогать клезмерскую музыку!" "оставить ее в покое!" Но те, кто слышат нашу музыку - действительно вдохновляются. Клезмерская музыка - изначально танцевальная музыка. Речь не идет о музейной этнографической реконструкции. Чтобы жить, танцевальной музыке необходимо обновляться, соответствовать современным ритмам и звучанию, - отвечает Дэвид Кракауэр.

19.06.2005, Михаэль ДОРФМАН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Вот здесь есть Socalled в Real Audio
    http://www.piranha.de/records/ realsounds/kalebazetsn.rm
    Спасибо за статью
    Написал(a): Аня Нежинская, 30/06/2005 19:27
  • И вот ещё:

    HipHopKele <http://musicscout.piranha.de/ mp3s/CD-PIR1789/12.mp3> -
    * alt. shul Kale Bazetsn <http://musicscout.piranha.de/ mp3s/CD-PIR1789/5.mp3>
    * Hassidish
    * Gasn Nign <http://musicscout.piranha.de/ mp3s/CD-PIR1789/10.mp3>
    Написал(a): kocmatob, 21/06/2005 16:10
  • Да, кстати, правильно MC Socalled. На странице Кракауера этого альбома нет, да и на амазоне и прочих тоже. Я нашёл лишь THE SO CALLED SEDER: A HIP HOP HAGGADAH.

    Не до конца уверен, так как мой комп не имеет громкоговорителей, один трэк вроде есть здесь: http://www.fixler.com/blojsom/ blog/default/Audio/Segment/200 5/03/25/Music_of_the_Klezmer_W edding.html
    Написал(a): kocmatob, 21/06/2005 16:07
  • Матвей, спасибо за ценные правки! :)
    Написал(a): Соня Соколова, 21/06/2005 12:29
Звуки.ру - новости партнёров:

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить