ФЕСТИВАЛЬ  Рокинг. Наперекор стихиям

Легендарный фестиваль "Rock-Line" прекратил существование, но не угас, а преобразился в пермский межрегиональный фестиваль "Рокинг". Из ежегодного он стал ежемесячным, а из просто смотра неизвестных талантов превратился в смотр-конкурс. Екатерина Борисова рассказывает о своей работе в жюри финала...

Рок-музыканты и прочие обитатели Перми, Кунгура и других городов Приуралья (а также Зауралья, Сибири и многих других областей России) наверняка помнят ежегодный межрегиональный фестиваль "Rock-Line", проводившийся стараниями неутомимого пропагандиста и опекуна локального рок-н-ролла, музыканта Олега Новоселова. История "Rock-Line" богата яркими событиями, пересказ коих может длиться часами и страницами; если же попробовать обойтись одной фразой, то суть его заключалась в том, что региональные группы, участвуя в фестивале, имели реальный шанс не только найти слушателя за пределами своих репетиционных точек и крохотных местных клубов, но и заявить о себе в масштабах страны: CD-сборники с песнями участников каждого "Rock-Line" рассылались организаторами в центральные СМИ. И хотя я лично не припомню, чтоб кто-то из этих групп сотряс впоследствии эфир "Нашего радио" и "Максимума" или же сцену "Нашествия" и "Максидрома", но все же информация распространялась не зря: завязывались контакты, начинались гастроли, увеличивалось число слушателей... Да и вообще большой летний фестиваль под открытым небом, где выступают не навязшие в ушах радиомонстры, а молодые "неформатные" ребята, рвущиеся в бой и выкладывающиеся по максимуму, - это всегда хорошо. Пусть не во всем складно, но, по крайней мере, живо и интересно. Если б было иначе, вряд ли я с таким постоянством ездила бы на провинциальные рок-фестивали...

Так вот, некоторое время назад "Rock-Line" в своем оригинальном виде по ряду причин прекратил существование, но не угас окончательно, а после разных трансформаций преобразился в пермский межрегиональный фестиваль "Рокинг". Из ежегодного он стал ежемесячным, а из просто смотра неизвестных талантов превратился в смотр-конкурс. Идея Олега Новоселова была такова: на каждом "Рокинге" выступает 4 команды, из которых жюри выбирает одну лучшую, на итоговом "Рокинге" выступают все лучшие, а из них выбирается одна самая наилучшая. Ей-то и достается главный приз: издание тиража (1000 экз.) собственного альбома на CD в заводском исполнении. 500 дисков при этом передаётся победителям в их полное распоряжение, другие 500 рассылаются организаторами в СМИ, продюсерам рок-фестивалей и клубов, а также другим заинтересованным лицам.

Первый "Рокинг" прошел 25 мая 2004 года, и перспективы имел самые радужные. Но потом случилось несчастье: в августе того же года Олег скоропостижно скончался. Однако убитая горем Елена Зорина-Новоселова нашла в себе силы продолжить дело покойного мужа. Память о человеке живет в его делах; Елена не только добилась от городских властей присвоения одному из городских скверов имени Олега Новоселова, не только выпустила два мемориальных CD-сборника ("рокерский" и "бардовский") с участием знаменитых исполнителей, но и мужественно взвалила на себя организацию и пропаганду дальнейших "Рокингов". Стараниями Елены и при поддержке заинтересованных лиц они аккуратно проходили месяц за месяцем.
Наконец, на 27 мая 2005 года был назначен итоговый фестиваль. В финал вышло 10 групп; в жюри были определены компетентные лица (каковым посчитали и меня); в качестве спецгостей пригласили группу СерьГа. Событие намечалось незаурядное.

Собственно, оно таковым и вышло, но солидную часть торжества испортил непредсказуемый погодный фактор. Кто бы мог подумать, что 30-градусная жара именно 27 мая сменится в Перми пронизывающим ветром и ледяным дождем? Понятно, что при этакой климатической трансформации желающих придти в парк им. Горького оказалось много меньше, чем ожидалось, - хотя публики все же было приличное количество, и она честно рубилась на каждом выступлении, а особливо на сете СерьГи. Члены жюри спешно переделись в предусмотрительно захваченные из дома или одолженные у Елены свитеры, но все равно вынуждены были исполнять служебный долг в некотором удалении от сцены, под сомнительным прикрытием полотнищ пивного павильона. Впрочем, видно и слышно оттуда было практически всё.
Представители местных масс-медиа испугались дурной погоды гораздо больше, - на пресс-конференцию явились лишь самые стойкие (совершенно искренне, а вовсе не рекламы ради, хочется поблагодарить за неравнодушие ребят с пермского "Авторадио"). А хуже всего пришлось звукооператору Сергею Лузину, - клеенчатая будочка укрывала его от дождя, но не от холода, - однако он отработал весь "Рокинг" на очень достойном уровне, за что ему также спасибо. Ну, а о радушии всех задействованных на "Рокинге" служб и говорить не приходится: на провинциальных фестивалях к журналистам и музыкантам относятся со значительно более явным пониманием и гуманизмом, чем на столичных open-air'ах. Это, в общем-то, еще одна причина, по которой ездить на подобного рода мероприятия в Пермь, Архангельск, Вятку или Сегежу гораздо приятнее, чем в Москву.

Фестиваль начался (с разумным опозданием) с выступления омской группы Антарсия. Довольно стандартный гитарный поп-рок оживлялся милым и очень чистым голосом вокалистки Даши. Непосредственные, очень девичьи тексты все же не казались глупыми, а явное подражание Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) даже умиляло. "Три модуляции в одной песне и ни одной лажи!" - восхищался Павел Пьянков, ведущий музпрограммы на местном "СТС" и мой коллега по работе в жюри. Ну что ж, профессиональное образование (в Дашином случае вокальное) никому не мешает, а порой и приносит пользу. Но об этом чуть позже.

Пермяки Skat продемонстрировали подростковое рубилово гранджевого пошиба, - настолько невнятное, что невозможно было даже понять, на каком языке исполняются песни. Вроде бы, на английском. Вообще иногда во время фестиваля возникал вопрос: если это - лучшее из отобранного на промежуточных "Рокингах", то что же тогда было худшим? Не примите за столичный снобизм, но групп, подобных Skat'у, в любом питерском/московском клубе - по штуке на метр, и они отнюдь не пользуются широкой популярностью...

Ижевские Сны, памятные мне по прошлогоднему Вятскому "Рок-подъему", на этот раз были лиричны и несколько вялы. Слышны качество игры и попытка композиции, но не покидает ощущение, что эти люди ментально застряли где-то в советских 80-х. По итогу - скучновато.

Зигзаги (Барнаул), наоборот, сильно развеселили, но не материалом, а клиническим неумением попадать во что бы то ни было. Ритм-секция отдельно, гитара отдельно, вокал отдельно - и все лажают. Возможно, участники группы думают, что это и есть настоящий панк-рок?..

Зато бальзам на раны пролила пермская группа Top Sleeps. Да, конечно, они играли не очень оригинальный гранж, местами сильно напоминающий Soundgarden, - но делали это слаженно, красиво и изобретательно. Неожиданные переходы, любопытные ритмические структуры, неплохой вокал... Как выразился Владимир Батурин - "министр рок-музыки Бурятии" и еще один член жюри: "Все прочие сидят в клетке, а эти свободны. Они летят!" Жаль, что с англоязычными песнями музыкантам вряд ли удастся долететь до широкой ротации. Хотя вроде бы у них есть материал и на русском...

Система (Челябинск) явила собой клон Арии/Iron Maiden, была живописна, но неинтересна. На закуску сыграли хэви-кавер "Мамы анархии". Публике понравилось, нам не очень. Трали-Вали (Ижевск) (а их я помню по вологодскому "СДВИГУ"; это к вопросу о межрегиональных контактах) занимались привычным фиглярством, на сцене вели себя бестолково и по большей части раздражали. А местные любимцы Bongels-Bongels больше всего запомнились сходством вокалистки с Земфирой, - скорее визуальным, нежели музыкальным.

Во время выступления СерьГи я, промерзнув до мозга костей, нашла укрытие в микроавтобусе новоуральской группы Утиль-Sырье - страшных зеленоирокезных панков по имиджу и вполне разумных музыкантов по факту. Впрочем, и из микроавтобуса Галанин сотоварищи были отлично видны и слышны, так что смело могу утверждать, что сыграли они бодро, и приняты были очень тепло. С товарищеского разрешения Алены Висляковой (совмещавшей работу в жюри с фотографированием и интервьюированием) процитирую впечатления самого Сергея: "Фестиваль был отлично организован, с нашей стороны нет к нему никаких претензий. А то, что в нем участвуют группы из городов с населением в 100.000 человек и даже меньше, говорит о том, что "наши люди" есть везде! Печально только, что нашей стране катастрофически не хватает подобного рода фестивалей. Понятно, что на "Нашествие", "Крылья" или "Максидром" не пробиться, - значит, должны быть какие-то региональные фестивали. Их не так много, поэтому тот энтузиазм, который мы увидели в Перми, заставляет даже прослезиться по-хорошему и подумать, что не все так плохо еще... Вообще мне кажется, что нам, москвичам, питерцам, надо не замыкаться в своем мире, а найти какой-то компромисс и хотя бы раз в год, в два года тоже поддерживать это дело. Нам приятно, что нас приглашают, что мы периодически в это ввязываемся, и что нас принимают не как каких-то там "папиков", а как нормальных ребят, которые по энергетике, в общем-то, не уступают молодым, - это здорово!"
(Кстати, об энергетике: после "Рокинга" СерьГа еще сыграла двухчасовой концерт в пивном ресторане "Брудершафт", и тоже не халявила. Так что подозревать Галанина в хвастовстве не стоит).

Досадно только, что после фестивального выступления СерьГи публика частично рассосалась, и выступление коллектива из города Глазов под неясным названием Ravager порадовало не всех потенциальных потребителей. Играли они в основном ска, интересной была духовая секция и весьма яркой (внешне) - бэк-вокалистка. В общем, если вы слыхали и видали Cabernet Deneuve, то получите представление и о Ravenger.

После этого сеанса предзакатного веселья жюри было вынуждено заняться оргвопросами, посему закрывающую фестиваль группу - как раз Утиль-Sырье - послушали не все, кому это могло быть интересно. По звукам, доносившимся издалека, можно было понять, что играют они, скорее, пост-панк, и отличаются хорошей техникой и подачей. Вот тут было абсолютно ясно, почему они стали призерами одного из промежуточных "Рокингов", - действительно примечательная команда, украсившая собой и суперфинал.

Голосование, в котором участвовали члены не только жюри, но и т.н. "Rock-Line-клуба", прошло в яростных дебатах, и результат оказался довольно неожиданным: три бюллетеня (мой, Батуринский и омского музыканта Евгения Сегала) были отданы Top Sleeps, остальные голоса распределилось ровно пополам между Антарсией и Bongels-Bongels, и этих голосов было значительно больше.
Пришлось проводить второй тур, голосуя только за Антарсию или Bongels-Bongels. Сегал самоустранился, не желая быть заподозренным в подсуживании землякам, а мы с Батуриным с некоторым скрипом сердечным отступились от своего первоначального выбора и проголосовали за Антарсию, которая в итоге и стала призером. Если рассуждать здраво, то пусть лучше страна узнает о своих (пока единственных) Cranberries, нежели об еще одном клоне Земфиры. И пусть уж пермские фанаты не обижаются.

Плохая погода и музыка из памяти исчезают очень быстро, а вот хорошие люди и группы остаются там надолго. Поэтому совершенно честно констатирую, что "Рокинг" мне понравился. А что дело это нужное, интересное и полезное, и что фестиваль обязательно должен продолжаться (и наверняка будет, - на следующий сезон поступило уже больше около 270 заявок), даже и говорить не стоит: это и так понятно.

15.06.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - Рокинг. Наперекор стихиям - ваше мнение о статье
  • "Да, конечно, они играли не очень оригинальный гранж" - Who the hell told you that what The Top Sleeps play is Grunge?.. I do understand that a journalist does not HAVE TO be a specialist in music. The thing is that a journalist HAS TO be competent, esp. upon writing a critical article. You should have gathered as much info as you could about EACH band 'cuz your article cannot be based ONLY on your personal opinions and judgements.
    But since you seem to be working with musicians for quite a long time I guess you SHOULD know some basic stuff about musical styles. I'm not sure that ppl like you are objective while being a judge.
    Now, I TELL you that The Top Sleeps play Emo-punk. Just in case you need to write another article. It's not that I'm trying to protect The TS. I just cannot critisize whatever written about other bands because I know few about'em.
    Написал(a): FMNOD, 01/08/2005 23:12
  • По-моему, вполне адекватный отчет, сам, правда, на подобных концертах никогда не был, но, в общем, судя по репортажу, все, как я и думал. Не понимаю претензий к автору касательно выбора выражений: все было написано, ИМХО, довольно политкорректно. Если хотите узнать, что такое - оскорбительные эпитеты, почитайте репортаж о премии МУЗ-ТВ. Интересно, почему к рок-музыкантам всегда относятся снисходительнее, даже если они играют полное г#$но?!
    Написал(a): Wallote, 23/06/2005 13:54
  • Уважаемый XXXLL!
    Во-первых, я не москвичка (что явствует и из моей статьи), а петербурженка.

    Во-вторых, я не совсем понимаю, чего вы от меня добиваетесь. "Будьте корректны", "аккуратны", "выбирайте выражения" - я воспринимаю это как косвенный призыв вообще никого не ругать, а только хвалить - по тем соображениям, что провинциальным музыкантам и так приходится несладко, а тут, понимаете, приехала столичная фифа и давай критиковать... Вы имеете право на такой угол восприятия моей статьи. Но неужели вам неясно, что "эти похожи на тех" и "играть не умеют" - это тоже "резюме профессионала"? Я не могу в рамках журнальной статьи объяснить каждому из музыкантов подробно, как именно он не умеет играть и по каким признакам его группа похожа на другие. Музыканты, как я искренне считаю, в большинстве своем не идиоты, и способны извлечь полезную информацию даже из краткого отклика. Если группа мне нравится, я никогда не пожалею для нее доброго слова, если же не нравится, стараюсь объяснить, почему именно, - но делаю это вкратце, не разжевывая. Я же не преподаватель музыкального училища и не стилист, в конце концов... И, конечно, я прекрасно понимаю, что мои вкусы могут не совпадать со вкусами иных людей (в том числе, и самих музыкантов). Что ж, такова жизнь. "Убивать" и "топить" я никого не хочу, но уж позвольте мне честно высказывать свое мнение. И если мое мнение нелицеприятно, - это не значит, что оно непрофессионально или же тенденциозно.

    С вашим постскриптумом же я абсолютно согласна, меня такая поспешность очень неприятно удивила. Но голоса ведь подсчитывала не я, нам просто выдали бюллетени и велели в срочном порядке их заполнить. Не хотела бы хвастаться, но я ушла с площадки и сдала свой бюллетень позже всех...
    Написал(a): Екатерина Борисова, 20/06/2005 2:09
  • Уважаемая Екатерина.
    Благодарим Вас за отзыв о пермском фестивале. За Вашу работу. Но большая просьба к Вам на будущее. Вы, вероятно, будете присутствовать в качестве жюри и на других провинциальных концертах-фестивалях. Поэтому будьте любезны, подбирайте аккуратнее эпитеты и выражения в описании своих впечатлений. Вы ведь москвичка, профессионал, а статья Ваша говорит об обратном. Не думаю, что Вашей целью было обидеть и "опустить" музыкантов. Но именно так и получилось, к сожалению. Критика-это есть хорошо, когда она оправдана и корректна. Выбирайте выражения, прошу Вас. И вместо того, чтобы "топить" музыкантов,лучше помогите им словом своим стать лучше и понять свои ошибки. Это дорогого стоит. Ваше резюме как профессионала, пусть даже не очень лестное для группы, будет всегда лучше, чем: "эти похожи на тех", "играть не умеют", "музыка никакая" и.т.д, и т.п.....
    Вы же работаете с целью помочь музыкантам, а не "убивать" их. Не так ли?
    Желаю Вам всего доброго.
    С уважением, Музыкант.

    P.S: Не очень красиво подсчитывать голоса жюри, когда последние 2 группы еще не отыграли. Это был, по моему, конкурс? Или я ошибаюсь? :)))
    Написал(a): ХХХLL, 19/06/2005 15:17
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить