ФЕСТИВАЛЬ  Рокинг. Наперекор стихиям

Легендарный фестиваль "Rock-Line" прекратил существование, но не угас, а преобразился в пермский межрегиональный фестиваль "Рокинг". Из ежегодного он стал ежемесячным, а из просто смотра неизвестных талантов превратился в смотр-конкурс. Екатерина Борисова рассказывает о своей работе в жюри финала...

Рок-музыканты и прочие обитатели Перми, Кунгура и других городов Приуралья (а также Зауралья, Сибири и многих других областей России) наверняка помнят ежегодный межрегиональный фестиваль "Rock-Line", проводившийся стараниями неутомимого пропагандиста и опекуна локального рок-н-ролла, музыканта Олега Новоселова. История "Rock-Line" богата яркими событиями, пересказ коих может длиться часами и страницами; если же попробовать обойтись одной фразой, то суть его заключалась в том, что региональные группы, участвуя в фестивале, имели реальный шанс не только найти слушателя за пределами своих репетиционных точек и крохотных местных клубов, но и заявить о себе в масштабах страны: CD-сборники с песнями участников каждого "Rock-Line" рассылались организаторами в центральные СМИ. И хотя я лично не припомню, чтоб кто-то из этих групп сотряс впоследствии эфир "Нашего радио" и "Максимума" или же сцену "Нашествия" и "Максидрома", но все же информация распространялась не зря: завязывались контакты, начинались гастроли, увеличивалось число слушателей... Да и вообще большой летний фестиваль под открытым небом, где выступают не навязшие в ушах радиомонстры, а молодые "неформатные" ребята, рвущиеся в бой и выкладывающиеся по максимуму, - это всегда хорошо. Пусть не во всем складно, но, по крайней мере, живо и интересно. Если б было иначе, вряд ли я с таким постоянством ездила бы на провинциальные рок-фестивали...

Так вот, некоторое время назад "Rock-Line" в своем оригинальном виде по ряду причин прекратил существование, но не угас окончательно, а после разных трансформаций преобразился в пермский межрегиональный фестиваль "Рокинг". Из ежегодного он стал ежемесячным, а из просто смотра неизвестных талантов превратился в смотр-конкурс. Идея Олега Новоселова была такова: на каждом "Рокинге" выступает 4 команды, из которых жюри выбирает одну лучшую, на итоговом "Рокинге" выступают все лучшие, а из них выбирается одна самая наилучшая. Ей-то и достается главный приз: издание тиража (1000 экз.) собственного альбома на CD в заводском исполнении. 500 дисков при этом передаётся победителям в их полное распоряжение, другие 500 рассылаются организаторами в СМИ, продюсерам рок-фестивалей и клубов, а также другим заинтересованным лицам.

Первый "Рокинг" прошел 25 мая 2004 года, и перспективы имел самые радужные. Но потом случилось несчастье: в августе того же года Олег скоропостижно скончался. Однако убитая горем Елена Зорина-Новоселова нашла в себе силы продолжить дело покойного мужа. Память о человеке живет в его делах; Елена не только добилась от городских властей присвоения одному из городских скверов имени Олега Новоселова, не только выпустила два мемориальных CD-сборника ("рокерский" и "бардовский") с участием знаменитых исполнителей, но и мужественно взвалила на себя организацию и пропаганду дальнейших "Рокингов". Стараниями Елены и при поддержке заинтересованных лиц они аккуратно проходили месяц за месяцем.
Наконец, на 27 мая 2005 года был назначен итоговый фестиваль. В финал вышло 10 групп; в жюри были определены компетентные лица (каковым посчитали и меня); в качестве спецгостей пригласили группу СерьГа. Событие намечалось незаурядное.

Собственно, оно таковым и вышло, но солидную часть торжества испортил непредсказуемый погодный фактор. Кто бы мог подумать, что 30-градусная жара именно 27 мая сменится в Перми пронизывающим ветром и ледяным дождем? Понятно, что при этакой климатической трансформации желающих придти в парк им. Горького оказалось много меньше, чем ожидалось, - хотя публики все же было приличное количество, и она честно рубилась на каждом выступлении, а особливо на сете СерьГи. Члены жюри спешно переделись в предусмотрительно захваченные из дома или одолженные у Елены свитеры, но все равно вынуждены были исполнять служебный долг в некотором удалении от сцены, под сомнительным прикрытием полотнищ пивного павильона. Впрочем, видно и слышно оттуда было практически всё.
Представители местных масс-медиа испугались дурной погоды гораздо больше, - на пресс-конференцию явились лишь самые стойкие (совершенно искренне, а вовсе не рекламы ради, хочется поблагодарить за неравнодушие ребят с пермского "Авторадио"). А хуже всего пришлось звукооператору Сергею Лузину, - клеенчатая будочка укрывала его от дождя, но не от холода, - однако он отработал весь "Рокинг" на очень достойном уровне, за что ему также спасибо. Ну, а о радушии всех задействованных на "Рокинге" служб и говорить не приходится: на провинциальных фестивалях к журналистам и музыкантам относятся со значительно более явным пониманием и гуманизмом, чем на столичных open-air'ах. Это, в общем-то, еще одна причина, по которой ездить на подобного рода мероприятия в Пермь, Архангельск, Вятку или Сегежу гораздо приятнее, чем в Москву.

Фестиваль начался (с разумным опозданием) с выступления омской группы Антарсия. Довольно стандартный гитарный поп-рок оживлялся милым и очень чистым голосом вокалистки Даши. Непосредственные, очень девичьи тексты все же не казались глупыми, а явное подражание Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) даже умиляло. "Три модуляции в одной песне и ни одной лажи!" - восхищался Павел Пьянков, ведущий музпрограммы на местном "СТС" и мой коллега по работе в жюри. Ну что ж, профессиональное образование (в Дашином случае вокальное) никому не мешает, а порой и приносит пользу. Но об этом чуть позже.

Пермяки Skat продемонстрировали подростковое рубилово гранджевого пошиба, - настолько невнятное, что невозможно было даже понять, на каком языке исполняются песни. Вроде бы, на английском. Вообще иногда во время фестиваля возникал вопрос: если это - лучшее из отобранного на промежуточных "Рокингах", то что же тогда было худшим? Не примите за столичный снобизм, но групп, подобных Skat'у, в любом питерском/московском клубе - по штуке на метр, и они отнюдь не пользуются широкой популярностью...

Ижевские Сны, памятные мне по прошлогоднему Вятскому "Рок-подъему", на этот раз были лиричны и несколько вялы. Слышны качество игры и попытка композиции, но не покидает ощущение, что эти люди ментально застряли где-то в советских 80-х. По итогу - скучновато.

Зигзаги (Барнаул), наоборот, сильно развеселили, но не материалом, а клиническим неумением попадать во что бы то ни было. Ритм-секция отдельно, гитара отдельно, вокал отдельно - и все лажают. Возможно, участники группы думают, что это и есть настоящий панк-рок?..

Зато бальзам на раны пролила пермская группа Top Sleeps. Да, конечно, они играли не очень оригинальный гранж, местами сильно напоминающий Soundgarden, - но делали это слаженно, красиво и изобретательно. Неожиданные переходы, любопытные ритмические структуры, неплохой вокал... Как выразился Владимир Батурин - "министр рок-музыки Бурятии" и еще один член жюри: "Все прочие сидят в клетке, а эти свободны. Они летят!" Жаль, что с англоязычными песнями музыкантам вряд ли удастся долететь до широкой ротации. Хотя вроде бы у них есть материал и на русском...

Система (Челябинск) явила собой клон Арии/Iron Maiden, была живописна, но неинтересна. На закуску сыграли хэви-кавер "Мамы анархии". Публике понравилось, нам не очень. Трали-Вали (Ижевск) (а их я помню по вологодскому "СДВИГУ"; это к вопросу о межрегиональных контактах) занимались привычным фиглярством, на сцене вели себя бестолково и по большей части раздражали. А местные любимцы Bongels-Bongels больше всего запомнились сходством вокалистки с Земфирой, - скорее визуальным, нежели музыкальным.

Во время выступления СерьГи я, промерзнув до мозга костей, нашла укрытие в микроавтобусе новоуральской группы Утиль-Sырье - страшных зеленоирокезных панков по имиджу и вполне разумных музыкантов по факту. Впрочем, и из микроавтобуса Галанин сотоварищи были отлично видны и слышны, так что смело могу утверждать, что сыграли они бодро, и приняты были очень тепло. С товарищеского разрешения Алены Висляковой (совмещавшей работу в жюри с фотографированием и интервьюированием) процитирую впечатления самого Сергея: "Фестиваль был отлично организован, с нашей стороны нет к нему никаких претензий. А то, что в нем участвуют группы из городов с населением в 100.000 человек и даже меньше, говорит о том, что "наши люди" есть везде! Печально только, что нашей стране катастрофически не хватает подобного рода фестивалей. Понятно, что на "Нашествие", "Крылья" или "Максидром" не пробиться, - значит, должны быть какие-то региональные фестивали. Их не так много, поэтому тот энтузиазм, который мы увидели в Перми, заставляет даже прослезиться по-хорошему и подумать, что не все так плохо еще... Вообще мне кажется, что нам, москвичам, питерцам, надо не замыкаться в своем мире, а найти какой-то компромисс и хотя бы раз в год, в два года тоже поддерживать это дело. Нам приятно, что нас приглашают, что мы периодически в это ввязываемся, и что нас принимают не как каких-то там "папиков", а как нормальных ребят, которые по энергетике, в общем-то, не уступают молодым, - это здорово!"
(Кстати, об энергетике: после "Рокинга" СерьГа еще сыграла двухчасовой концерт в пивном ресторане "Брудершафт", и тоже не халявила. Так что подозревать Галанина в хвастовстве не стоит).

Досадно только, что после фестивального выступления СерьГи публика частично рассосалась, и выступление коллектива из города Глазов под неясным названием Ravager порадовало не всех потенциальных потребителей. Играли они в основном ска, интересной была духовая секция и весьма яркой (внешне) - бэк-вокалистка. В общем, если вы слыхали и видали Cabernet Deneuve, то получите представление и о Ravenger.

После этого сеанса предзакатного веселья жюри было вынуждено заняться оргвопросами, посему закрывающую фестиваль группу - как раз Утиль-Sырье - послушали не все, кому это могло быть интересно. По звукам, доносившимся издалека, можно было понять, что играют они, скорее, пост-панк, и отличаются хорошей техникой и подачей. Вот тут было абсолютно ясно, почему они стали призерами одного из промежуточных "Рокингов", - действительно примечательная команда, украсившая собой и суперфинал.

Голосование, в котором участвовали члены не только жюри, но и т.н. "Rock-Line-клуба", прошло в яростных дебатах, и результат оказался довольно неожиданным: три бюллетеня (мой, Батуринский и омского музыканта Евгения Сегала) были отданы Top Sleeps, остальные голоса распределилось ровно пополам между Антарсией и Bongels-Bongels, и этих голосов было значительно больше.
Пришлось проводить второй тур, голосуя только за Антарсию или Bongels-Bongels. Сегал самоустранился, не желая быть заподозренным в подсуживании землякам, а мы с Батуриным с некоторым скрипом сердечным отступились от своего первоначального выбора и проголосовали за Антарсию, которая в итоге и стала призером. Если рассуждать здраво, то пусть лучше страна узнает о своих (пока единственных) Cranberries, нежели об еще одном клоне Земфиры. И пусть уж пермские фанаты не обижаются.

Плохая погода и музыка из памяти исчезают очень быстро, а вот хорошие люди и группы остаются там надолго. Поэтому совершенно честно констатирую, что "Рокинг" мне понравился. А что дело это нужное, интересное и полезное, и что фестиваль обязательно должен продолжаться (и наверняка будет, - на следующий сезон поступило уже больше около 270 заявок), даже и говорить не стоит: это и так понятно.

15.06.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - Рокинг. Наперекор стихиям - ваше мнение о статье
  • "Да, конечно, они играли не очень оригинальный гранж" - Who the hell told you that what The Top Sleeps play is Grunge?.. I do understand that a journalist does not HAVE TO be a specialist in music. The thing is that a journalist HAS TO be competent, esp. upon writing a critical article. You should have gathered as much info as you could about EACH band 'cuz your article cannot be based ONLY on your personal opinions and judgements.
    But since you seem to be working with musicians for quite a long time I guess you SHOULD know some basic stuff about musical styles. I'm not sure that ppl like you are objective while being a judge.
    Now, I TELL you that The Top Sleeps play Emo-punk. Just in case you need to write another article. It's not that I'm trying to protect The TS. I just cannot critisize whatever written about other bands because I know few about'em.
    Написал(a): FMNOD, 01/08/2005 23:12
  • По-моему, вполне адекватный отчет, сам, правда, на подобных концертах никогда не был, но, в общем, судя по репортажу, все, как я и думал. Не понимаю претензий к автору касательно выбора выражений: все было написано, ИМХО, довольно политкорректно. Если хотите узнать, что такое - оскорбительные эпитеты, почитайте репортаж о премии МУЗ-ТВ. Интересно, почему к рок-музыкантам всегда относятся снисходительнее, даже если они играют полное г#$но?!
    Написал(a): Wallote, 23/06/2005 13:54
  • Уважаемый XXXLL!
    Во-первых, я не москвичка (что явствует и из моей статьи), а петербурженка.

    Во-вторых, я не совсем понимаю, чего вы от меня добиваетесь. "Будьте корректны", "аккуратны", "выбирайте выражения" - я воспринимаю это как косвенный призыв вообще никого не ругать, а только хвалить - по тем соображениям, что провинциальным музыкантам и так приходится несладко, а тут, понимаете, приехала столичная фифа и давай критиковать... Вы имеете право на такой угол восприятия моей статьи. Но неужели вам неясно, что "эти похожи на тех" и "играть не умеют" - это тоже "резюме профессионала"? Я не могу в рамках журнальной статьи объяснить каждому из музыкантов подробно, как именно он не умеет играть и по каким признакам его группа похожа на другие. Музыканты, как я искренне считаю, в большинстве своем не идиоты, и способны извлечь полезную информацию даже из краткого отклика. Если группа мне нравится, я никогда не пожалею для нее доброго слова, если же не нравится, стараюсь объяснить, почему именно, - но делаю это вкратце, не разжевывая. Я же не преподаватель музыкального училища и не стилист, в конце концов... И, конечно, я прекрасно понимаю, что мои вкусы могут не совпадать со вкусами иных людей (в том числе, и самих музыкантов). Что ж, такова жизнь. "Убивать" и "топить" я никого не хочу, но уж позвольте мне честно высказывать свое мнение. И если мое мнение нелицеприятно, - это не значит, что оно непрофессионально или же тенденциозно.

    С вашим постскриптумом же я абсолютно согласна, меня такая поспешность очень неприятно удивила. Но голоса ведь подсчитывала не я, нам просто выдали бюллетени и велели в срочном порядке их заполнить. Не хотела бы хвастаться, но я ушла с площадки и сдала свой бюллетень позже всех...
    Написал(a): Екатерина Борисова, 20/06/2005 2:09
  • Уважаемая Екатерина.
    Благодарим Вас за отзыв о пермском фестивале. За Вашу работу. Но большая просьба к Вам на будущее. Вы, вероятно, будете присутствовать в качестве жюри и на других провинциальных концертах-фестивалях. Поэтому будьте любезны, подбирайте аккуратнее эпитеты и выражения в описании своих впечатлений. Вы ведь москвичка, профессионал, а статья Ваша говорит об обратном. Не думаю, что Вашей целью было обидеть и "опустить" музыкантов. Но именно так и получилось, к сожалению. Критика-это есть хорошо, когда она оправдана и корректна. Выбирайте выражения, прошу Вас. И вместо того, чтобы "топить" музыкантов,лучше помогите им словом своим стать лучше и понять свои ошибки. Это дорогого стоит. Ваше резюме как профессионала, пусть даже не очень лестное для группы, будет всегда лучше, чем: "эти похожи на тех", "играть не умеют", "музыка никакая" и.т.д, и т.п.....
    Вы же работаете с целью помочь музыкантам, а не "убивать" их. Не так ли?
    Желаю Вам всего доброго.
    С уважением, Музыкант.

    P.S: Не очень красиво подсчитывать голоса жюри, когда последние 2 группы еще не отыграли. Это был, по моему, конкурс? Или я ошибаюсь? :)))
    Написал(a): ХХХLL, 19/06/2005 15:17
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить