Jim MORRISON  Последний проклятый поэт

В основу книги положен ряд прижизненных интервью Моррисона и солидная порция его стихов. Не полное собрание, но того, что есть - хватает, чтобы получить представление о мировоззрении Моррисона.

Книг, посвященных творчеству группы Doors и персонально их безумного поэта и вокалиста Джима Моррисона (Jim Morrison), у нас выходило немало. Некоторые из них, выставленные на стеллажах вперемешку с оловянными перстнями-черепушками и виниловыми дисками Гражданской Обороны, до сих пор можно еще купить в доживающих свой век "рок-магазинах". Как правило, это были издания в мягких обложках, насчитывающие сотню-другую, не более, страниц, и представляющие собой компилляции из разнообразных газетно-журнальных статей о товрчестве команды и многочисленных алкогольно-сексуальных непотребствах ее "пламенного мотора". В "подвале" размещались избранные, как правило, скверно переведенные, стихи. Изредка на тех же развалах попадался и неизвестно кем выпущенный репринт американского издания "Gods & New Creatures" на толстой глянцевой бумаге и с относительно качественными иллюстрациями. Так что обнаружить среди вороха малоинформативных и малопрезентабельных книг одну, не просто хорошо изданную, но и даже претендующую на некоторый академизм изложения, как минимум, интересно.

Составители сборника оставили без внимания компилятивно-спекулятивные материалы последних лет и совершенно правильно, в общем-то, поступили. В основу книги положен ряд прижизненных интервью Моррисона и солидная порция на удивление хорошо переведенных его стихов. Разумеется, полное их собрание в одном томе просто не пометилось бы. Однако, и того, что есть, хватает для того, чтобы получить представление о мировоззрении Моррисона.
Его вселенная - это довольно странное место. Складывается впечатление, что время, как таковое, не имело для поэта решающего значения. Стихи Джима рисуют нам мир, имеющий черты первобытного племени, варварской древней империи, американского фронтира середины позапрошлого века и современного общества одновременно. Радио и оракулы, автомобили и храмы, авиобазы и цезари... За сознание упорно цепляется строчка "новый герой, солдат времени". ("Новые твари", с. 85). Это уже кое-что объясняет. Причем без применения алкоголя и травы. При желании каждый может потянуть за ниточку и размотать клубок сборника в нужном направлении. Хорошо, когда слагающие книгу материалы аккуратно, с уважением к читателю, смотаны. А не небрежно спутаны, как это нередко бывает.

Справочный аппарат книги неплох, хотя явно мог бы быть и лучше. Библиография невелика, но тщательно вычищена от балласта. Большая часть списка - перечень книг Моррисона, а также мемуары музыкантов группы. Жаль только, что выходные данные изданий в списке отсутствуют - наличие их существенно упростило бы работу желающих ознакомиться с первоисточниками. А вот дискография Doors, составители которой не упустили из виду даже ряд имеющих большое историческое значение варезных концертных записей, выглядит значительно солиднее.

Сборник может быть рекомендован всем, кто действительно - как без псевдоумничания, так и без глупого фанатизма - интересуется личностью Джима Моррисона. Личностью неоднозначной, одновременно привлекательной и отталкивающей.

15.06.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Jim MORRISON

Дата рождения:

8 декабря 1943