ФЕСТИВАЛЬ  Джаз в Архангельском: день второй

Добираться до Архангельского стоило в любом случае. Тут уж даже не очень важно, джаз или не джаз, хороший ансамбль играет на сцене или не очень - праздник состоялся, и главное его достоинство было даже не собственно в музыке, но в совокупности приятных звуков, улыбающихся лиц, летней погоды и духа старинной дворянской усадьбы. Звуки рассказывают о втором дне фестиваля Русский стиль. Усадьба. Джаз...

Добираться через московские окраины и пробки до Архангельского стоило в любом случае. Тут уж даже не очень важно, джаз или не джаз, хороший ансамбль играет на сцене или не очень - все странные моменты и неудачные сеты фестиваля "Русский стиль. Усадьба. Джаз" с лихвой перевешивались самим местом его проведения. Покрытая людьми зеленая лужайка перед площадкой "Партер" - кто ел бутерброды, кто играл в бадминтон, кто внимательно слушал - впечатление производила просто-таки одухотворяющее, такая дружелюбная, гармоничная и в лучшем смысле слова европейская царила там атмосфера. Причина тут, конечно, в самой юсуповской усадьбе, которую, пожалуй, можно считать красивейшим из примосковских парков: тут тебе и чудесная панорама, и чистый лес, и все радости дворянского быта. Даже когда происходящее на сцене тебя не привлекало, время можно было провести хорошо и с пользой - погулять по дорожкам, заглянуть в какие-нибудь далекие усадебные углы, посмотреть на забавных человечков в костюмах, гулявших по всей территории фестиваля, или поиграть в подвижные игры. Собственно, таким, наверное, и должен быть джазовый фестиваль - свежим, ненапрягающим, милым. Хочешь - внимай музыкантам, хочешь - пей вино и гуляй по саду.

В "Партере" второй день мероприятия с некоторым запозданием открывали The Optimystica Orchestra. Проект этот - какое-то чудо природы. Замечательный музыкант Евгений Федоров, лидер Tequilajazzz, собрал в большой ансамбль своих не менее замечательных коллег, а получился из этого какой-то гастрономический продукт. Собирались музыканты для того, чтобы сделать саундтрек к фильму, а в итоге решили концертировать, репетировать и записали альбом. Диск "Полубоги вина" показался преданным поклонникам "Текилы" довольно слащавым: многие посчитали, что заново обработанные песни Tequilajazzz проигрывают оригиналам, а мужественному федоровскому вокалу не идут возвышенные банальности вроде "не целуй лед". Но вживую The Optimystica Orchestra не только звучит, но и выглядит, и это во многом спасает положение. Вальяжный лидер Tequilajazzz в стильной красной рубашке, улыбчивые духовики, легендарный Всеволод Гаккель за виолончелью, который, как известно, не любит мяса и потому выглядит совершенно просветленно, - группа выглядела весьма импозантным бэндом, решившим поиграть в джаз, регги, босса-нову, лаунж и прочий расслабленный поп. "Вы развлекайтесь, мы тут тоже, как видите, не столько музыкой занимаемся, сколько развлекаемся", - произнес создатель и идеолог The Optimystica Orchestra в одной из пауз, и это, пожалуй, может служить лучшей характеристикой выступления. Группа играла в основном композиции с новой пластинки, и в общей атмосфере Архангельского они звучали не то чтобы лучше, но как-то уместнее - хороший саундтрек для умиротворенного отдыха на свежем воздухе.

Тем временем на площадке "Аристократ", где звучал джаз более ортодоксальный и классический, день начали JVL Big Band, из названия которого уже понятна вся суть (четко играемые классическим джазовым составом стандарты, традиционный оркестр во фраках и с артистическими сольными номерами). Состав с артистическим дирижером и очаровательной вокалисткой собрал свою долю аплодисментов, после чего на сцену поднялись музыканты, более известные в арт-кругах Москвы.
Признанный лучшим валторнистом мира Аркадий Шилклопер специально для фестиваля создал новый проект, который, если верить самим его участникам, в конце концов получил название "Рога и копыта". В этом квинтете все лица хорошо знакомы - блестящий контрабасист Владимир Волков, его коллега Игорь Иванушкин, известный прибалтийский ударник Олег Балтага и Сергей Пронь, который, как и Шилклопер, владеет таким причудливым инструментом, как альпийский рог. Как и во всяком шилклоперском проекте, состав этот умудрялся отлично балансировать на грани между свободной импровизацией и отменным мелодизмом: валторна Шилклопера, именем который уже даже назван один плохой русский роман, задавала тему, на которой и держались фирменные безумствования Волкова, спорящие дуэты двух контрабасов и внезапные взрывы ударных. Шилклопер, конечно, из тех, кто всю жизнь играет примерно одну мелодию, и аккомпанирующий состав для него очень важен - так вот, "Рога и копыта" удались на славу: звучало все ничуть не утомительно, в меру свободно и весьма осмысленно.

А в "Партере" уже играли Safety Magic. Этот обширный московский состав славен в первую очередь тем, что именно его великий Дамо Сузуки (Damo Suzuki) выбрал в нынешний свой приезд для совместного музицирования - да и больше, кажется, ничем особо не славен. Safety Magic играют вполне ортодоксальный и, как водится, довольно занудный джаз-рок, дополненный всяческими экзотическими инструментами вроде калимбы и диджериду. Если у лучших представителей жанра подобный прогрессив звучит как-то занятно, в нем чувствуется внутренняя свобода, то композиции Safety Magic, напротив, производят впечатление сделанности и механичности: вот вам строгая основа ритм-секции, вот скрипичное соло, вот полеты саксофона, вот мягкие гитарные запилы, вот плавно сменяющие друг друга мелодии. Сам ансамбль выглядит вполне сплоченным и единым, но увлечь слушателя у него не получается, музыка эта похожа на замысловатые цветные обои: вроде как и занятно, но обои и есть.
Следующим участником "Партера" был проект Александра Ляпина "Hi-Tech Jazz", и тут уж точно следовало сбегать на "Аристократ". Важнейший гитарист русского рока своего виртуозного умения не растерял, но на сложнейшие перегруженные соло в синтетическом сопровождении вызывали не восхищение мастерством, а недоумение: под определение джаз эти композиции не подходили совершеннно.

Зато на "Аристократе" действительно было, что послушать. Великолепный, богатый интонациями голос "королевы джаза" Татевик Оганесян раздавался далеко за пределами площадки, сзывая со всех концов лужайки заинтересованных слушателей. В последние годы вокалу Татевик рукоплещут в Штатах, в России она - редкая гостья. Тем ценнее концерты, на которых этой вокалистке аккомпанируют заслуженные мастера джазового мейнстрима - в этот раз аккомпанемент обеспечил Игорь Бриль.

У пианиста Андрея Кондакова и трубача Вячеслава Гайворонского - уже второй совместный проект, премьера предыдущего состоялась на первом фестивале "Русский стиль. Усадьба. Джаз", и тогда состав был исключительно звездный: двум уже упомянутым музыкантам помогали все тот же Владимир Волков и великий джазовый ударник Владимир Тарасов. На сей раз вышло поскромнее, но по сути ничуть не хуже - басил Григорий Воскобойник, а стучал Гарик Багдасарян. Кондаков с Гайворонским - крайне удачный творческий альянс: записи первого часто страдают излишней приглаженностью и отсутствием энергетики, но легендарный для отечественного свободного джаза трубач все это устраняет легко. Получается удачное совмещение: туманные красивости Кондакова, вступая во взаимодействие со склонной к безумию трубой Гайворонского, дают в итоге приятные и нескучные композиции, где есть место и полету джазовой фантазии, и её разумному ограничению. Правда, именно на этом выступлении зрители с "Аристократа" начали активно расползаться - на другой площадке как раз должен был начаться главный сет вечера.

О Нино Катамадзе и ее группе Insight исключительно восторженно отзывается весь русский Интернет, и даже молчаливый Леонид Федоров написал для журнала "Огонек" специальный текст о певице. Шум стоит изрядный - и неудивительно, что именно Нино организаторы доверили завершение фестиваля, под фейерверк и огненное шоу ее выступление должно было смотреться особенно впечатляюще. Так, в общем, и вышло - энергии и драйва у Insight было на порядок больше, чем у всех остальных участников "Партера" этого дня. Группа играет очень качественный, но, по сути, вполне стандартный приджазованный фанк. Однако голос Нино - подлинный феномен, напоминает он о лучших джазовых вокалистках мира - и вместе с тем обладает той удивительной задушевностью, что отличает всех грузинских певиц. В нем есть и страсть, и огонь, и нежность, и некоторое безумие... вообще Катамадзе способна несколько раз поменять интонацию и стиль пения в рамках одной композиции. Ресторанная "Сулико" в исполнении Insight превращается в подлинный джазовый боевик, а уж когда вокруг начинается огненная феерия, а в небо раскрашивается рассыпающимися фейерверками, впечатление усиливается стократно. Катамадзе с ансамблем играли почему-то меньше всех - когда после трех, хотя и длинных песен группа ушла со сцены, публика осталась в некотором недоумении, но тут фейерверк разросся в полную мощь, в толпе стали появляться горящие люди - и стало как-то не до жалоб.

Ну, а потом начались танцы, подводя логичный итог всего мероприятия: праздник состоялся, и главное его достоинство было даже не собственно в музыке, но в совокупности приятных звуков, улыбающихся лиц, летней погоды и духа старинной дворянской усадьбы.
Так и должно быть - и пусть так будет и дальше.

08.06.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • оптимистика "вживую" - неподражаемо...Не понравилось выступление Леры Гехнер в этот день, Safety magic-молодой коллектив, ему меньше года и состав пока меняется, но все музыканты очень и очень талантливы, музыка отличная, недавно вышел диск, насколько мне известно. На выступлении Нино я была, мягко говоря, шокирована организацией...Может, конечно, я слишком избаловалась ее концертами в уютных клубах с соответствующей публикой, но..абсолютно неадекватная толпа, дикий феерверк во время выступления, когда Нино надо слушать всем сердцем, растворяться в ее волшебном голосе...для меня это дико..На самом деле первый день фестиваля был организован лучше...
    Написал(a): алиас, 16/06/2005 1:48
  • Хорошая статья. Жаль, что я в этом году туда не съездил, хотя бы в терапевтических целях - заряд хорошего настроения и т.п.

    Есть одна грубая ошибка - Олег Балтага никакого отношения к Прибалтике не имеет. Он молдаванин из Кишинева, превосходый барабанщик, один из моих любимейших. Просто исправьте "прибалтийский" на "молдавский".
    Написал(a): ЧЕПАРУХИН, 11/06/2005 14:58
  • Ну и, наконец. Нино..
    Я не буду особо распространяться. Потому что эта Нино -божественная певица...Самое короткое выступление. которое было прервано.
    Нино даже не успела попрощаться со слушателями. Запустили фейерверк и
    попросили со сцены.
    А весьма разочарованной публике сообщили. что хорошего всегда бывает мало..ну не до такой же степени.
    Остальные выступали много.
    Нино спела Сулико. Оле и еще одну песню с ее черного диска..
    И после этого осталось только мчаться по темным аллеям старого парка и
    оглядываться на чудеса пиротехники в небо.
    Надо ведь успевать на автобус, который развозил к метро тех, кто без машины..
    В общем. то. ради чего пришли все..было крайне скромным по времени выступления. Но прекрасным.
    Написал(a): Ия, 10/06/2005 10:53
  • На сцену вышел опять же гибридный состав. Как фронмэн выступал некий Александр Ляпин (аквариум. поп-механика и еще что-то. в чем он участвовал) плюс многое другое. Звезда настоящая.Как только корифей сказал громко - Пиздец, предваряя свое выступление, слушать его расхотелось. несмотря на заслуги музыкальные,возраст и опыт и черные очки в качестве модного аксессуара.
    Hi-tech jazz это называлось. Сказали. что все технически круто. компьютер и
    прочее..Я заметила. что А. Ляпин играл меньше. чем звучало всего.
    Были очень хорошие куски музыки. Эдакими вкраплениями в общую композицию.
    В композиции эту была включена певица. Высокая худая иностранка в красном берете и красной куртке. С косой длинной. По-русски она очевидно не понимала.благодаря чему фронтмэн отпустил ряд пошлых шуток в ее адрес, что странно. учитывая, что он вроде как ей протекцию составлял..
    Написал(a): Ия, 10/06/2005 10:51
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Энергия момента – RED HOT CHILI PEPPERS Фли заявил, что, вопреки свежим слухам, Red Hot Chili Peppers не собираются прекращать гастроли и… »»

Я осталась без венца – ЛУНА Украинская певица Луна представила клип на новую песню "Огонек" - »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

Roskilde: княжество в грязи – ФЕСТИВАЛЬ Лучшие сеты Roskilde Festival - крупнейшего и старейшего в Европе музыкального хэппенинга »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

20:00 – 16 Тонн – EXILADOS EXILADOS »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – ZNAKI ZNAKI »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – Фредерик БЕЛИНСКИЙ Фредерик БЕЛИНСКИЙ »»

Хроника23/07

1979 – в 1979 году духовный лидер Ирана аятолла Хомейни запретил трансляцию музыки в связи с тем, что это развращает молодёжь. Точных данных об изменении морального облика иранской молодежи с тех пор так и не появилось  »»

1999 – Самым молодым участником за всю 30-летнюю историю Вудстока стал 11-летний Айлэн Рабин. 23 июля 1999 г. он играл в 3-дневном нон-стопе в нью-йоркском зале "Рим". В 9 лет Айлэн Рабин стал барабанщиком ска-панк группы Freak of Nature, которую создал его старший брат. Рабин попал в книгу…  »»

Bill LEE (1928)

Madeline BELL (1942)

Tony Joe WHITE (1943)

Andy MACKAY (1946)

David ESSEX (1947)

Janis SIEGEL (1952)

Loren SCHOENBERG (1958)

Martin GORE (1961)

SLASH (1965)

Alison KRAUSS (1971)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить