ФЕСТИВАЛЬ  Джаз в Архангельском: день второй

Добираться до Архангельского стоило в любом случае. Тут уж даже не очень важно, джаз или не джаз, хороший ансамбль играет на сцене или не очень - праздник состоялся, и главное его достоинство было даже не собственно в музыке, но в совокупности приятных звуков, улыбающихся лиц, летней погоды и духа старинной дворянской усадьбы. Звуки рассказывают о втором дне фестиваля Русский стиль. Усадьба. Джаз...

Добираться через московские окраины и пробки до Архангельского стоило в любом случае. Тут уж даже не очень важно, джаз или не джаз, хороший ансамбль играет на сцене или не очень - все странные моменты и неудачные сеты фестиваля "Русский стиль. Усадьба. Джаз" с лихвой перевешивались самим местом его проведения. Покрытая людьми зеленая лужайка перед площадкой "Партер" - кто ел бутерброды, кто играл в бадминтон, кто внимательно слушал - впечатление производила просто-таки одухотворяющее, такая дружелюбная, гармоничная и в лучшем смысле слова европейская царила там атмосфера. Причина тут, конечно, в самой юсуповской усадьбе, которую, пожалуй, можно считать красивейшим из примосковских парков: тут тебе и чудесная панорама, и чистый лес, и все радости дворянского быта. Даже когда происходящее на сцене тебя не привлекало, время можно было провести хорошо и с пользой - погулять по дорожкам, заглянуть в какие-нибудь далекие усадебные углы, посмотреть на забавных человечков в костюмах, гулявших по всей территории фестиваля, или поиграть в подвижные игры. Собственно, таким, наверное, и должен быть джазовый фестиваль - свежим, ненапрягающим, милым. Хочешь - внимай музыкантам, хочешь - пей вино и гуляй по саду.

В "Партере" второй день мероприятия с некоторым запозданием открывали The Optimystica Orchestra. Проект этот - какое-то чудо природы. Замечательный музыкант Евгений Федоров, лидер Tequilajazzz, собрал в большой ансамбль своих не менее замечательных коллег, а получился из этого какой-то гастрономический продукт. Собирались музыканты для того, чтобы сделать саундтрек к фильму, а в итоге решили концертировать, репетировать и записали альбом. Диск "Полубоги вина" показался преданным поклонникам "Текилы" довольно слащавым: многие посчитали, что заново обработанные песни Tequilajazzz проигрывают оригиналам, а мужественному федоровскому вокалу не идут возвышенные банальности вроде "не целуй лед". Но вживую The Optimystica Orchestra не только звучит, но и выглядит, и это во многом спасает положение. Вальяжный лидер Tequilajazzz в стильной красной рубашке, улыбчивые духовики, легендарный Всеволод Гаккель за виолончелью, который, как известно, не любит мяса и потому выглядит совершенно просветленно, - группа выглядела весьма импозантным бэндом, решившим поиграть в джаз, регги, босса-нову, лаунж и прочий расслабленный поп. "Вы развлекайтесь, мы тут тоже, как видите, не столько музыкой занимаемся, сколько развлекаемся", - произнес создатель и идеолог The Optimystica Orchestra в одной из пауз, и это, пожалуй, может служить лучшей характеристикой выступления. Группа играла в основном композиции с новой пластинки, и в общей атмосфере Архангельского они звучали не то чтобы лучше, но как-то уместнее - хороший саундтрек для умиротворенного отдыха на свежем воздухе.

Тем временем на площадке "Аристократ", где звучал джаз более ортодоксальный и классический, день начали JVL Big Band, из названия которого уже понятна вся суть (четко играемые классическим джазовым составом стандарты, традиционный оркестр во фраках и с артистическими сольными номерами). Состав с артистическим дирижером и очаровательной вокалисткой собрал свою долю аплодисментов, после чего на сцену поднялись музыканты, более известные в арт-кругах Москвы.
Признанный лучшим валторнистом мира Аркадий Шилклопер специально для фестиваля создал новый проект, который, если верить самим его участникам, в конце концов получил название "Рога и копыта". В этом квинтете все лица хорошо знакомы - блестящий контрабасист Владимир Волков, его коллега Игорь Иванушкин, известный прибалтийский ударник Олег Балтага и Сергей Пронь, который, как и Шилклопер, владеет таким причудливым инструментом, как альпийский рог. Как и во всяком шилклоперском проекте, состав этот умудрялся отлично балансировать на грани между свободной импровизацией и отменным мелодизмом: валторна Шилклопера, именем который уже даже назван один плохой русский роман, задавала тему, на которой и держались фирменные безумствования Волкова, спорящие дуэты двух контрабасов и внезапные взрывы ударных. Шилклопер, конечно, из тех, кто всю жизнь играет примерно одну мелодию, и аккомпанирующий состав для него очень важен - так вот, "Рога и копыта" удались на славу: звучало все ничуть не утомительно, в меру свободно и весьма осмысленно.

А в "Партере" уже играли Safety Magic. Этот обширный московский состав славен в первую очередь тем, что именно его великий Дамо Сузуки (Damo Suzuki) выбрал в нынешний свой приезд для совместного музицирования - да и больше, кажется, ничем особо не славен. Safety Magic играют вполне ортодоксальный и, как водится, довольно занудный джаз-рок, дополненный всяческими экзотическими инструментами вроде калимбы и диджериду. Если у лучших представителей жанра подобный прогрессив звучит как-то занятно, в нем чувствуется внутренняя свобода, то композиции Safety Magic, напротив, производят впечатление сделанности и механичности: вот вам строгая основа ритм-секции, вот скрипичное соло, вот полеты саксофона, вот мягкие гитарные запилы, вот плавно сменяющие друг друга мелодии. Сам ансамбль выглядит вполне сплоченным и единым, но увлечь слушателя у него не получается, музыка эта похожа на замысловатые цветные обои: вроде как и занятно, но обои и есть.
Следующим участником "Партера" был проект Александра Ляпина "Hi-Tech Jazz", и тут уж точно следовало сбегать на "Аристократ". Важнейший гитарист русского рока своего виртуозного умения не растерял, но на сложнейшие перегруженные соло в синтетическом сопровождении вызывали не восхищение мастерством, а недоумение: под определение джаз эти композиции не подходили совершеннно.

Зато на "Аристократе" действительно было, что послушать. Великолепный, богатый интонациями голос "королевы джаза" Татевик Оганесян раздавался далеко за пределами площадки, сзывая со всех концов лужайки заинтересованных слушателей. В последние годы вокалу Татевик рукоплещут в Штатах, в России она - редкая гостья. Тем ценнее концерты, на которых этой вокалистке аккомпанируют заслуженные мастера джазового мейнстрима - в этот раз аккомпанемент обеспечил Игорь Бриль.

У пианиста Андрея Кондакова и трубача Вячеслава Гайворонского - уже второй совместный проект, премьера предыдущего состоялась на первом фестивале "Русский стиль. Усадьба. Джаз", и тогда состав был исключительно звездный: двум уже упомянутым музыкантам помогали все тот же Владимир Волков и великий джазовый ударник Владимир Тарасов. На сей раз вышло поскромнее, но по сути ничуть не хуже - басил Григорий Воскобойник, а стучал Гарик Багдасарян. Кондаков с Гайворонским - крайне удачный творческий альянс: записи первого часто страдают излишней приглаженностью и отсутствием энергетики, но легендарный для отечественного свободного джаза трубач все это устраняет легко. Получается удачное совмещение: туманные красивости Кондакова, вступая во взаимодействие со склонной к безумию трубой Гайворонского, дают в итоге приятные и нескучные композиции, где есть место и полету джазовой фантазии, и её разумному ограничению. Правда, именно на этом выступлении зрители с "Аристократа" начали активно расползаться - на другой площадке как раз должен был начаться главный сет вечера.

О Нино Катамадзе и ее группе Insight исключительно восторженно отзывается весь русский Интернет, и даже молчаливый Леонид Федоров написал для журнала "Огонек" специальный текст о певице. Шум стоит изрядный - и неудивительно, что именно Нино организаторы доверили завершение фестиваля, под фейерверк и огненное шоу ее выступление должно было смотреться особенно впечатляюще. Так, в общем, и вышло - энергии и драйва у Insight было на порядок больше, чем у всех остальных участников "Партера" этого дня. Группа играет очень качественный, но, по сути, вполне стандартный приджазованный фанк. Однако голос Нино - подлинный феномен, напоминает он о лучших джазовых вокалистках мира - и вместе с тем обладает той удивительной задушевностью, что отличает всех грузинских певиц. В нем есть и страсть, и огонь, и нежность, и некоторое безумие... вообще Катамадзе способна несколько раз поменять интонацию и стиль пения в рамках одной композиции. Ресторанная "Сулико" в исполнении Insight превращается в подлинный джазовый боевик, а уж когда вокруг начинается огненная феерия, а в небо раскрашивается рассыпающимися фейерверками, впечатление усиливается стократно. Катамадзе с ансамблем играли почему-то меньше всех - когда после трех, хотя и длинных песен группа ушла со сцены, публика осталась в некотором недоумении, но тут фейерверк разросся в полную мощь, в толпе стали появляться горящие люди - и стало как-то не до жалоб.

Ну, а потом начались танцы, подводя логичный итог всего мероприятия: праздник состоялся, и главное его достоинство было даже не собственно в музыке, но в совокупности приятных звуков, улыбающихся лиц, летней погоды и духа старинной дворянской усадьбы.
Так и должно быть - и пусть так будет и дальше.

08.06.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • оптимистика "вживую" - неподражаемо...Не понравилось выступление Леры Гехнер в этот день, Safety magic-молодой коллектив, ему меньше года и состав пока меняется, но все музыканты очень и очень талантливы, музыка отличная, недавно вышел диск, насколько мне известно. На выступлении Нино я была, мягко говоря, шокирована организацией...Может, конечно, я слишком избаловалась ее концертами в уютных клубах с соответствующей публикой, но..абсолютно неадекватная толпа, дикий феерверк во время выступления, когда Нино надо слушать всем сердцем, растворяться в ее волшебном голосе...для меня это дико..На самом деле первый день фестиваля был организован лучше...
    Написал(a): алиас, 16/06/2005 1:48
  • Хорошая статья. Жаль, что я в этом году туда не съездил, хотя бы в терапевтических целях - заряд хорошего настроения и т.п.

    Есть одна грубая ошибка - Олег Балтага никакого отношения к Прибалтике не имеет. Он молдаванин из Кишинева, превосходый барабанщик, один из моих любимейших. Просто исправьте "прибалтийский" на "молдавский".
    Написал(a): ЧЕПАРУХИН, 11/06/2005 14:58
  • Ну и, наконец. Нино..
    Я не буду особо распространяться. Потому что эта Нино -божественная певица...Самое короткое выступление. которое было прервано.
    Нино даже не успела попрощаться со слушателями. Запустили фейерверк и
    попросили со сцены.
    А весьма разочарованной публике сообщили. что хорошего всегда бывает мало..ну не до такой же степени.
    Остальные выступали много.
    Нино спела Сулико. Оле и еще одну песню с ее черного диска..
    И после этого осталось только мчаться по темным аллеям старого парка и
    оглядываться на чудеса пиротехники в небо.
    Надо ведь успевать на автобус, который развозил к метро тех, кто без машины..
    В общем. то. ради чего пришли все..было крайне скромным по времени выступления. Но прекрасным.
    Написал(a): Ия, 10/06/2005 10:53
  • На сцену вышел опять же гибридный состав. Как фронмэн выступал некий Александр Ляпин (аквариум. поп-механика и еще что-то. в чем он участвовал) плюс многое другое. Звезда настоящая.Как только корифей сказал громко - Пиздец, предваряя свое выступление, слушать его расхотелось. несмотря на заслуги музыкальные,возраст и опыт и черные очки в качестве модного аксессуара.
    Hi-tech jazz это называлось. Сказали. что все технически круто. компьютер и
    прочее..Я заметила. что А. Ляпин играл меньше. чем звучало всего.
    Были очень хорошие куски музыки. Эдакими вкраплениями в общую композицию.
    В композиции эту была включена певица. Высокая худая иностранка в красном берете и красной куртке. С косой длинной. По-русски она очевидно не понимала.благодаря чему фронтмэн отпустил ряд пошлых шуток в ее адрес, что странно. учитывая, что он вроде как ей протекцию составлял..
    Написал(a): Ия, 10/06/2005 10:51
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

20:00 – 16 Тонн – WARHAUS WARHAUS »»

21:00 – Клуб Volta – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

Хроника22/09

1957 – В 1957 году родился романтичный лидер группы Grinderman, автор замечательных баллад и песен Ник Кейв (Nick Cave)  »»

Marlena SHAW (1942)

David COVERDALE (1951)

Nick CAVE (1957)

Joan JETT (1960)

Сергей ЛОМОНОСОВ (1976)

Benjamin SOTTO (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить