ФЕСТИВАЛЬ  Светопреставление в ритмах народов мира

Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки в Армении: рассказ о том, как мировые музыканты приехали в гости к маленькому джаз-клубу, и что из этого вышло.

Как известно, джаз начинался как музыка для развлечения: недаром первые исполнители джаза - таперы - назывались развлекателями (Entertainer), а слушали его в клубах и барах "под пиво". Потом он стал серьезным и сложным, поднялся из подвалов на сцены филармоний и престижных концертных залов. Но в последнее время джаз во всем мире опять опускается под землю, в клубы. Правда, клубы уже не те. В них есть арт-директоры, существует программа, обязателен собственный имидж. С долей гордости надо заметить, что подобные клубы уже функционируют и в Ереване. Например, "Авангард Фолк" клуб. Тут нашли пристанище все армянские коллективы, играющие музыку с приставкой "этно". А "хозяин площадки" здесь - Armenian Navy Band, созданный и руководимый Арто Тунчбояджаном. Недавно руководство клуба и Арто решили провести Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки. За три-четыре дня в стенах клуба прозвучало много самых разных композиций. Являлась ли исполняемая музыка джазом - утверждать трудно, хотя элементы импровизации в ней, безусловно, присутствовали. Но, конечно, это не был тот академический джаз, к которому мы привыкли. Это был праздник музыки, ничем не регулируемый и не ограниченный полет фантазии, море эмоций и безудержная, бьющая через край, радость жизни. Вот, в двух словах, характеристика прошедшего фестиваля.

Арабских музыкантов, ставших знаменитыми своим участием в коллективе Джо Завинула Syndicate, Карима Зиада и Азиза Сахмауи, уже видели и слушали многие европейские площадки - в том числе и наши. На сей раз на фестиваль, Карим Зиад привез свой популярный коллектив Ifrikya, состоящий из арабских, африканских и французских музыкантов. Они и открывали фестиваль. Трудно передать словами, что они вытворяли на сцене. Мастерство перкуссионистов (а из шести музыкантов трое играли на различных ударных инструментах, а иногда к ним присоединялся еще и сам Арто) завело зал с первых же тактов. Они играли, пели, танцевали, выбивали умопомрачительные ритмы, клавишник Дэвид Обайль удивлял своей техникой и оригинальным инструментом, представляющим некую помесь синтезатора и милицейского свистка, а саксофонист Винсент Маскар услаждал слух аудитории красивейшими соло на сопрано саксофоне. Это было то, что принято называть WorldBeat или этноджаз (кому как больше нравится) - арабские гармонии, африканские ритмы, современные западные аранжировки. Чтобы представить себе, как это звучит, вспомните Panjabi MC и Arash, добавьте Нусрат Фатех Али хана и Джо Завинула и обязательно помножьте на ансамбль песни и пляски, скажем, народов Зимбабве. Взрывной коктейль!

Зрители ликовали. Ну, а когда музыканты заиграли и запели свою знаменитую на весь мир "Шабиба", зал просто взорвался. Наиболее экспансивные слушательницы пустились в пляс, исполняя что-то арабско-африканское-брейкдансовое на армянской земле. Одним словом - взрыв эмоций, переходящий в бурю. Зал долго не отпускал музыкантов, но играть много на "бис" у них просто уже не было сил - они выложились полностью в основной программе.

Второй день начался менее эмоционально. Греческий дуэт певицы Кристи Стассинолулу и гитариста Каливиотиса Эфстатиоса был слегка тяжелым для восприятия и не всегда понятным среднему слушателю. Тренькающие звуки акустической гитары, заунывные мелодии, плачущая (если не сказать - ноющая) манера исполнения, какие-то электронные эффекты, которыми время от времени управляла певица: В общем, неудачная смесь музыки Б.Б. и Эрика Серра. В результате первая половина вечера заставила армянских любителей современного фолклора немного напрячься. Но зато второй коллектив - армянский Time Report - отыграл "за себя и за того парня", и с лихвой покрыл недостаток эмоций. Команда Армена Уснунца (саксофон) и Хачика Саакяна (клавишные) выступила как всегда с блеском и, если хотите, интеллигентно. Произведения Комитаса, Саят-Нова в обработке участников секстета действительно зажили новой жизнью - их исполняли достаточно энергично, эмоционально и технично, при этом нисколько не меняя их изначальной сущности. Классический джаз-рок, фюжн, немного жесткий по звучанию, сложный по построению, но удивительно мелодичный, напевный. Лучший барабанщик региона, Yamaha Artist Арман Джалалян и исполнитель на восточной перкуссии Эдуард Арутюнян задавали бешенный ритм, бас-гитарист Вардан Аракелян и клавишник Хачатур Саакян поддерживали гармонию и создавали приятный мягкий фон, а саксофонист Армен Уснунц и дудукист Вардан Григорян дули в свои дудки как звери. Кстати, это типичная манера группы - мягкая гармоническая основа, жесткий ритм и виртуозные, высокотехничные соло. Кому интересно, могут послушать композиции ансамбля на http://www.jazz.ru.

Третий день был, наверное, самым бурным. В первой половине выступил музыкант из Мали Али Кейта. Он играл на диковинном инструменте балафоне. Это африканский "брат" современных ксилофона и маримбы. Правда, отличался он от "родственников" тем, что в качестве резонаторов там используются высушенные тыквы. Вот на этом-то инструменте Али откалывал такие коленца, что заставлял зал буквально реветь от восторга. Он в прямом смысле слова лупил своими малетами - очень быстро и очень громко. Слушая его, я понимал, как овладевали умами простых африканцев шаманы. Монотонное повторение одного и то же квадрата буквально убаюкивало слушателей. Но вот Али начинал стучать молоточками по инструменту энергичнее и, тем самым, заставлял слушателей пробуждаться от гипнотического сна, хлопать, притоптывать в такт. Одним словом, вводил в транс. А теперь еще и прибавьте экзотическую внешность музыканта и вы сможете представить картину полностью.
Но самое интересное произошло чуть позже. Где-то через полчасика сольного выступления, африканец пригласил на сцену Карима Зиада, Азиза Сахмауи, басиста Вардана Аракеляна, клавишника Ваагна Айрапетяна и виолончелиста Артема Манукяна (позднее к ним присоедиинились уже знакомый нам Дэвид Обайль и Арто Тунчбояджан). И тут началось!
Вы знаете, что означает слово 'светопреставление'? Так вот, если вы были бы в тот вечер в клубе, вы бы четко осознали его истинный смысл.Созданный прямо на сцене, за одну-две минуты, коллектив играл африканские, арабские, армянские темы, исполнители пели на разных языках народов запада и востока, солировали, ипровизировали, занимались музыкальной эксцентрикой:. Надо ли говорить, что зрители пели и плясали вместе с музыкантами и так разошлись, что второй состав Vahagn Hayrapetyan and Katuner долго не мог начать свое выступление. Выждав длинную паузу, они все-таки начали свою программу, составленную из композиций участников секстета. Ритм-н-блюз, тяжелый рок-н-ролл, джаз-рок в духе 70-х ("Chicago' помните? Первый диск из их VII "деревяного" альбома? Вот точно так и звучали ребята).

Ну и, наконец, последний день фестиваля целиком был отдан Armenian Navy Band. Об этом коллективе и его манере игры очень подробно писала Соня Соколова в начале января сразу после возвращения из Еревана. Я не буду повторяться. Скажу лишь, что выступление это превратилось в своеобразный джэм-сейшн, где возможность выступить получили все приехавшие на фестиваль музыканты. Получился один большой интернациональный музыкальный коллектив, играющий музыку планеты Земля. Перефразируя ставшую крылатой фразу 'У преступника нет национальности', можно сказать, что у настоящих музыкантов, у хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно определить - да и не надо.

Фестиваль явно удался. А по окончании Арто Тунчбояджан заявил, что очень надеется провести осенью Второй международный фестиваль авангардной фолк-музыки и обещал привезти таких музыкантов, чьи имена я даже боюсь называть вслух. Потерпим - ждать всего-то лето осталось!

28.05.2005, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)