ИЗ ЖИЗНИ  Музыка не умрет никогда?

В передачу 12 злобных зрителей пригласили участников проектов "Фабрика Звезд" и "Народный артист". Из звезд русского шоу-бизнеса тоже можно сделать 12 зрителей. Очень злобных. Но очень вторичных...

Не так давно в передачу "12 злобных зрителей" (MTV) пригласили участников проектов "Фабрика Звезд" и "Народный артист" и, как водится, заставили их обсуждать всевозможные новые клипы. Громче всех была Юля Савичева, звезда второй "Фабрики" и бывалый лауреат европейских музыкальных конкурсов.

"Ну как это надоело, одно и тоже! Ничего нового - все эти девушки, позы, взгляды!" - негодовала Юля, глядя на клип дуэта Дива "Хочу". Сидящие вокруг коллеги одобрительно улюлюкали. Впрочем, на главный прокол по части оригинальности обратил внимание один лишь композитор Виктор Дробыш, присутствовавший в студии: сама песня "Хочу" - перепевка довольно известного хита Дебелы Морган "Dance With Me".

Досталось на орехи и молодой английской группе McFly за клип и песню "All About You". "Ну сколько можно? Так уже надоело все это британское," - роптала Савичева. Да-да, та самая Савичева, которую до недавней смены имиджа только ленивый не назвал клоном Аврил Лавинь (Avril Lavigne) - клип последней, кстати, редакторы "12 злобных зрителей" шутки ради тоже включили в программу. И та самая Савичева, которая на "Евровидении-2004" выступала с песней, местами очень напоминающей "Summer Son" группы Texas. В общем, что и говорить, воплощенная оригинальность.

Но что поделать - в такое время засияла фабричная звезда, когда продюсеры (а Юля ведь - человек подневольный) предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и делать что-то привычное, знакомое, понятное, в общем - хорошо или плохо забытое старое. Кстати, сама же "Фабрика" в таком положении дел виновата чуть ли не больше всех - столько звезд наклепали, куда уж тут думать об индивидуальности и оригинальности. Группа ВИА ГРА под руководством своего продюсера Константина Меладзе даже песню на этот счет спела - "Нет ничего хуже, чем быть как все". Благородная такая забота о чистоте русской поп-сцены. Клип с элементами пародии на телефабрику и неприкрытой иронией в тексте ("Ты родился на одной из фабрик, ты в лаборатории клонирован") звездным злобным зрителям, увы, не показали - видимо, потому, что он уже прошел в одной из предыдущих передач. Зато показали другую работу композитора и продюсера Константина Меладзе - клип его младшего брата Валерия "Салют, Вера!". Странно, что Юля Савичева тут не нашлась, к чему придраться, а ведь оригинальностью работа тоже не блещет. Только повторяет Константин Меладзе не кого-то, а сам себя - очень уж "Салют, Вера!" походит на немного подзабытую песню той же ВИА ГРЫ "Убей мою подругу", вплоть до аранжировки. Впрочем, чему удивляться, если даже сам гимн несовпадениям ("Нет ничего хуже") - причем как песня, так и клип - до боли напоминает недавний боевик ВИА ГРЫ "Биология". Что ж, видимо, самоповторы у Меладзе-старшего за совпадения не считаются.

И таких вот римейков, каверов, повторов, самоповторов и откровенного плагиата на музыкальных каналах - полные хит-парады. Взгляните на верхние строчки. "Отель" группы Руки Вверх - плохо замаскированная композиция "17" проекта Aquapura. В песне Алсу "Небо" звучит продолжительный музыкальный фрагмент из "Somebody Already Broke My Heart" Sade. Главную тему из фильма "Бой с тенью" в обработке Триплекса несложно спутать с ее предшественницей из саундтрека к сериалу "Бригада". А теперь еще новое поветрие возникло - ремиксы на мелодии из советских фильмов, регулярно сменяющие друг друга в чартах МУЗ-ТВ и MTV...

В рассказе американского фантаста Спайдера Робинсона "Жизнь коротка" говорится о сравнительно недалеком будущем, в котором почти не осталось неиспользованных комбинаций музыкальных тонов. Благодаря доступности техники количество композиторов растет, а сочинить что-нибудь новое им удается раз в пять лет. И вот герой рассказа посвятил своей жене прекрасную искреннюю песню, которая казалась ему уникальной. В восторге от этого он пришел регистрировать свое произведение и узнал, что такая песня была известным шлягером в его детские годы и с момента регистрации предлагалась заново четырнадцать раз. После этого автор сжег все свои ноты и покончил с собой.

Согласитесь, иногда складывается впечатление, что такое будущее уже не за горами, по крайней мере в области поп-музыки. Вот только композиторы и исполнители, даже прекрасная зная, что повторяют уже написанное и спетое до них, совсем не спешат отчаиваться и тем более расставаться с жизнью. Да и с чего бы - песни идут на ура, попадают в чарты, мобильники и сердца слушателей, в "12 злобных зрителях" опять же обсуждаются.

Как-то раз мне удалось задать Земфире вопрос о том, не придет ли музыка к такому финалу, какой описывает Робинсон. Земфира ответила довольно уверенно: "Мне кажется, этого никогда не будет... В каждую секунду какой-то студийной работы, даже в каждую секунду репетиции может родиться нечто новое." А потом добавила: "Пускай уже кем-то сыгранное - но не так, иначе." И вот это "пускай уже кем-то сыгранное" меня насторожило. Как будто от категоричного поначалу ответа вдруг повеяло неуверенностью.

27.05.2005, Михаил ФОМЕНКО (ЗВУКИ РУ)