Brian ENO  Неисповедимые пути Брайана Ино

25 мая Москву посетил один из интереснейших музыкантов и продюсеров современности - могущественный Брайан Ино. Он принял участие в шоу франко-алжирского проекта под управлением знойного певца Рашида Таха. Мы решили привести два взгляда на этот концерт, представленные двумя слушателями с разным "бэкграундом"...

Одно событие - два мнения. 25 мая Москву посетил один из интереснейших музыкантов и продюсеров современности - могущественный Брайан Ино (Brian Eno). Ино принял участие в шоу франко-алжирского проекта под управлением знойного певца Рашида Таха (Rachid Taha). Кого-то из нас этот концерт порадовал, кого-то - разочаровал. Мы решили привести два взгляда на происходящее, представленные двумя слушателями с разным "бэкграундом". В чем-то они, впрочем, оказались схожи...

Перед концертом в "Горбушке" люди, едва добравшиеся до места назначения на перекладных (вся Москва стояла в пробках по причине массового отключения электроэнергии), осторожно выясняли друг у друга: а что, собственно, будут играть? "Да какая разница, - подумалось мне. - Все эти люди купили билет на концерт, завороженные магией имени. То есть, фактически, пошли на три буквы: ENO".

Знаменитый музыкант, изобретатель стилей, маг и кудесник электронной музыки и маститый продюсер, Брайан Ино не первое десятиление заставляет нас поклоняться ему из почтительного далека. Он иногда навещает Россию, помогает русским музыкантам пробиться на Западе, ищет новые имена. Однако впервые Ино выступил на русской сцене в качестве импортера: 25 мая он продемонстрировал публике облагороженный алжирский поп-проект. То есть не аналог Звуков Му, которым некогда так же повезло поработать с мэтром. А что-то вроде местной группы Корни. Тем интереснее оказался эксперимент!

Поначалу Таха, надо признать, держался на сцене несколько суетно и неуверенно. Выскочил на сцену, словно шоу-мальчик в стиле "я не вижу ваши руки!" и запрыгал под бодрую мелодию, снабженную бэк-сэмплами от Ино. Мастер тем временем держался на возвышении, увлеченно колдуя над своим оборудованием. Первый план был отдан гитарной секции и музыкантам с этническими инструментами. Вся эта пестрая орава явно "работала" на иную публику. Иную настолько, что каждый мало-мальски различимый пассаж Ино она готова была встречать восторженными аплодисментами, а танцевать категорически отказывалась.

Но веселые мелодии, снабженные стараниями Ино обилием сэмплов и бэк-сэмплов, поступающих из гитарных и ударных процессоров, позволили преодолеть первый шок. Народ решил: раз уж мы здесь, почему бы и не потанцевать под эту веселую музыку?.. Музыканты, со своей стороны, почувствовали, что обстановка изменилась, и заиграли спокойно, слаженно, перестали глотать слова и ноты,- воспряли, так сказать, духом. Вторая половина концерта прошла весело и ровно: забавные песенки на берберском диалекте с частым упоминанием имени некоего Фердинанда и призывами к диджею - на стыке фанка, этно-рока и хауса - хорошее блюдо для какого-нибудь модного open-air, хотя несоответствие шоу площадке быстро перестало беспокоить танцующих.

Финал ознаменовался парой мощных композиций в стиле техно-поп, транс и хаус. Здесь развернулся Ино, чьи руки порхали над процессорами с немыслимой скоростю и точностью. И снова результат был совершенно неожиданным для слушателей: гитары стали на глазах "тяжелеть", подпуская риффы, более привычные для брутальных хардовых групп, а сэмплы усиливали их звучание, разбивали их на десятки и тысячи оттенков. Не двигаться под этим напором ритма и экспрессии было невозможно. Странная, безумная дискотека, в которой ни звука пропустить не хотелось, и одновременно - устоять было немыслимо.

Привычные клише: раз мастер - значит, должен "шаманить", а слушатель обязан безмолвно внимать, - были сломаны. Ино все еще молод и совершенно не собирается "бронзоветь", в чем ему помогают молодые коллеги. Он играет с теми, кто ему интересен, ту музыку, которая кажется ему актуальной. Кто-то, возможно, посчитает совместный концерт алжирцев и англичан "случайным", но старые любители творчества Брайана Ино отчетливо осознают, что одной из важных составляющих творчества мастера всегда было продюсирование. Такие совместные проекты помогают ему быть в русле современных тенденций, изобретать непривычные подходы к привычным жанрам и изучать новые для себя области.

Когда Таха начал вытаскивать на сцену народ, чтобы потанцевать вместе, на сцене быстро образовалась пестрая толпа. Вспыхнули прожекторы, музыка понеслась, как сошедший с рельсов состав. Убыстряя темп, музыканты что-то бессвязно кричали в микрофоны, танцевали за своими инструментами и скакали по сцене. Шоу стало походить на огромный цветной карнавал, где каждый - и слушатель, и исполнитель.
Пожалуй, именно такой подход к концерту демонстрирует "живых классиков" действительно живыми...

Соня Соколова.

Кого я, признаться, меньше всего ожидал увидеть в Москве из уважаемых мною музыкантов - так это Брайана Ино (Brian Eno). Он и так дает концерты крайне редко, а уж чтоб в Москву заехал - это совсем невероятно. В итоге пришлось довольствоваться исполнением Джона Кейла (John Cale) нескольких их с Ино совместных песен с замечательного альбома "Wrong Way Up".

Однако Ино приехал. То есть он неоднократно приезжал и раньше - уже и по-русски неплохо говорит - но вот вышел на сцену для широкой аудитории впервые. Разумеется, тривиальным это событие быть никак не могло, и следовало ждать сюрпризов. Сюрпризы и последовали - приехал Ино не один, и не с Робертом Фриппом (Robert Fripp) - а ведь были такие мысли у господина Чепарухина, были!, - а с группой франко-алжирского музыканта Рашида Таха и с продюсером проекта Стивом Хилладжем (Steve Hillage), ex-Gong.

Отвлекусь на секунду от высоких гостей и скажу, что обычная задержка на час с небольшим, так неприятно свойственная московским концертам, вчера пошла безусловно на пользу. Многим зрителям удалось пробиться с юга Москвы к ДК имени Горбунова только в районе 20 часов, и они были рады, что ничего не пропустили.

Начал концерт Ино сольным ритмическим номером на своей батарее из электронной перкуссии и сэмплеров, весьма и весьма эффектным. Однако потом маэстро ушел в тень, предоставив площадку для самовыражения Рашиду Таха и коллективу. В состав группы входили басист, гитарист, барабанщик, перкуссионист, дублирующий Ино электронщик и человек с неизвестным мне инструментом типа электронного банджо. Между музыкантами скромно ходил Стив Хилладж, который, кроме очень интеллигентного лица, практически ничем и не запомнился - ни одной "важной" партии на гитаре он не сыграл.

Первые два-три номера, чего греха таить, были ужасны. Рашид Таха почему-то счел, что российскую публику можно завоевывать кривляньями а-ля Tarkan, поэтому первые несколько минут зал находился в состоянии некоего недоумения. К тому же, мне показалось, что были ошибки со звуком - присутствие Ино указывало на главенство ритмического начала, в которое уже должен был вплетаться вокал, а громкость была выставлена в основном на слабоватых гитаристов состава Тахи.

Однако часть публики в зале начала думать о выкинутых на ветер деньгах за билеты, музыканты вдруг собрались. Перкуссионисты подстроились к пассам Ино над своей сэмплерной батареей, гитаристы просто не портили картину, а Таха стал заметно скромнее - все это начало амплитуду концерта понемногу поднимать.

Несколько песен действительно удались с музыкальной точки зрения - в основном благодаря длинным инструментальным импровизациям, а ближе к концу довольного длинного сета Рашид Таха стал брать драйвом. Он вызывал на сцену зрителей, импровизировал, командовал своим музыкантам играть и петь потише - тогда приходилось петь Ино - или по ходу дела менял какие-то партии.

Честное отношение к концерту не могло не сказаться: зал завелся, и многие к концу сета уже искренне колбасились. По крайней мере, ни у кого претензий по самоотдаче к музыкантам в итоге не возникло, и это выгодно отличает средних французов от многих раскрученных российских "звезд".

Но полноценного симбиоза не получилось. Зачем был нужен Рашиду Таха Брайан Ино, и зачем был нужен Брайану Ино Рашид Таха (и зачем им всем нужен был Стив Хиллидж), так и осталось невыясненным. Какие-то элегантные композиционные находки - например, выпустить одного Ино на первый бис, чтобы он спел любую из своих классических песен - не случились.

Случился традиционный, честный, неплохой, но далеко не эпохальный концерт. Не отношусь к тем людям, которые считают, что в 1970-е все было априори лучше, но казалось, что практически любой, с кем Ино сотрудничал на протяжении своего длинного творческого пути, смотрелся в этот вечер бы интереснее. Что ж, может быть, для Брайана Ино это был лишь разбег после длительного молчания. Кто ж его, Брайана Ино-то, знает.

Дмитрий Крюков.

26.05.2005, Редакция (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Brian ENO - Неисповедимые пути Брайана Ино - ваше мнение о статье
  • Жалко, что он дополнительный компонент, блин. Мы тож вылезли на сцену, но не для того, чтобы продемонстрировать танец живота, а чтобы пожать дополнительному компоненту его благородную руку))) Одной из нас это удалось, другую оттащили секьюрити, третья пошла обниматься со Стивом Хилледжем))) Короче, было весело, хоть Таха и раздражал немного))) но в целом - такая психоделик-поп-party))) Не, на Shibusashirazu было веселее. Зато кумиру детства руку пожали)))
    Написал(a): Nay, 01/06/2005 21:14
  • denis, спасибо!!! Давно ТАК не смеялся!!! Отличная пьяная шутка.
    Написал(a): Gugiens, 01/06/2005 14:10
  • Hey what's up? Is my English correct?
    Brian & Taha 're guys.It's a main point.I think that they're lovers or very srecial friends.Taha 's a fire and Eno is an ice.What about music?There's no music.Taha is ordinary hot arabian (His songs are horrible,I've visited his site,it's really horrible),Eno is an oldtimer,the hero of guys from 1980.Eno sucks.His last good recordings was Spinner in 1995 and then....the emptiness.

    thanks for your attention.
    Написал(a): denis, 01/06/2005 10:54
  • Try to learn English before you write. You are a looser...
    Написал(a): dork, 01/06/2005 1:44
Brian ENO - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 15 мая 1948
Место рождения: Woodbridge
Релизы:
1995 Pianology
1994 Eno Box I
1992 The Shutov Assembly

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить