David SYLVIAN  Вокруг да около Японии

Недавно вышел новый альбом Дэвида Сильвиана "The Good Son vs. The Only Daughter". Заявлен он как альбом ремиксов к предыдущему диску - "Blemish", но но ремиксами в классическом понимании новые композиции назвать трудно. Да и в западной прессе этот альбом ремиксов оценен лучше оригинала. Чем не повод еще раз пробежаться по этапам творческого пути автора?..

Недавно вышел новый альбом Дэвида Сильвиана (David Sylvian) 'The Good Son vs. The Only Daughter'. Заявлен он как альбом ремиксов к предыдущему диску - 'Blemish', но ремиксами в классическом понимании новые композиции назвать трудно - Дэвид со товарищи перелопатили многие песни заново, зачастую в совсем другом ключе. Не удивительно, что в западной прессе "The Good Son"... оценен сильнее оригинала. Чем не повод еще раз пробежаться по этапам творческого пути его автора?..

Настоящая фамилия Дэвида Сильвиана, равно как и его брата Стива - прости господи, Батт. Неудивительно, что братья быстро взяли себе псевдонимы, правда, разные - один стал зваться Сильвианом, второй - Дженсеном (Steve Jansen).

Стив Дженсен вообще человек очень непростой. На мой взгляд (закройте уши), он в своей области оказался даже более талантлив, чем Сильвиан - в своей. Но так же, как в футболе лучшим игроком матча почти никогда не признают защитника, в музыке барабанщику тяжело добиться признания своего таланта. Стив, полагаю, не сможет повторить и четверти трюков, скажем, Джона Бонэма (John Bonham), зато обладает потрясающим чувством ритма, разработал собственную методику игры на электронной перкуссии и, более того, свой собственный и неповторимый стиль. Плюс к этому, он - автор ряда совершенно замечательных композиций, строящихся на электронной ритмике ("Land", "March Of The Innocents", или даже послушайте классический Japan - номер "Visions Of China"), да еще и поет неплохо.

Но, однако, обо всем по порядку. Стив и Дэвид в весьма юном возрасте организовали группу под названием "Japan". Коллегами их стали басист и бог знает кто еще Мик Карн (Mick Karn, по национальности, кстати говоря, грек - Карн и живет сейчас в Греции) и клавишник Ричард Барбиери (Richard Barbieri). Japan стала одной из редких групп, каждый из участников которых и спустя много лет оставался сильной самостоятельной творческой единицей - возможно, такая "кадровая политика" и помогла группе быстро добиться успеха.

В первых двух альбомах - "Adolescent Sex" и "Obscure Alternatives" - Japan играли ритмичный электронный new-wave, во многом вторичный, но попавших в волну тех времен. Внимание зрителей удалось привлечь также с помощью вызывающего грима и пафосных костюмов - теперь это смотрится чудовищно смешно, но не стоит забывать, что девочки в те годы обожали мальчиков с макияжем и маникюром.

Третий альбом группы - "The Quiet Life" - наметил отступление от стандартного попа к минималистскому "псевдо-азиатскому" року - к чему старая аудитория была уже не готова, а новая еще с группой не познакомилась. Альбом благополучно провалился в чартах, и Сильвиан с готовностью окончательно ударился в модернизм, сменив попутно фирму грамзаписи.
Два последующих альбома "Gentlemen Take Polaroids" и "Tin Drum" (плюс концертник "Oil On Canvas") становятся классикой жанра минималистского пост-рока на долгие годы.
До публики, правда, это дошло не сразу. И пока альбомы готовились и издавались, Сильвиан успел поругаться с Карном и распустить группу к чертовой матери. И вот когда он ее распустил, сингл "Ghosts" поднялся до третьего места в хит-парадах по обе стороны Атлантики...

Менеджер группы той поры как-то назвал Ghosts "cамой некоммерческой песней из тех, что когда либо достигали Топ-5", и в этом есть своя правда - во время расцвета рока так "выстрелила" композиция, в которой не было ни гитары, ни баса, ни барабанов - только смутные шумы синтезаторов, длинные паузы между звуками и гипнотический вокал Сильвиана. Вот такая вот success story.
Крайне любопытен и еще один факт. Когда группа в 1983 году объявила о своем распаде, одному из наиболее творческих участников группы Дженсену было 22 года. Вот представьте себе: вам 22 года, и вы только что развалили одну из величайших групп своего времени. Стив до сих пор грустно шутит на эту тему, - дескать, 20 лет прошло, а все до сих пор не отпускает...

Конечно, Дженсен группу не развалил, и роль в ее распаде сыграл относительно небольшую - помимо личных и коммерческих сложностей пришлось еще и женщину искать. Девушка по имени Юка Фудзии (Yuka Fujii) встречалась с мультиинструменталистом Карном, человеком сколь творческим, столь и амбициозным, а потом ушла от него к скромному, но безумно талантливому вокалисту Сильвиану. Когда спустя несколько лет Юкка ушла и от Сильвиана, он очень долго не мог прийти в себя. Но Japan уже не было. Что самое интересное в этой романтической истории, Юка Фудзии (художник и фотограф) совершенно потрясающе оформила и продолжает оформлять диски Сильвиана, и недавно посетила его концерт в Москве. Сюжет в духе Мураками.

"Ghosts" еще штурмовала хит-парады (другие синглы и альбомы на волне интереса к Japan тоже сильно поднялись в чартах), а Сильвиан был уже далеко. Через Юку он познакомился с японским композитором Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto), развил свое увлечение культурой страны восходящего солнца, записал с Сакамото пару синглов (они продолжают дружить и сотрудничать до сих пор) и быстро подготовил свой первый сольный альбом - "Brilliant Trees".
На "Brilliant Trees" и последовавшим за ним "Gone To Earth" играл весь цвет мировой музыки - Хольгер Щукай (Holger Czukay), Рюичи Сакамото, Билл Нельсон (Bill Nelson), Марк Ишам (Mark Isham), тот же Стив Дженсен. Сильвиан четко решил работать на ниве создания качественно аранжированных, качественно сыгранных и качественно спетых песен, в чем и преуспел - помимо успеха в хит-парадах, оба альбома были действительно очень крепко и талантливо сделаны.

Третий сольный альбом, "Secrets Of The Beehive", стал наиболее успешным, хотя, на мой взгляд, был чересчур пафосным - за демонстрацией собственной силы Сильвиан немного забыл о собственно музыкальной составляющей, и ни одна композиция не достигла уровня лучших вещей первых двух альбомов. Кто бы мог знать, что после этого альбома, когда критики говорили о Сильвиане как об устоявшейся рок-звезде мирового масштаба, его карьера совершит такой неожиданный виток...

Старые грабли, видимо, не давали Дэвиду покоя, и в 1990 году Japan решили воссоединиться, осознав, что в свое время явно "не доиграли". Назвались они, правда, по-иному - Rain Tree Crow. Версий по этому поводу было озвучено несколько: по одной, старое название не удалось отбить у фирмы грамзаписи; по другой - фирмы были только за, но против был сам Сильвиан. Вторая версия больше похожа на правду еще и потому, что материал был совершенно не похож на классический Japan, а все больше напоминал сольные диски лидера группы, хоть и содержал несколько очень приличных "командных" композиций. В итоге Сильвиан (в жизни тишайший человек, но по ключевым вопросам крайне принципиальный) поругался не только с Карном, что уже было привычно, но и с братом - а это уже было что-то новое.

Оставшаяся троица времени зря не теряла и, назвав себя JBK (по инициалам участников), записала явно превосходящий по качеству проект Rain Tree Crow альбом "Beginning To Melt". Сильвиан же подумал годик (он вообще не любит спешить) - и сошелся с Робертом Фриппом (Robert Fripp).

Кто-то говорил, что у Фриппа была мысль сделать Сильвиана вокалистом новой инкарнации King Crimson, но не сложилось, впрочем, и к лучшему. Зато появились три альбома - очень хороший "The First Day", любопытный альбом ремиксов "Darshana" (который содержит, по иронии судьбы, одну из лучших композиций, сделанных руками другой интересной группы - Future Sound Of London) и просто великолепный концертник "Damage". Тут важно понимать вот что: Сильвиан (согласно религиозным убеждениям - буддист) всегда лучше творил в состоянии мира и покоя, а Фрипп, наоборот, является своеобразным музыкальным террористом, склонным понастроить везде свои геометрические структуры и превратить работу в предельно организованный - но - хаос. Сильвиан оттого не раз признавался, что ему тяжело долго работать с Фриппом, но такая работа его при этом мобилизует, подтягивает неизвестные ему самому резервы. Поэтому, несмотря на все эти духовные сложности, в прошлом году Сильвиан, Фрипп и Дженсен записали какую-то новую песню, а вот какую именно, я так пока и не понял - судя по всему, ее еще никто не издал.

После этого Фрипп вновь занялся King Crimson, а Сильвиан опять перестал куда-либо спешить. Наделав кучу разрозненных песен со всеми подряд - начиная от старинного друга Рюити Сакамото до Синди Лаупер (Sindy Lauper) - Дэвид занялся личной жизнью и женился на девушке шведско-мексиканского происхождения (гремучий коктейль!) Ингрид Чавез (Ingid Chavez), известную (помимо того, что она сама периодически издает свои песни) тем, что встречалась в свое время с Принцем (Prince) и Ленни Кравитцем (Lenny Kravitz).

И лишь спустя 11 лет (!) после "Secrets Of The Beehive" Дэвид записал свой следующий чисто сольный альбом - "Dead Bees On A Cake". Материала там было почти на 80 минут, материала очень качественного, в первую очередь со стороны вокала - Дэвид убедительно доказал, что в этой сфере конкурентов в рок-музыке у него раз-два и обчелся. После большого турне Сильвиан, видимо, родил в уме какую-то хитрую программу, потому что следующие альбомы он делал крайне быстро и все в разных жанрах.

Тут еще на секунду отвлекусь. Есть у Сильвиана еще одна любопытная особенность. Его некий гипотетический Greatest Hits обладал бы силой просто нечеловеческой. Существует огромное количество групп, записавшие хороших песен на два, три, а то и четыре сборника, но вот если Сильвиан издаст десяток своих песен по 5-7 минут одним диском, это будет своеобразный белый карлик, сгусток материи с огромной силой внутри. Если есть возможность, поставьте подряд (выбор субъективен) "Midnight Sun", "Ride", "Every Colour You Are", "Ghosts", "Krishna Blue", "Nostalgia", "Wave (remix)", "Forbidden Colors", "Fire In The Forest", "Heartbeat", "I Won't Be Disappointed", "Cover Me With Flowers" - и оцените.

Наверное, понимая такой расклад, Сильвиан (пока?) так сборник лучшего творчества и не издал. Был двойной альбом "Everything And Nothing" (2000), но там технология была другая: Дэвид перепел и переиграл свои песни разных времен, которые считал нужным перепеть и переиграть.

Издав такую ретроспективу, он тут же сделал полностью эмбиентный альбом "Approaching Silence" с Фриппом, после чего издал ретроспективу сугубо инструментальных вещей "Camphor". А потом отправился в акустический тур Slow Fire, но решил записи с него не издавать, а записал вместо этого новый студийный диск под названием Blemish.

"Blemish" и предыдущие работы Сильвиана отличаются так, как будто их делали разные люди. На нем Дэвид фактически читает стихи под оригинальную электронную музыку в основном авторства брата Стива, при этом все это в обычном настроении слушать совершенно невозможно, а вот если вдруг у вас какое-то осенне-медидативно-"японское" состояние, то лучше диска для такого настроения не найти. Альбом спорный, важный и пока еще не оцененный.

Сложилось именно так, что Сильвиан приехал в Москву именно с программой Blemish, что, в принципе, звучало и смотрелось достаточно экстремально. В туре Slow Fire мастер собирал аншлаги по всему миру, играя старые и новые вещи в акустической обработке, позволив своему голосу показаться во всей красе. В Blemish-туре Дэвид и Стив под аккомпанемент галлюциногенных проекций весь концерт не поднимали головы от ноутбуков, а старых песен играли лишь три. Московская публика явно была достойна более "бодрого" шоу, и остается лишь выразить свое сожаление по поводу того, что промоутеры пропустили более интересные гастроли музыканта.

За последний год Сильвиан записал еще один сингл - "World Citizen" с Рюити Сакамото, благодаря своей социальной направленности и запоминающейся мелодии взлетевший в чартах, сделал две мифические песни - "Wasn't I Joe" и ту самую запись с Фриппом, которые почти никто еще не слышал, и вот презентовал альбом оригинальных ремиксов, о котором я писал вначале.

Потенциал у Дэвида по-прежнему огромный, а возраст относительно остальных "рок-динозавров" еще молодой, так что будем надеяться, что ему есть еще чем удивить нас. Или хотя бы приехать в Россию снова, чтобы предстать перед нами во всей красе.

22.05.2005, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

David SYLVIAN

Дата рождения:

23 февраля 1958