ФЕСТИВАЛЬ  Лирика бархатного декаданса

Декаданс в музыке оказался явлением очень неоднородным, но завораживающим. Шоу, устроенные без миллионов, вложенных в спецэффекты, могут быть красивы. Фестиваль Бархатное подполье показал, что стена непонимания, на которую наталкиваются многие музыканты, может быть разбита. Легко и изящно.

Вертинский и фабричные работницы, кокаин и водка, японские красавицы и авангардный мужской стриптиз, рок и шансон - все это объединил в себе фестиваль куртуазного декаданса "Бархатное подполье", прошедший на прошлой неделе в Клубе на Бресткой. "Мы попытались показать множество граней современного декаданса, - рассказал ведущий вечера пианист Алексей Сканави, - Он связан не только с культом ужасного, но и с культом прекрасных дам, куртуазностью, эстетством, гламурностью". Фестиваль смело разбивал бытующие стереотипы: гламурность, ничего не имеющая общего с глянцевыми журналами для дам, прекрасная дама, которой может стать и блоковская незнакомка, и знатная кулинарка Дуня, рок - изящный коктейль из оперных арий, шансона и индийских мелодий...

Примерно за месяц до проведения фестиваля на портале Realmusic был организован конкурс - пользователи выбирали лучшую декадентскую композицию. Уже в первую неделю было прислано более 200 работ и стало ясно, что эта тема очень интересует любителей музыки: люди начали спорить, рассуждать о декадансе, присылать стихи...
Организатор фестиваля - Владимир Преобаженский, журналист, лидер группы Бостонское чаепитие и музыкант Оберманекена - говорит: "Мы ставили перед собой задачу представить весь спектр музыкальных и артистических изысканий, которые могли бы показать современный декаданс. От романтически-символистских проявлений (Полынья, Пьеро), эстетики дендизма в лице "Оберманекена" до брутального стеба Вадима Степанцова и секс-террористических перфомансов Владимира Веселкина. Идея подобного фестиваля витала в воздухе. Рубеж веков, переломные моменты российской действительности, - все это связано с декадансом. А только что издана великолепная энциклопедия дендизма. Появляются знаковые музыканты, такие как Алеша Пальцев (участник фестиваля)".

Романтичный символизм
Группа Кира Т`фу Бенд, открывавшая фестиваль, погрузила зрителей в атмосферу классического концертного вечера, приправленного некой безбашенностью рок-н-ролла. Музыканты в черных костюмах с большими белыми бабочками, солистка - в мерцающем черном платье, а на заднем фоне, то обезьяны, превращающиеся в человека, то рыбы, то работы мастеров классической живописи. Музыка тоже была под стать действу.
Музыканты группы Пьеро органично смешали печальные образы народного театра и порочность девиц эпохи "упадка". Кукольный рыцарь печального образа - черно-белый Пьеро танцевал с черно-белой Коломбиной, чей макияж навевал мысли о некроромантизме, под жесткую, но отчасти медитативную, музыку.
Прекрасные девы в японских нарядах из группы Полынья продемонстрировали вокал в лучших декадентских традициях - рок, смешанный с чуть ли не церковным пением.

Эстеты и денди
Выступление Оберманекена началось с "пионеров". По сюжету песни "Дачные велосипедиски" они уходили в подполье, "воздушные как поцелуи", под тягучий салонный рок средневековых замков. По крайней мере, именно такое ощущение вызывала музыка. Эстетика декаданса "Оберманекена", с одной стороны, вполне вписывалась в привычные клише: кокаин, легкая эротика, - а с другой, выбивалась из них шпионами, упомянутыми уже пионерами и цитрусовыми (незабвенный хит "Девочка-подросток с запахом апельсина.."). Как истинные эстеты, музыканты "Оберманекена" были скромны: черные, классические костюмы.
Такую же сдержанность одежды продемонстрировало Бостонское чаепитие. Выступление этого коллектива показало, сколь эффектным может быть совмещение оперных арий и рока, а сны могут оборачиваться садомазохистской фантасмагорией. Видеоряд, сопровождающий Бостонское чаепитие, состоял из классики кинематографа - - "Тихие дни в Клиши" по роману Генри Миллера, "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи.

Явление
Алеша Пальцев, шансонье, которого нередко сравнивают с Вертинским, презентовал на фестивале свой второй альбом - "АртистЪ". Любовь музыканта с дореволюционному написанию слов была видна и в первом альбоме - он назывался "ВертопрахЪ". По словам самого артиста, первый альбом был "сибаритствующим, размеренным, меланхоличным", а второй получился более динамичным, эмоциональным, в нем больше лицедейства. Коньяк и водка - вот как охарактеризовал Алеша Пальцев свои альбомы. Выступление тоже было скорее водочным - русские гуляния, чуть ли не с цыганами, но - никакого рока: скрипка, фортепиано, барабаны, гитара - создающие на сцене романсовый, почти салонный звук, и сумасшедшая энергия.

Секс-террор и стеб
Владимир Веселкин, бывший шоумен АукцЫона, прославившийся своими шокирующими выступлениями и в России, и в Европе, из своего амплуа не вышел. Полувоенный полуфрак, колготки, меха, которые в итоге оказались на сцене, а не на артисте, танцы вокруг микрофона под зловещий ритм ударных, грядущая мировая война, Иисус Христос. "Афтар жжот", - орали в зале. Последнюю песню Веселкин посвятил Оле, которая работает на фейс-контроле клуба. "Я обещал", - объяснил музыкант.
Закончился фестиваль выступлением Вадима Степанцова, главы ордена Куртуазных Маньеристов, группы Бахыт-компот. Поэт и музыкант представил своей новый проект - "Бедлам-капелла". Началось его выступление с чтения стихов про "правильного и нужного" педагога, который помогает своим ученицам бороться с распущенностью. Очень оригинальным методом. Стиль, в котором были выдержаны все композиции, посвященные разумеется дамам, сам Вадим Степанцов окрестил симфо-панком. Классическое музыкальное образование, разухабистая игра, стеб на грани фола в поэзии - создали на сцене нечто совершенно неподдающееся описанию.

Продолжение?..
"Мы просто приоткрыли дверцу и показали - что да, есть такое явление в современной музыке, - поделился своими постфестивальными впечатлениями Преображенский, - Конечно, хотелось бы все устроить с большим размахом: с модными дефиле, с шампанским, льющимся рекой. Но это очень сложно без спонсоров, ведь нынешний фестиваль вообще был сделан на голом энтузиазме, настоящее такое суровое подполье. Скорее всего, продолжение у фестиваля будет, но сохранится только идейное наполнение, а антураж будет другой. Пока общение на "бархатную" тему продолжается в Интернете и, так сказать, в кулуарах".

Декаданс в музыке оказался явлением очень неоднородным, но одновременно завораживающим. Шоу, устроенные без миллионов, вложенных в спецэффекты, могут быть потрясающе красивы. Музыка, с одной стороны, имеющая как минимум столетние традиции, а с другой - не чурающаяся современных изысканий, - разбивает границы "формата" и "неформата". Фестиваль показал, что стена непонимания, на которую наталкиваются многие музыканты, делающие "другую", ни на что не похожую музыку, может быть разбита. Легко и изящно.

16.05.2005, Светлана БАЕВА (ЗВУКИ РУ)