Это завершающий альбом в Наумовской "электрической" доэмигрантской трилогии, и поэтому его стоит, во-первых, рассматривать не как отдельную работу, а в контексте всего цикла, а во-вторых, не вестись на то, что на обложке указано название группы, а не имя автора всех присутствующих здесь композиций. Известно, что Проходной Двор был образованием чисто умозрительным и состоял в каждом студийном или концертном случае из самых разных (и в основном одноразовых в биографии Юрия Наумова) музыкантов. К записи "Перекати-Поля", в частности, был привлечен молодой московский гитарист Игорь Чумычкин, чья ярко выраженная симпатия к хардовым риффам и запилам отчетливо слышна в аранжировочных решениях отдельных вещей ("Куда течет кровь", "Путь наверх") - и, кстати, побудила Наумова рекомендовать его чуть позже в Алису... Но, по большому счету, и Чумычкин, и прочие музыканты, задействованные в "Перекати-Поле", лишь частично определяют звуковую атмосферу альбома, которую сейчас можно с некоторой натяжкой назвать готической, а вернее - холодной, сумрачной и неуютной; "электричество" здесь достаточно условное, и оно гораздо меньше, чем в предыдущих двух альбомах, заслоняет Наумовскую акустическую гитару со всеми ее характерными виньетками, переборами и тембрами. Однако и мастерское обращение с инструментом здесь - не самоцель, что подчеркивается почти полным отсутствием как инструментальных вещей ("Сумерки" не в счет), так и знаменитых блюзов (кроме "Возвращения Блудного Сына").
В музыкальном плане материал балансирует на стыке баллады и арт-психоделии и лишен - особенно в сравнении с предыдущими альбомами - врезающихся в память мелодических линий и четких, "хитовых" структур. Недаром на концертах, где от музыканта ожидают, как правило, "лучшего и любимого", это все и по сей день не играется, - кроме, разве что, эпического "Возвращения" и маленькой грустной зарисовки "Был ли ты...". Так что самое главное в "Перекати-Поле" - не форма (то есть музыка), а содержание, причем не на уровне текстов отдельных песен, а по совокупности заключенного в них общего смысла. Известно, опять же, что Наумов всегда фиксировал в альбомах не свежайшие, только что написанные, а устоявшиеся и в какой-то степени уже прошедшие пик сиюминутной актуальности для автора вещи. Эта подборка - не исключение, и большая часть песен датируется здесь 1984-м годом, - тяжким для Юрия годом бегства из родного Новосибирска, обрыва всех привычных связей, начала странствий по негостеприимным проходным дворам обеих столиц. Однако не стоит сопоставлять столь прямо личные обстоятельства жизни музыканта с содержанием альбома, хотя бы потому, что предыдущие альбомы трилогии - "Блюз в 1000 дней" и "Не поддающийся проверке", - записанные по куда более свежим следам описанного периода и содержащие песни с почти той же датировкой, оставляют совершенно иное впечатление. "Блюз в 1000 дней" - пластинка яркая и дерзкая, рисующая по-юношески непримиримое противостояние художника и толпы, возводящее одиночество и трудную судьбу истинного творца в правило и даже доблесть.
"Не поддающийся проверке" был самым живым и житейским из трех альбомов, сочетая в себе ироничные бытовые детали, социальный протест, сарказм и достаточно предметные аллегории, иллюстрирующие систему творческих координат Наумова. В "Перекати-Поле" же песни подобраны так, чтобы вышла на поверхность, оказалась проанализирована со всех возможных сторон и осознана тема бегства. А точнее, необходимость этого бегства - от толпы, от социума, от стесняющих движение стен, от личных привязанностей и даже от жанров и стилей - и, одновременно, его, бегства, принципиальная невозможность, ибо убежать можно от чего и от кого угодно, но только не от себя. На беглый взгляд может показаться, что этим альбомом - самым взвешенным и завершенным (вплоть до четкой сюжетной линии) из трех - Юрий подвел теоретическую базу под свое стремление уехать из России.
Однако триптих о потерях и горестях на пути наверх хоть и завершается проблеском надежды, но она столь же шатка, как и палуба корабля, догоняющего горизонт, а линейное перемещение по земной тверди всегда заканчивается возвращением в исходную точку. Другое дело, что сам перемещающийся за время своих странствий взрослеет, приобретает опыт и возвращается пусть и туда же, но отнюдь не таким же. "Перекати-Поле" - альбом с говорящим названием - записан уже не пылким амбициозным юношей, а взрослым человеком, если не прочувствовавшим до конца, то, по крайней мере, догадывающимся о том, чем приходится платить и за попытку бежать, и за возможность вернуться. И путь наверх, на самом деле, наиболее успешен и наименее травматичен только если он не прям и не суетен. Если это путь вглубь.
17 лет спустя мы можем слушать этот альбом, одновременно зная, слыша и видя Наумова нынешнего. Путь еще не окончен, но промежуточные его результаты уже поддаются анализу. Вопросы - авторский "был ли ты счастлив?" и гребенщиковский "того ли ты ждал?" - Юре, впрочем, задавать не следует. Не в силу их некорректности и даже не потому, что на них невозможно ответить однозначно и абсолютно искренне, а потому что, как уже было сказано, не стоит путать самого артиста с его лирическим героем. В жизни все не так, как в песнях. Не проще и не сложнее, а именно что не так. Поэтому надо выбрать, - анализируем ли мы личность Наумова или только его песни и альбомы.
Выбрать свой метод познания и свой путь.

06.05.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРОХОДНОЙ ДВОР - свежие публикации:
  • СПРАВКА - ПРОХОДНОЙ ДВОР , 01.01.2001
    Выступавший под вывеской Проходного двора новосибирский музыкант Юрий Наумов еще в самом начале 80-х мечтал играть вместе с умной тяжелой группой , ориентированной на средне-медленный темп »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1986
Место образования: Новосибирск
Материалы по теме:
Перекати-поле
ПРОХОДНОЙ ДВОР
Релизы:
1988 Перекати-поле

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy AZALEA Iggy AZALEA »»

Хроника20/10

1971 – Родился Snoop Dogg, американский рэпер. В 1997 году Снуп принял участие в рок-туре Lollapalooza  »»

Carl KRESS

Stuart HAMBLEN

Ray LINN

Willie JONES (1929)

Wanda JACKSON (1937)

Tom PETTY (1950)

Андрей САПУНОВ (1956)

Mark KING (1958)

Сергей КАГАДЕЕВ (1964)

Константин "Кузя Уо" РЯБИНОВ (1964)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить