Это завершающий альбом в Наумовской "электрической" доэмигрантской трилогии, и поэтому его стоит, во-первых, рассматривать не как отдельную работу, а в контексте всего цикла, а во-вторых, не вестись на то, что на обложке указано название группы, а не имя автора всех присутствующих здесь композиций. Известно, что Проходной Двор был образованием чисто умозрительным и состоял в каждом студийном или концертном случае из самых разных (и в основном одноразовых в биографии Юрия Наумова) музыкантов. К записи "Перекати-Поля", в частности, был привлечен молодой московский гитарист Игорь Чумычкин, чья ярко выраженная симпатия к хардовым риффам и запилам отчетливо слышна в аранжировочных решениях отдельных вещей ("Куда течет кровь", "Путь наверх") - и, кстати, побудила Наумова рекомендовать его чуть позже в Алису... Но, по большому счету, и Чумычкин, и прочие музыканты, задействованные в "Перекати-Поле", лишь частично определяют звуковую атмосферу альбома, которую сейчас можно с некоторой натяжкой назвать готической, а вернее - холодной, сумрачной и неуютной; "электричество" здесь достаточно условное, и оно гораздо меньше, чем в предыдущих двух альбомах, заслоняет Наумовскую акустическую гитару со всеми ее характерными виньетками, переборами и тембрами. Однако и мастерское обращение с инструментом здесь - не самоцель, что подчеркивается почти полным отсутствием как инструментальных вещей ("Сумерки" не в счет), так и знаменитых блюзов (кроме "Возвращения Блудного Сына").
В музыкальном плане материал балансирует на стыке баллады и арт-психоделии и лишен - особенно в сравнении с предыдущими альбомами - врезающихся в память мелодических линий и четких, "хитовых" структур. Недаром на концертах, где от музыканта ожидают, как правило, "лучшего и любимого", это все и по сей день не играется, - кроме, разве что, эпического "Возвращения" и маленькой грустной зарисовки "Был ли ты...". Так что самое главное в "Перекати-Поле" - не форма (то есть музыка), а содержание, причем не на уровне текстов отдельных песен, а по совокупности заключенного в них общего смысла. Известно, опять же, что Наумов всегда фиксировал в альбомах не свежайшие, только что написанные, а устоявшиеся и в какой-то степени уже прошедшие пик сиюминутной актуальности для автора вещи. Эта подборка - не исключение, и большая часть песен датируется здесь 1984-м годом, - тяжким для Юрия годом бегства из родного Новосибирска, обрыва всех привычных связей, начала странствий по негостеприимным проходным дворам обеих столиц. Однако не стоит сопоставлять столь прямо личные обстоятельства жизни музыканта с содержанием альбома, хотя бы потому, что предыдущие альбомы трилогии - "Блюз в 1000 дней" и "Не поддающийся проверке", - записанные по куда более свежим следам описанного периода и содержащие песни с почти той же датировкой, оставляют совершенно иное впечатление. "Блюз в 1000 дней" - пластинка яркая и дерзкая, рисующая по-юношески непримиримое противостояние художника и толпы, возводящее одиночество и трудную судьбу истинного творца в правило и даже доблесть.
"Не поддающийся проверке" был самым живым и житейским из трех альбомов, сочетая в себе ироничные бытовые детали, социальный протест, сарказм и достаточно предметные аллегории, иллюстрирующие систему творческих координат Наумова. В "Перекати-Поле" же песни подобраны так, чтобы вышла на поверхность, оказалась проанализирована со всех возможных сторон и осознана тема бегства. А точнее, необходимость этого бегства - от толпы, от социума, от стесняющих движение стен, от личных привязанностей и даже от жанров и стилей - и, одновременно, его, бегства, принципиальная невозможность, ибо убежать можно от чего и от кого угодно, но только не от себя. На беглый взгляд может показаться, что этим альбомом - самым взвешенным и завершенным (вплоть до четкой сюжетной линии) из трех - Юрий подвел теоретическую базу под свое стремление уехать из России.
Однако триптих о потерях и горестях на пути наверх хоть и завершается проблеском надежды, но она столь же шатка, как и палуба корабля, догоняющего горизонт, а линейное перемещение по земной тверди всегда заканчивается возвращением в исходную точку. Другое дело, что сам перемещающийся за время своих странствий взрослеет, приобретает опыт и возвращается пусть и туда же, но отнюдь не таким же. "Перекати-Поле" - альбом с говорящим названием - записан уже не пылким амбициозным юношей, а взрослым человеком, если не прочувствовавшим до конца, то, по крайней мере, догадывающимся о том, чем приходится платить и за попытку бежать, и за возможность вернуться. И путь наверх, на самом деле, наиболее успешен и наименее травматичен только если он не прям и не суетен. Если это путь вглубь.
17 лет спустя мы можем слушать этот альбом, одновременно зная, слыша и видя Наумова нынешнего. Путь еще не окончен, но промежуточные его результаты уже поддаются анализу. Вопросы - авторский "был ли ты счастлив?" и гребенщиковский "того ли ты ждал?" - Юре, впрочем, задавать не следует. Не в силу их некорректности и даже не потому, что на них невозможно ответить однозначно и абсолютно искренне, а потому что, как уже было сказано, не стоит путать самого артиста с его лирическим героем. В жизни все не так, как в песнях. Не проще и не сложнее, а именно что не так. Поэтому надо выбрать, - анализируем ли мы личность Наумова или только его песни и альбомы.
Выбрать свой метод познания и свой путь.

06.05.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРОХОДНОЙ ДВОР - свежие публикации:
  • СПРАВКА - ПРОХОДНОЙ ДВОР , 01.01.2001
    Выступавший под вывеской Проходного двора новосибирский музыкант Юрий Наумов еще в самом начале 80-х мечтал играть вместе с умной тяжелой группой , ориентированной на средне-медленный темп »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1986
Место образования: Новосибирск
Материалы по теме:
Перекати-поле
ПРОХОДНОЙ ДВОР
Релизы:
1988 Перекати-поле

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить