МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  Подбор концертного оборудования

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи.

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи. Сегодня мы рассмотрим несколько популярных комбинаций с учетом специфики концерта
Что вы планируете устроить: выступление популярных певцов, поп-рок-групп, любительских ансамблей или фестиваль какого-либо из "неформатных" направлений музыкального искусства? В каком помещении?

Начнем с простого: попробуем технически оснастить выступление традиционного "рок-н-ролльного" коллектива в небольшом клубе - мест, скажем, на 100-200.
Рок-н-ролл - музыка не для тихого (как правило) исполнения, и чтобы публика могла всласть "поколбаситься", расслышать все слова в песнях и мастерство соло-гитариста, а динамики в колонках при этом не хрипели бы от перегрузок, мощность акустической системы должна быть не менее 2 кВт так называемой "среднеквадратичной" мощности, или - в профессиональном обозначении - RMS. Больше 3 киловатт мощности там тоже не понадобится, при "раскачивании" такой акустики на всю катушку находиться в помещении будет неприятно и физически тяжело.

С мощностью определились - какие следует выбрать колонки? Из какого материала, какой конфигурации, активные (со встроенными в них усилителями) или пассивные? По опыту многих концертов большинство звукорежиссёров приходят к выводу, что оптимально в такой ситуации использовать деревянные пассивные 3-х-полосные системы прямого излучения. Почему? По ряду вполне очевидных причин:
1. Раздельное усиление низких, средних и верхних частот даёт более ровную частотную характеристику, чем фильтры, встраиваемые в широкополосные акустические системы, а это сильно облегчает начальную настройку звучания аппарата.
2. Рупорные конструкции, как и новомодные линейные массивы, рассчитаны на большие помещения и открытые пространства, и в небольшом клубе их "дальнобойность" просто ни к чему.
3. Использование отдельных внешних усилителей позволяет полее гибко конфигурировать систему, а в случае возникновения неполадок с ними - оперативно находить способы решения возникающих проблем. Ну, а колонки из пластмассы пока пригоды только для фоновой музыки в баре и речевых программ.

В результате, учитывая наиболее распространённые типы акустических систем на рынке профессионального звукового оборудования, близким к оптимальному видится такой комплект акустики: 2 суб-басовых колонки с одним 18' или двумя 15' динамиками в каждой, и два двухполосных ("bi-amp") "сателлита" с одним 15' или двумя 12' среднечастотными динамиками и одним 2' драйвером (высокочастотным динамиком). К этому набору увесистых деревянных ящиков должен прилагаться комплект из 3 стерео-усилителей, а так же прибор "кроссовер", который позволит разделить звуковой сигнал на три составляющие: низкие, средние и высокие частоты. Кроссовер может быть как аналоговым, так и цифровым, цена последнего напрямую зависит от применяемых в нём АЦП и ЦАП. И если вы не хотите, чтобы музыка у вас звучала как из дешёвой компьютерной звуковой платы, а отдавать килобаксы за дорогой прибор вам не светит, то лучше остановить свой выбор на недорогом аналоговом кроссовере.
Мощность усилителей должна соответствовать мощности колонок в соответствии с их сопротивлением. То-есть: если в документации на колонку указано, что её сопротивление составляет 8 Ом, а мощность 800 Вт - это значит, что нам нужен усилитель, который будет развивать на 8-омную нагрузку 800 Вт. Следует помнить, что вся указанная мощность - RMS, а не "максимальная", "пиковая" или, не приведи господи, "P.M.P.O".

Для удобства музыкантов на сцене должны находиться дополнительные акустические системы - мониторы. Можно до хрипоты спорить, какие мониторы лучше - с 15' или 12' динамиками, но в нашем случае с небольшой концертной площадкой это большой роли не играет. Главное, чтобы музыканты отчётливо слышали, что они играют и поют. На маленькой сцене вполне можно обойтись 4 мониторами мощностью по 250-350 ватт: 2 в первой линии (для солистов) и 2 для бас-гитариста и барабанщика. Для последнего всё же лучше - если есть такая возможность - поставить 2-полосную систему с небольшим сабвуфером. Усилители подбираются по тем же принципам, что и для основной акустики. Кстати, в последнее время появилось достаточно много недорогих моделей активных мониторов со встроенными усилителями.

Как-то так считается, что "сердцем" любого звукового комплекса является микшерный пульт. А уж коль скоро мы говорим о комплекте концертного оборудования, то к пульту появляются вполне конкретные требования. Он должен иметь не менее 16 входных каналов (в это количество входов можно включить практически любую рок-группу традиционного состава), минимум 4 дополнительных выхода ("Aux sends") и пару дополнительных входов ("Aux returns"), разрыв ячейки ("insert"), вразумительный эквалайзер на каждом микрофонном входе - желательно с двумя параметрическими регулировками средних частот, возможность включения "фантомного" питания для конденсаторных микрофонов. Ко всему прочему, пульт должен быть надёжным, бесшумным и не искажающим звук. Последние параметры сразу позволяют отмести малобюджетные пульты многих современных производителей, как всем известных, так и новичков на рынке. То есть концерты на них работать, конечно, можно... Но ни музыканты, ни их звукорежиссёры, ни слушатели "спасибо" вам за это не скажут. В технических райдерах многих ансамблей прямо указываются марки оборудования, на котором ансамбль отказывается работать. Впрочем, лично мне почти 10 лет на концертах верой и правдой служил недорогой микшер, изготовленный в Санкт-Петербурге.
Если рассматривать требования к пульту детально, то количество каналов обусловлено количеством участвующих музыкантов с их инструментами. Например: барабаны - от 3 до 8 микрофонов, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавишные, 4 вокала. 2 дополнительных выхода Aux используются для мониторов (1ый - для солистов, 2ой - для ритм-секции), ещё два - для посыла на приборы пространственной обработки, искуственной реверберации (например: 3ий - hall, 4ый - delay). Стерео-возвраты "returns" применяются для подмешивания к основному звуку сигнала с выходов приборов обработки. Разрывы ячеек "Inserts" используются для подключения приборов динамической обработки. Наличие в эквалайзерах входных каналов 2 параметрических регуляторов средних частот позволяет более гибко, то-есть с минимальным разрушающим эффектом для звука, настроить необходимый звук каждого инструмента и голоса. Фантомное питание даст возможность поставить для снятия звука барабанных тарелок конденсаторные микрофоны, отличающиеся качественной передачей высоких частот.

Следует знать, что между выходом микшера и входом кроссовера обязательно должен находиться 1/3-октавный, то-есть 31-полосный эквалайзер. К этому прибору главные требования - минимум собственных шумов и искажений. С эквалайзером удобнее работать, если его регуляторы имеют длину более 50 мм. Такие же эквалайзеры обязательно должны стоять между выходами на мониторы и мониторными усилителями. Даже в минимальном концертном комплексе трудно обойтись без приборов динамической и пространственной обработки. Чтобы погасить остаточное гудение барабанов, достаточно иметь 4 канала гейтов ("gate"), а добиться более ровного и разборчивого баса и вокалов позволят 4 канала "компрессоров". Есть приборы, которые совмещают в себе функции компрессора и гейта, а среди них найдутся такие, которые имеют в себе по 2, а то и по 4 канала обработки. Например, можно ограничиться двумя приборами: 4х-канальным гейтом и 4х-канальным компрессором. А чтобы придать голосам "полётности" в рефренах и "волшебства" в балладах, достаточно будет недорогого цифрового процессора эффектов с возможностью работы 2 эффектов одновременно.

До полноценного комплекта осталось добавить парк микрофонов со стойками и комплект надёжной коммутации. С выбором микрофонов проблем, как правило, не возникает, ибо индустриальные стандарты в этой области практически не изменились за последние лет 20. При подборе или изготовлении коммутационных проводов необходимо помнить, что артисты могут очень активно двигаться по сцене, а следовательно, разъёмы и провода должы выдерживать многие десятки рывков и ударов тяжёлыми ботинками.

Напоследок же хочется напомнить, что задача любого, от самого маленького до стадионно-площадного звукового комплекса и звукорежиссёра, на нём работающего - не "испортить песню", а максимально честно и без искажений донести музыку до слушателя.

Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные фотоматериалы.

29.04.2005, Владимир КАСЫМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Всем советую попробовать инструменты Форест (бывшая Арфа, СПб). Качество заметно улучшилось, не то, что раньше Арфа выпускала, с китайцем не сравнить - на порядок лучше. Подробности на сайте: http://www.forest-music.ru
    Написал(a): iga, 31/03/2006 12:19
  • Звуки - молодцы! Отличную тему разрабатываете! Мне как музыканту полезно знать, на чем нашего брата разводят.
    Написал(a): BeerBond, 01/05/2005 23:28
  • Профессионалам - инсталляторам и пр. подчас главное- получить прОцент, а то , что приемлемое звучание можно получить и за скромные денежки, им говорить не очень выгодно. Профессионалы же - эксплуатационники ( юзеры ) расскажут гораздо больше и внятней. Они-то знают, как денежку экономить! А насчет непонятной терминологии - читать надо не только глянцевые журналы!
    Написал(a): alec, 01/05/2005 19:14
  • Виталос, возможно Вас это удивит, но есть некоторое количество "околомузыкальных" дилетантов, если хотите, которым действительно полезно почитать подобный материал. Большое спасибо автору!
    Написал(a): Надежда, 30/04/2005 13:52
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - свежие публикации:
  • Обзоры - Море волнуется - раз! , 01.12.2015
    В Хорватии действует единственный в своём роде морской орган, преобразующий энергию прилива в музыкальные аккорды »»
  • Мастер-класс - Крути ручку , 27.11.2015
    Вторая жизнь для старой гитары - делаем из неё колесную лиру с "бесконечным" смычком. Инструкция и описание внутри »»
  • Анализ - Музыка дождя и ветра , 31.01.2014
    Приручить стихию: Звуки о традиционном японском инструменте, известном как "водяная арфа" »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy AZALEA Iggy AZALEA »»

Хроника20/10

1971 – Родился Snoop Dogg, американский рэпер. В 1997 году Снуп принял участие в рок-туре Lollapalooza  »»

Carl KRESS

Stuart HAMBLEN

Ray LINN

Willie JONES (1929)

Wanda JACKSON (1937)

Tom PETTY (1950)

Андрей САПУНОВ (1956)

Mark KING (1958)

Сергей КАГАДЕЕВ (1964)

Константин "Кузя Уо" РЯБИНОВ (1964)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить