МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  Подбор концертного оборудования

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи.

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи. Сегодня мы рассмотрим несколько популярных комбинаций с учетом специфики концерта
Что вы планируете устроить: выступление популярных певцов, поп-рок-групп, любительских ансамблей или фестиваль какого-либо из "неформатных" направлений музыкального искусства? В каком помещении?

Начнем с простого: попробуем технически оснастить выступление традиционного "рок-н-ролльного" коллектива в небольшом клубе - мест, скажем, на 100-200.
Рок-н-ролл - музыка не для тихого (как правило) исполнения, и чтобы публика могла всласть "поколбаситься", расслышать все слова в песнях и мастерство соло-гитариста, а динамики в колонках при этом не хрипели бы от перегрузок, мощность акустической системы должна быть не менее 2 кВт так называемой "среднеквадратичной" мощности, или - в профессиональном обозначении - RMS. Больше 3 киловатт мощности там тоже не понадобится, при "раскачивании" такой акустики на всю катушку находиться в помещении будет неприятно и физически тяжело.

С мощностью определились - какие следует выбрать колонки? Из какого материала, какой конфигурации, активные (со встроенными в них усилителями) или пассивные? По опыту многих концертов большинство звукорежиссёров приходят к выводу, что оптимально в такой ситуации использовать деревянные пассивные 3-х-полосные системы прямого излучения. Почему? По ряду вполне очевидных причин:
1. Раздельное усиление низких, средних и верхних частот даёт более ровную частотную характеристику, чем фильтры, встраиваемые в широкополосные акустические системы, а это сильно облегчает начальную настройку звучания аппарата.
2. Рупорные конструкции, как и новомодные линейные массивы, рассчитаны на большие помещения и открытые пространства, и в небольшом клубе их "дальнобойность" просто ни к чему.
3. Использование отдельных внешних усилителей позволяет полее гибко конфигурировать систему, а в случае возникновения неполадок с ними - оперативно находить способы решения возникающих проблем. Ну, а колонки из пластмассы пока пригоды только для фоновой музыки в баре и речевых программ.

В результате, учитывая наиболее распространённые типы акустических систем на рынке профессионального звукового оборудования, близким к оптимальному видится такой комплект акустики: 2 суб-басовых колонки с одним 18' или двумя 15' динамиками в каждой, и два двухполосных ("bi-amp") "сателлита" с одним 15' или двумя 12' среднечастотными динамиками и одним 2' драйвером (высокочастотным динамиком). К этому набору увесистых деревянных ящиков должен прилагаться комплект из 3 стерео-усилителей, а так же прибор "кроссовер", который позволит разделить звуковой сигнал на три составляющие: низкие, средние и высокие частоты. Кроссовер может быть как аналоговым, так и цифровым, цена последнего напрямую зависит от применяемых в нём АЦП и ЦАП. И если вы не хотите, чтобы музыка у вас звучала как из дешёвой компьютерной звуковой платы, а отдавать килобаксы за дорогой прибор вам не светит, то лучше остановить свой выбор на недорогом аналоговом кроссовере.
Мощность усилителей должна соответствовать мощности колонок в соответствии с их сопротивлением. То-есть: если в документации на колонку указано, что её сопротивление составляет 8 Ом, а мощность 800 Вт - это значит, что нам нужен усилитель, который будет развивать на 8-омную нагрузку 800 Вт. Следует помнить, что вся указанная мощность - RMS, а не "максимальная", "пиковая" или, не приведи господи, "P.M.P.O".

Для удобства музыкантов на сцене должны находиться дополнительные акустические системы - мониторы. Можно до хрипоты спорить, какие мониторы лучше - с 15' или 12' динамиками, но в нашем случае с небольшой концертной площадкой это большой роли не играет. Главное, чтобы музыканты отчётливо слышали, что они играют и поют. На маленькой сцене вполне можно обойтись 4 мониторами мощностью по 250-350 ватт: 2 в первой линии (для солистов) и 2 для бас-гитариста и барабанщика. Для последнего всё же лучше - если есть такая возможность - поставить 2-полосную систему с небольшим сабвуфером. Усилители подбираются по тем же принципам, что и для основной акустики. Кстати, в последнее время появилось достаточно много недорогих моделей активных мониторов со встроенными усилителями.

Как-то так считается, что "сердцем" любого звукового комплекса является микшерный пульт. А уж коль скоро мы говорим о комплекте концертного оборудования, то к пульту появляются вполне конкретные требования. Он должен иметь не менее 16 входных каналов (в это количество входов можно включить практически любую рок-группу традиционного состава), минимум 4 дополнительных выхода ("Aux sends") и пару дополнительных входов ("Aux returns"), разрыв ячейки ("insert"), вразумительный эквалайзер на каждом микрофонном входе - желательно с двумя параметрическими регулировками средних частот, возможность включения "фантомного" питания для конденсаторных микрофонов. Ко всему прочему, пульт должен быть надёжным, бесшумным и не искажающим звук. Последние параметры сразу позволяют отмести малобюджетные пульты многих современных производителей, как всем известных, так и новичков на рынке. То есть концерты на них работать, конечно, можно... Но ни музыканты, ни их звукорежиссёры, ни слушатели "спасибо" вам за это не скажут. В технических райдерах многих ансамблей прямо указываются марки оборудования, на котором ансамбль отказывается работать. Впрочем, лично мне почти 10 лет на концертах верой и правдой служил недорогой микшер, изготовленный в Санкт-Петербурге.
Если рассматривать требования к пульту детально, то количество каналов обусловлено количеством участвующих музыкантов с их инструментами. Например: барабаны - от 3 до 8 микрофонов, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавишные, 4 вокала. 2 дополнительных выхода Aux используются для мониторов (1ый - для солистов, 2ой - для ритм-секции), ещё два - для посыла на приборы пространственной обработки, искуственной реверберации (например: 3ий - hall, 4ый - delay). Стерео-возвраты "returns" применяются для подмешивания к основному звуку сигнала с выходов приборов обработки. Разрывы ячеек "Inserts" используются для подключения приборов динамической обработки. Наличие в эквалайзерах входных каналов 2 параметрических регуляторов средних частот позволяет более гибко, то-есть с минимальным разрушающим эффектом для звука, настроить необходимый звук каждого инструмента и голоса. Фантомное питание даст возможность поставить для снятия звука барабанных тарелок конденсаторные микрофоны, отличающиеся качественной передачей высоких частот.

Следует знать, что между выходом микшера и входом кроссовера обязательно должен находиться 1/3-октавный, то-есть 31-полосный эквалайзер. К этому прибору главные требования - минимум собственных шумов и искажений. С эквалайзером удобнее работать, если его регуляторы имеют длину более 50 мм. Такие же эквалайзеры обязательно должны стоять между выходами на мониторы и мониторными усилителями. Даже в минимальном концертном комплексе трудно обойтись без приборов динамической и пространственной обработки. Чтобы погасить остаточное гудение барабанов, достаточно иметь 4 канала гейтов ("gate"), а добиться более ровного и разборчивого баса и вокалов позволят 4 канала "компрессоров". Есть приборы, которые совмещают в себе функции компрессора и гейта, а среди них найдутся такие, которые имеют в себе по 2, а то и по 4 канала обработки. Например, можно ограничиться двумя приборами: 4х-канальным гейтом и 4х-канальным компрессором. А чтобы придать голосам "полётности" в рефренах и "волшебства" в балладах, достаточно будет недорогого цифрового процессора эффектов с возможностью работы 2 эффектов одновременно.

До полноценного комплекта осталось добавить парк микрофонов со стойками и комплект надёжной коммутации. С выбором микрофонов проблем, как правило, не возникает, ибо индустриальные стандарты в этой области практически не изменились за последние лет 20. При подборе или изготовлении коммутационных проводов необходимо помнить, что артисты могут очень активно двигаться по сцене, а следовательно, разъёмы и провода должы выдерживать многие десятки рывков и ударов тяжёлыми ботинками.

Напоследок же хочется напомнить, что задача любого, от самого маленького до стадионно-площадного звукового комплекса и звукорежиссёра, на нём работающего - не "испортить песню", а максимально честно и без искажений донести музыку до слушателя.

Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные фотоматериалы.

29.04.2005, Владимир КАСЫМОВ (ЗВУКИ РУ)