МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  Подбор концертного оборудования

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи.

C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки задачи. Сегодня мы рассмотрим несколько популярных комбинаций с учетом специфики концерта
Что вы планируете устроить: выступление популярных певцов, поп-рок-групп, любительских ансамблей или фестиваль какого-либо из "неформатных" направлений музыкального искусства? В каком помещении?

Начнем с простого: попробуем технически оснастить выступление традиционного "рок-н-ролльного" коллектива в небольшом клубе - мест, скажем, на 100-200.
Рок-н-ролл - музыка не для тихого (как правило) исполнения, и чтобы публика могла всласть "поколбаситься", расслышать все слова в песнях и мастерство соло-гитариста, а динамики в колонках при этом не хрипели бы от перегрузок, мощность акустической системы должна быть не менее 2 кВт так называемой "среднеквадратичной" мощности, или - в профессиональном обозначении - RMS. Больше 3 киловатт мощности там тоже не понадобится, при "раскачивании" такой акустики на всю катушку находиться в помещении будет неприятно и физически тяжело.

С мощностью определились - какие следует выбрать колонки? Из какого материала, какой конфигурации, активные (со встроенными в них усилителями) или пассивные? По опыту многих концертов большинство звукорежиссёров приходят к выводу, что оптимально в такой ситуации использовать деревянные пассивные 3-х-полосные системы прямого излучения. Почему? По ряду вполне очевидных причин:
1. Раздельное усиление низких, средних и верхних частот даёт более ровную частотную характеристику, чем фильтры, встраиваемые в широкополосные акустические системы, а это сильно облегчает начальную настройку звучания аппарата.
2. Рупорные конструкции, как и новомодные линейные массивы, рассчитаны на большие помещения и открытые пространства, и в небольшом клубе их "дальнобойность" просто ни к чему.
3. Использование отдельных внешних усилителей позволяет полее гибко конфигурировать систему, а в случае возникновения неполадок с ними - оперативно находить способы решения возникающих проблем. Ну, а колонки из пластмассы пока пригоды только для фоновой музыки в баре и речевых программ.

В результате, учитывая наиболее распространённые типы акустических систем на рынке профессионального звукового оборудования, близким к оптимальному видится такой комплект акустики: 2 суб-басовых колонки с одним 18' или двумя 15' динамиками в каждой, и два двухполосных ("bi-amp") "сателлита" с одним 15' или двумя 12' среднечастотными динамиками и одним 2' драйвером (высокочастотным динамиком). К этому набору увесистых деревянных ящиков должен прилагаться комплект из 3 стерео-усилителей, а так же прибор "кроссовер", который позволит разделить звуковой сигнал на три составляющие: низкие, средние и высокие частоты. Кроссовер может быть как аналоговым, так и цифровым, цена последнего напрямую зависит от применяемых в нём АЦП и ЦАП. И если вы не хотите, чтобы музыка у вас звучала как из дешёвой компьютерной звуковой платы, а отдавать килобаксы за дорогой прибор вам не светит, то лучше остановить свой выбор на недорогом аналоговом кроссовере.
Мощность усилителей должна соответствовать мощности колонок в соответствии с их сопротивлением. То-есть: если в документации на колонку указано, что её сопротивление составляет 8 Ом, а мощность 800 Вт - это значит, что нам нужен усилитель, который будет развивать на 8-омную нагрузку 800 Вт. Следует помнить, что вся указанная мощность - RMS, а не "максимальная", "пиковая" или, не приведи господи, "P.M.P.O".

Для удобства музыкантов на сцене должны находиться дополнительные акустические системы - мониторы. Можно до хрипоты спорить, какие мониторы лучше - с 15' или 12' динамиками, но в нашем случае с небольшой концертной площадкой это большой роли не играет. Главное, чтобы музыканты отчётливо слышали, что они играют и поют. На маленькой сцене вполне можно обойтись 4 мониторами мощностью по 250-350 ватт: 2 в первой линии (для солистов) и 2 для бас-гитариста и барабанщика. Для последнего всё же лучше - если есть такая возможность - поставить 2-полосную систему с небольшим сабвуфером. Усилители подбираются по тем же принципам, что и для основной акустики. Кстати, в последнее время появилось достаточно много недорогих моделей активных мониторов со встроенными усилителями.

Как-то так считается, что "сердцем" любого звукового комплекса является микшерный пульт. А уж коль скоро мы говорим о комплекте концертного оборудования, то к пульту появляются вполне конкретные требования. Он должен иметь не менее 16 входных каналов (в это количество входов можно включить практически любую рок-группу традиционного состава), минимум 4 дополнительных выхода ("Aux sends") и пару дополнительных входов ("Aux returns"), разрыв ячейки ("insert"), вразумительный эквалайзер на каждом микрофонном входе - желательно с двумя параметрическими регулировками средних частот, возможность включения "фантомного" питания для конденсаторных микрофонов. Ко всему прочему, пульт должен быть надёжным, бесшумным и не искажающим звук. Последние параметры сразу позволяют отмести малобюджетные пульты многих современных производителей, как всем известных, так и новичков на рынке. То есть концерты на них работать, конечно, можно... Но ни музыканты, ни их звукорежиссёры, ни слушатели "спасибо" вам за это не скажут. В технических райдерах многих ансамблей прямо указываются марки оборудования, на котором ансамбль отказывается работать. Впрочем, лично мне почти 10 лет на концертах верой и правдой служил недорогой микшер, изготовленный в Санкт-Петербурге.
Если рассматривать требования к пульту детально, то количество каналов обусловлено количеством участвующих музыкантов с их инструментами. Например: барабаны - от 3 до 8 микрофонов, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавишные, 4 вокала. 2 дополнительных выхода Aux используются для мониторов (1ый - для солистов, 2ой - для ритм-секции), ещё два - для посыла на приборы пространственной обработки, искуственной реверберации (например: 3ий - hall, 4ый - delay). Стерео-возвраты "returns" применяются для подмешивания к основному звуку сигнала с выходов приборов обработки. Разрывы ячеек "Inserts" используются для подключения приборов динамической обработки. Наличие в эквалайзерах входных каналов 2 параметрических регуляторов средних частот позволяет более гибко, то-есть с минимальным разрушающим эффектом для звука, настроить необходимый звук каждого инструмента и голоса. Фантомное питание даст возможность поставить для снятия звука барабанных тарелок конденсаторные микрофоны, отличающиеся качественной передачей высоких частот.

Следует знать, что между выходом микшера и входом кроссовера обязательно должен находиться 1/3-октавный, то-есть 31-полосный эквалайзер. К этому прибору главные требования - минимум собственных шумов и искажений. С эквалайзером удобнее работать, если его регуляторы имеют длину более 50 мм. Такие же эквалайзеры обязательно должны стоять между выходами на мониторы и мониторными усилителями. Даже в минимальном концертном комплексе трудно обойтись без приборов динамической и пространственной обработки. Чтобы погасить остаточное гудение барабанов, достаточно иметь 4 канала гейтов ("gate"), а добиться более ровного и разборчивого баса и вокалов позволят 4 канала "компрессоров". Есть приборы, которые совмещают в себе функции компрессора и гейта, а среди них найдутся такие, которые имеют в себе по 2, а то и по 4 канала обработки. Например, можно ограничиться двумя приборами: 4х-канальным гейтом и 4х-канальным компрессором. А чтобы придать голосам "полётности" в рефренах и "волшебства" в балладах, достаточно будет недорогого цифрового процессора эффектов с возможностью работы 2 эффектов одновременно.

До полноценного комплекта осталось добавить парк микрофонов со стойками и комплект надёжной коммутации. С выбором микрофонов проблем, как правило, не возникает, ибо индустриальные стандарты в этой области практически не изменились за последние лет 20. При подборе или изготовлении коммутационных проводов необходимо помнить, что артисты могут очень активно двигаться по сцене, а следовательно, разъёмы и провода должы выдерживать многие десятки рывков и ударов тяжёлыми ботинками.

Напоследок же хочется напомнить, что задача любого, от самого маленького до стадионно-площадного звукового комплекса и звукорежиссёра, на нём работающего - не "испортить песню", а максимально честно и без искажений донести музыку до слушателя.

Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные фотоматериалы.

29.04.2005, Владимир КАСЫМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Всем советую попробовать инструменты Форест (бывшая Арфа, СПб). Качество заметно улучшилось, не то, что раньше Арфа выпускала, с китайцем не сравнить - на порядок лучше. Подробности на сайте: http://www.forest-music.ru
    Написал(a): iga, 31/03/2006 12:19
  • Звуки - молодцы! Отличную тему разрабатываете! Мне как музыканту полезно знать, на чем нашего брата разводят.
    Написал(a): BeerBond, 01/05/2005 23:28
  • Профессионалам - инсталляторам и пр. подчас главное- получить прОцент, а то , что приемлемое звучание можно получить и за скромные денежки, им говорить не очень выгодно. Профессионалы же - эксплуатационники ( юзеры ) расскажут гораздо больше и внятней. Они-то знают, как денежку экономить! А насчет непонятной терминологии - читать надо не только глянцевые журналы!
    Написал(a): alec, 01/05/2005 19:14
  • Виталос, возможно Вас это удивит, но есть некоторое количество "околомузыкальных" дилетантов, если хотите, которым действительно полезно почитать подобный материал. Большое спасибо автору!
    Написал(a): Надежда, 30/04/2005 13:52
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - свежие публикации:
  • Обзоры - Море волнуется - раз! , 01.12.2015
    В Хорватии действует единственный в своём роде морской орган, преобразующий энергию прилива в музыкальные аккорды »»
  • Мастер-класс - Крути ручку , 27.11.2015
    Вторая жизнь для старой гитары - делаем из неё колесную лиру с "бесконечным" смычком. Инструкция и описание внутри »»
  • Анализ - Музыка дождя и ветра , 31.01.2014
    Приручить стихию: Звуки о традиционном японском инструменте, известном как "водяная арфа" »»
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Хроника23/08

1964 – Родилась Елена Левочкина, позже - Алена Саратовская, позже - Алена Апина. Автор текста песни о бухгалтере, фанатка группы Deep Purple. Поступила в Консерваторию, вдохновившись творчеством Джона Лорда  »»

1968 – Ринго Старр покинул The Beatles на один день. Пол Маккартни лично позвонил ему и извинился, а когда Ринго вернулся в студию, его барабанная установка была украшена цветами  »»

1969 – В разгар празднования своего дня рождения в отеле, Кейт Мун, барабанщик The Who, в попытке сбежать от полиции заехал на своей машине в бассейн  »»

1989 – Началась "Поющая революция" - серия акций протеста в республиках Прибалтики, целью которых было восстановление государственного суверенитета эстонцев, латышей и литовцев. В ходе массовых сходок на городских площадях и дорогах люди, взявшись за руки, пели патриотические песни  »»

1996 – Аксель Роуз да шокрующее интервью, в котором сообщил, что в детстве подвергался сексуальному насилию со стороны отца  »»

John LINDSAY

Keith MOON (1947)

Rick SPRINGFIELD (1949)

Mark HUDSON (1951)

Edwyn COLLINS (1959)

Alexandre DESPLAT (1961)

Eliza CARTHY (1975)

Lianne LA HAVAS (1989)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить