THE TOASTERS  Всюду ска

Это они научили Америку слушать ска. И перевозят его с одного материка на другой.

Современную мировую ска-сцену невозможно представить без The Toasters. Они основатели третьей американской волны ска, ее популяризаторы и бессменные флагманы, последние двадцать лет. Это они научили Америку слушать ска! Что и говорить, не будь этой команды, не увидели бы свет ни No Doubt, ни Mighty Mighty Bosstones, ни Hepcat. К слову, известный музыкальный журнал Billboard совершенно обоснованно назвал их американскими ска-пионерами, а Mighty Mighty Bosstones, успешно продвигавшие свои ска-коровые композиции по всему миру, в 1995 году отыграли трибьютный концерт в их честь в рамках Lollapalooza tour. Итак, кому же мы обязаны таким прорывом ска на целом континенте?

Имя этому человеку - Роберт Хинли. Он же Bucket, Buck - основатель группы The Toasters, бессменный продюсер их альбомов (да и многих других групп, в частности New York Citizens), основатель и управляющий легендарных "Moon / Moon Ska Records" и "Megalith Records", вокалист и гитарист, автор подавляющего большинства хитов группы и единственный из музыкантов, кто играет в ней с момента ее образования. Роберт родился в 1955 году в небольшом городке Уэймут в Англии. Отец его был военным и поэтому в детстве парню пришлось пожить в Германии, на Кипре и даже несколько лет провести в Кении. Однако в возрасте 12 лет он всё же осел в родной Британии, где серьезно увлёкся ямайскими ритмами и начал самостоятельно учиться играть на гитаре. В конце семидесятых Роб меняет несколько университетов, где изучает лингвистику, а также немецкий, французский и суахили, параллельно поигрывая в разнообразных созданных им же панк/рэгги-группах. Именно тогда, ему впервые посчастливилось побывать на концертах Selecter, The Beat и других героев раннего "2-Tone" ска.

В 1979 году Роберт работает в магазине комиксов "Forbidden Planet" в Лондоне, играя в одной группе с Джимми Скотом, известным в дальнейшем по выступлениям в составе легендарных Bad Manners, а уже через год, в январе 1980 г, направляется управлять филиалом того же магазина в Нью-Йорк. Хинли был шокирован тем, что на концерт англичан The Beat в Нью-Йорке приходят единицы и музыка ска фактически никому не известна. Именно тогда Buck и формирует прототип The Toasters - группу Not Bob Marley, которая в том же году выступает на одной сцене с панками из Bad Brains. А спустя несколько месяцев The Toasters наконец обретают своё уготовленное им историей название (происходящего никак не от бытового прибора, а от toastin' - своеобразного бормотания ямайских диджеев шестидесятых), приступают к репетициям и начинают активно давать концерты.

Когда возникает вопрос о выпуске альбома, The Toasters сталкиваются с большим скептицизмом крупных лейблов. Плюнув на всё, Роб решает выпустить диск под свои деньги и ответственность - в итоге мы имеем первый сингл от образованной под это дело компании "Moon Records", он же первый сингл The Toasters "Beat Up", ранняя версия хита "East Side Beat". Если заглянуть в будущее, то мы увидим, что "Moon Records" ("Moon Ska Records" с 1991 по 2000 г) станет крупнейшим независимым американским ска-лэйблом, который даст зелёный свет таким командам, как The Scofflaws, Mephiskapheles, The Skoidats, New-York Ska Jazz Ensemble, The Skalars, Skavoovie & The Epitones, Skanic, Skinnerbox, Mobtown, New York Citizens, Easy Big Fella, Let's Go Bowling и многим других. На "Moon Ska" дебютировали такие монстры как Dance Hall Crashers, No Doubt, Hepcat и Pietasters.

Последующие годы ознаменовались стремительным развитием американской ска-сцены. Buck в своих интервью говорит по этому поводу примерно следующее: "Для меня лучшие времена ска-музыки в США пришлись примерно на 1986-ой год, когда сцена ощутимо стала набирать обороты и у нас появилась возможность устраивать сборные концерты с лучшими ска-группами на тот период. Было сделано очень многое, зачастую безвозмездно, что компенсировалось невероятным чувством причастности к чему-то новому, важному. В те времена творчество, музыка стояли на первом месте". И вот, наконец, в 1987 году увидел свет первый полноценный альбом The Toasters - "Skaboom", выпущенный на "Celluloid Records". За океаном альбом получил название "Pool Shark" и был выпущен в Англии "Unicorn Rec".

После выхода альбома The Toasters решаются на первый полноценный тур по стране - от берега до берега - под названьем "Toast on the Coast". Тем временем (на дворе уже 1988 год), "Moon Ska" берёт курс на серььезный бизнес и выпускает второй альбом The Toasters "Thrill me up" и уже в 1989 году сборку "Skarface", где, кроме прочих, публика первый раз слышит No Doubt. Примерно тогда же Хинли внедряет новые методы раскрутки, в частности, он создает сеть из более чем 200 радиостанций, ориентированных исключительно на ска/рэгги-музыку. Ска становится все популярнее и в США и в Европе. На лейбле Bucket'а выходят полноценные дебютные альбомы от Let's Go Bowling и The Scofflaws, а также третий альбом The Toasters - "This Gun For Hire". Группа отправляется в совместный концертный тур по Европе с The Busters, и даже умудряется отыграть концерт в России. Тур проходит очень удачно и в старом свете выходит альбом "T-Time" и сингл "Decision At Midnight".

Надо сказать, что The Toasters всегда вели не просто активную, а сверхактивную концертную деятельность. Например, в 1991 году они дают 232 концерта! Не все музыканты выдерживали такие нагрузки, и состав коллектива значительно менялся от года в год. Но неизменно в нем оказывались очень талантливые музыканты. Так, в 1991 году в группе выступали трубач Лорд Следж (Lord Sledge) и тромбонист Рик Фолкнер (Rick Faulkner), а на саксофоне играл Фредди Рейтер (Freddie "Rocksteady" Reiter) - двое последних впоследствии стали отцами-основателями New York Ska-Jazz Ensemble. Впрочем, и нынешний состав The Toasters, в котором они пожалуют в Москву, выглядит не менее солидно. Достаточно сказать, что тромбонист Крис Роудс (Chris Rhodes) прославился по выступлениям в группе The Mighty Mighty Bosstones.

1992 - "Moon Ska" выпускает альбом The Toasters "New York Fever" с одноименным суперхитом на треке N 1 - безусловно, это один из лучших альбомов в истории группы. Через год, спустя 15 лет после того как Buck оттягивался на концертах Selecter, сбылась его мечта и The Toasters гастролируют с ними наряду с Special Beat и Skatalites.

1995 - новый альбом музыкантов из Нью-Йорка - "Dub 56". Несмотря на название, звук альбома имеет мало чего общего с соответствующим стилем, напротив The Toasters добавляют элементы свинга в свой арсенал, и это, надо сказать, удаётся им на славу. Чуть позже вышел диск, бонусом содержащий помимо этого альбома и ЕР "Skavoovee... Live!". Дела у Moon Ska Records идут в гору, в связи с чем в Нью-Йорке открывается первый собственный магазин лейбла. Тем временем Bucket получает заманчивое предолжение от "Mercury Records/Polygram" о покупке "Moon Ska Records", однако отказывает им. В дальнейшем он прокомментирует это так: "Десять лет у меня ушло, чтобы сделать "Moon Ska" более-менее прибыльной компанией, так что деньги для меня были никак не на первом месте".
The Тoasters становятся чрезвычайно известными не только в США, где они собирают многотысячные аудитории, но и за их приделами, так в Венесуэле на их шоу приходит 10 000 человек.

В 1997 году выходит новый альбом The Toasters - "Hard Band For Dead" (он же "2-Tone Army" от "Pork Pie"), название которому дается в честь песни Prince Buster "Hard man for dead", кавер на которую украшает альбом. На заглавную песню "2-Tone Army" снимается первый в истории группы видеоклип. На фоне роста продаж, "Moon Ska" открывает представительства в Японии и Австралии. Уже именитые Bad Manners выпускают свои альбомы под лэйблом "Moon Ska" в США и Японии.

Спустя год, группа выпускает, пожалуй, свой лучший альбом - "Don't Let The Bastards Grind You Down". Название вобрало в себя часто повторяемые фразы из интервью Хинли, смысл которых в целом сводился к призыву "не быть угнетаемым истэблишментом, ведь настоящий дух ска никогда не умрёт". Начиная с этого альбома и по сегодняшний день, в составе The Toasters помимо Роба поет Джек Руби (Jack Ruby), сын известного ямайского рэгги-продюсера (продюсера самого Боба Марли и Burning Spear). Музыка ска достигает пика своей популярности и "Moon Ska Records" открывает свои представительства в Бразилии и Европе. В той же Европе, а точнее в Лондоне, был записан отличный концертный диск "Live in London", при участии известного немецкого музыканта, фаната всего ямайского, по прозвищу Dr. Ring Ding.

После пика популярности ска-групп, интерес к этой музыке начинает падать. Финансовый кризис в Бразилии, где только открылось новое представительство "Moon Ska", падение количества продаж на основных рынках сбыта, проблемы с налогами, болезнь роста компании и еще целый ряд причин, привели к тому, что Buck в декабре 2000 года принимает тяжелое для себя решение - закрыть "Moon Ska Records" во всех странах, кроме Европы (там ситуация не была столь плачевной, так как основу продаж составляли ска-панк группы по типу Less Than Jake, Mighty Mighty Bosstones, Buck-o-Nine, Zenn Baseball Bat, Ex-Cathedra и Shooting Goon) и сосредоточится на своем проекте The Toasters.

В 2002 году, на "Asian Man" в США и на "Grover Records" в Германии, вышел последний на сегодняшний день альбом группы - "Enemy of the State", куда вошла песня "Dog Eat Dog", очень хорошо принятая публикой, в прочем, как и весь альбом. А в 2004 году Роберт Хинли объявил о создании в США нового лейбла - "Megalith Records". Что в очередной раз доказывает - история The Toasters далеко не окончена. Олицетворение музыки ска, группа, без которой американская ска и панк сцена выглядела бы совершенно иначе - легендарная группа The Toasters, отыгравшая свыше 4000 тысяч превосходных шоу по всему миру - в России!

Двухчасовое выступление звезд мировой ска сцены пройдет 13 мая в клубе Точка, при поддержке групп Cabernet Deneuve и Chattanooga Ska Orchestra.

Клуб Точка
13 мая, пятница,
Начало в 20.30

21.04.2005, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)