Robert PLANT  Течет большая река

Когда Петербург запестрел афишами, сообщающими о грядущем приезде Роберта Планта, первой реакцией, как ни странно, был страх. Страх разочарования. На практике же подтвердилось, что Плант разочаровывать не способен в принципе. Репортаж с концерта ведет специалист в области зеппелинологии Екатерина Борисова.

Когда Петербург запестрел афишами, сообщающими о грядущем приезде Роберта Планта (Robert Plant), первой реакцией, как ни странно, был страх. Страх разочарования. Потому что первый питерский концерт, состоявшийся 12 ноября 2002 года, казался (и до сих пор кажется) идеальным. Лучше него ничего не случалось и не могло случиться. Следовательно, нынешний концерт неизбежно стал бы хуже. И готовиться к этому было мучительно.

На практике же подтвердилось, что Плант разочаровывать не способен в принципе. Так было и в эпоху Led Zeppelin, и в моменты сольного творчества, и во времена проекта с Пейджем (Jimmy Page), и в нынешний период, называющийся Robert Plant & The Strange Sensation. Во-первых, потому что он действительно великий артист, не потерявший ни голоса, ни профессионализма, ни любви к музыке, ни интереса к новым веяниям, ни уважения к наследию прошлого. Во-вторых - и это впрямую следует из вышесказанного, - потому что он постоянно меняется. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды увидеть и услышать одинакового Планта. Следовательно, - никаких разочарований. Концерт 13 апреля 2005 года, состоявшийся в Ледовом дворце и символично совпавший по дате со Всемирным днем рок-н-ролла, был не хуже и не лучше предыдущего. Он был попросту совершенно другим.

Начать с того, что совсем в иной, чем тогда, атмосфере прошла дневная пресс-конференция. Плант явился на нее не один, а со всей группой, а журналисты, 2,5 года назад находившиеся в ступоре от долгожданного тет-а-тета с рок-звездой мировой значимости и потому мямлившие что-то невнятное, на этот раз уже были готовы не путать миф с реальностью. В итоге вопросы задавались вменяемые и даже остроумные, а ответы порой балансировали на грани откровенного гонева (взаимопониманию при этом немало способствовал отличный, прямо-таки художественный перевод Сергея Полотовского). Ну, скажем, когда Роберт принялся комментировать свою любимую архивную фотографию - ту самую, с голубем, сигаретой и бутылкой пива, - или когда музыканты начали фантазировать о том, что бы они изменили в группе The Strange Sensation, будучи ее продюсерами. Кульминация общего веселья настала, когда Плант рассказал о новом альбоме "Mighty Rearranger", который официально выйдет в свет в начале мая, а один из журналистов немедленно вытащил из-за пазухи пиратскую копию, купленную в киоске на Невском проспекте за 35 рублей. Никакого скандала, - музыкантов лицезрение "пиратки" не раздосадовало, а лишь рассмешило. Впрочем, и вполне серьезные рассуждения Планта о том, что как сочинитель он вдохновляется сейчас в основном африканской музыкой - даже не любимым с детства дельта-блюзом, а самыми корневыми, глубоко этническими ее образцами, - звучали легкомысленно ("Миссисипи - это, знаете ли, в Америке") и потому могли быть расценены как шутка. И зря, потому что доказательства этому важному тезису в избытке отыскались на концерте.

Увы, в водах даже самой чистой и изменчивой реки периодически отыскивается нечто дурно пахнущее. Я не о The Strange Sensation, упаси Боже, а о том ничтожестве, которое попало к ним на разогрев, - о группе, нагло именующей себя Санкт-Петербург (Рекшану, лидеру оригинального СПб, давно пора бы подать на них в суд). Выслушивая этот кошмар, поневоле приходилось вспоминать одно из давешних журнальных интервью с Плантом, где он рассуждал о безмозглых подражателях, стригущих купоны с наследия основоположников хард-рока. Примитивные риффы, тупые тексты (Рома Зверь по сравнению с товарищем, что пишет для этого ВИА, - просто Мандельштам), - неужто этим попсарям было не стыдно не только выступать перед Плантом, но и картинно обижаться на угрюмое презрение публики? Честное слово, чем терпеть эту пытку, зрителям приятнее было бы 40 минут покурить на улице...

Но, конечно же, при появлении на сцене хэдлайнеров воспоминание о разогревателях тут же сгинуло как дурной сон. Правда, при звуках вступительной фонограммы с сэмплами и подозрительной электронной подкладкой и даже во время исполнения открывающей программу "No Quarter" с несколько форсированной обработкой голоса, на несколько минут вернулись недавние страхи, - не станет ли происходящее лишь бледной тенью еще памятного великолепия? Не стало. Даже частичное повторение плей-листа не сделало этот концерт похожим на предыдущий, потому что уже слышанные нами вживую песни - цеппелиновские "Four Sticks" и "Ramble On", а также сольный кавер "Morning Dew", - звучали абсолютно иначе. Стоит ли говорить о том, что довелось услышать в Ледовом впервые - "That's the Way", "Gallows Pole", "Black Dog" - и тем более о новом материале, которого было исполнено в достатке (в частности, "Shine It All Around", "Freedom Fries" и посвященная Тони Блэру "Takamba")? Принципиальная разница заключалась в том, что если 2,5 года назад Плант пел весь материал Led Zeppelin в максимальном приближении к канону (с естественной поправкой на совсем других музыкантов за спиной), то в этот раз не оставил от канона камня на камне, перелопатив песни настолько основательно, что даже записные цеппелиноманы их не всегда сразу узнавали. Наверное, кому-то подобные вольности пришлись не по нутру: все-таки хрестоматийные, альбомные варианты уже навсегда впечатались в мозг, и отступление от традиции царапает нервы, - даром, что сами Led Zeppelin частенько выстраивали концерты как череду вариаций, позволяя себе не менее рискованные выходки, да и Плант с Пейджем не слишком почтительно обращались со своим материалом... И то, что Плант со Strange Sensation не являет собой Led Zeppelin (и сверх того, постоянно это подчеркивает), не лишает его прав на авторский произвол. Он поступил с питерскими зрителями не только своевольно, но и мудро, - позволив при первом знакомстве насладиться почти классическим звучанием истово любимых произведений, при повторном визите показал, каким неожиданным может быть их прочтение. Тогда дал окунуться в прошлое, а сейчас объяснил, как звучит настоящее и, возможно, будущее. Хотя и в альбомах Led Zeppelin, и в сольных работах Планта все это тоже когда-то уже было, - жесткий бит, ориентальная мелодика, перемешанная с кельтским фолком, молниеносные переходы от переливчатой акустики к ураганному электричеству... Да было, но не точно так, потому что группа все-таки другая, а многие идеи и звуки новы. А чтоб отступления и вариации не казались непоправимыми, существует голос. Он тоже изредка звучал необычно, но все равно был тот самый - тембр, характерные интонации, знакомые стоп-таймы и междометия-приговорки между строчками, - и за то, что голос этот неизменно прекрасен, можно и нужно прощать любые непривычные, не сразу укладывающиеся в голове изменения. Да и кто здесь нуждается в прощении?

И надо было видеть, как Плант терпеливо и почти нежно дирижировал толпой, направляя многотысячный бэк-вокал в невероятной "When the Levee Breaks". Противиться было невозможно, участвовать в акте творчества казалось естественным и правильным, - хотя кто мы такие, чтобы петь вместе с Плантом? Просто любящие его люди, способные слышать и чувствовать, - и оказалось, что именно это главнее всего. "Can you feel it?" - спрашивал он. Конечно, ведь разве можно ЭТО не чувствовать? От стоящего на сцене немолодого мужчины шла волна теплого света, и ее хватало и на музыкантов вокруг него, и на весь огромный стадион. Даже впервые услышанные, не выученные еще назубок песни становились близкими и как будто уже знакомыми, а уж те, памятные и желанные - и вовсе.

Запредельным стал выход на бис: "Babe I'm Gonna Leave You", тоже измененная, но все равно пробирающая до костей, потом новая "The Enchanter", тягуче-мистическая, как и следует из названия, и напоследок "Whole Lotta Love" - начатая лениво, непонятно, совершенно не похоже, - и сначала взорвавшая зал знаменитым риффом, потом закрутившая психоделическим смерчем, круто замешанным на электронике и африканских ритмах, а после пригвоздившая к месту безумной кодой, где Плант пел почти на ультразвуке, так что чуть уши не закладывало. Вот это единственный момент концерта, который, пожалуй, был лучше всего того, что довелось услышать на предыдущем. Все остальное сравнивать не стоит. Тем более что вроде бы Плант не прочь приехать в Россию снова. Хорошо бы это случилось не слишком скоро, - подобные ощущения нельзя испытывать часто, психика не выдержит. Но когда бы это ни произошло, - следующий концерт будет наверняка опять иным, мало похожим на пережитые два. И значит, его, следующего, непременно стоит дождаться.

PS: Невозможно не испытывать благодарности к людям, которые организовали приезд Планта в Петербург, - как и к тем, кто привозили к нам других прекрасных музыкантов. Но раз от раза к добрым чувствам примешивается горечь и обида, и возникает жгучее желание громко спросить: доколе господа организаторы разнообразных "больших" концертов будут относиться к журналистам не как к коллегам по общему делу, а как к бесполезной халяве, достойной лишь подачек с барского плеча в виде билетов в стоячий партер или в самый темный и дальний угол балкона? Понятно, что условия интервью или фотосъемки зачастую регламентированы самими артистами, но все прочее зависит только от устроителей. Очень хотелось бы поставить их на свое место и понаблюдать, как они смогут законспектировать сиюминутные впечатления, зафиксировать плей-лист, внимательно отслушать концерт, разглядеть во всех подробностях творящееся на сцене, стоя при этом на одной ножке в течение двух-трех часов в давке и абсолютной темноте и тщетно пытаясь высмотреть хоть что-то через головы зрителей, или находясь за полкилометра от сцены. А потом придти домой на негнущихся ногах, с чугунной головой, болью в спине и резью в глазах, и тут же написать подробную и вдохновенную статью обо всем произошедшем. Музыкальные журналисты, конечно, создания в большинстве своем терпеливые и непривередливые, но я не вижу необходимости вынуждать их работать в подобных условиях, даже если они приходят на концерты горячо любимых и редко приезжающих в Россию артистов.

15.04.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Robert PLANT - Течет большая река - ваше мнение о статье
  • Дорогая Оля! Уж кому, как не тебе знать, что съемка на концертах западных звезд проходит в том месте, на которое указывают менеджеры этих самых звезд. А им порой абсолютно все равно - кто, где и как... А что касается билетов, так это знаете ли, Оля, весьма специфическая тема... со сладко-горьким привкусом.
    Написал(a): Митрофан, 19/04/2005 11:58
  • Кстати, Маменька-то права. Хоть и о другом беспокоилась. Попробовал бы уважаемый Митрофан на своём рабочем месте обнаружить толпу часпикового качества, и после этого продолжить ударно трудиться на благо Родины и работодателя! То, как серьёзно подставили журналистов, выдав им билеты в стоячий партер, всё-же не идёт ни в какое сравнение с фотографической подставой, когда репортёры впервые на моей памяти были поставлены НИЖЕ публики. Поэтому Планта мы снимали мало того, что очень издалека, так ещё и едва-едва поверх голов (а также рук и девичьих поп). Из чего следует, что сделанные г. Беляевым отличные карточки, и написанная г. Борисовой отличная статья - это подвиг, простой, знаете ли, трудовой подвиг. Совершённый, между прочим, ради читателей, то есть и Вас, уважаемый Митрофан. Собственно всё. Хотя и грустно.
    Написал(a): Урванцева, 18/04/2005 19:56
  • ох и злые вы... пойду я отсюда :)) а то вот, и маменька уже ругается, ща пороть будет.
    Написал(a): Митрофан, 18/04/2005 19:52
  • А нашто тебе, Митрофанушка, читать Катенькин отчёт, коли ты на концерте, дитятко, ужо поколбасился? Эка невидаль - отчёты!.. Пошто географию-то учить-мучиться, когда извозчик довезёт? Нехай журналисты парятся, а ты, милай, головушку-то себе ихними проблемами не забивай - заболит. Лучше медку хмельнова хлебни - и на боковую.
    Написал(a): Маменька, 18/04/2005 19:28
Robert PLANT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 20 августа 1948
Место рождения: Англия
Релизы:
2010 Band of Joy
2002 Dreamland
1993 Fate of Nations

Капитаны Америка – АКЦИЯ 5 экс-президентов США и Леди ГаГа посетили благотворительный концерт и собрали для пострадавших от… »»

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

"Мы попытались искоренить свой собственный формат" – МУХА Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника24/10

1936 – Родился Билл Уаймен, басист Rolling Stones с 1962 по 1992 год. Уйдя из легендарной рок-группы, Билл в 1997 году основал собственный состав - Bill Wyman's Rhythm Kings  »»

1995 – Группа Def Leppard выступила сразу на трех континентах в один день: в Танжере (Марокко, Африка), Лондоне (Великобритания, Европа) и Ванкувере (Канада, Сев. Америка)  »»

Sandy WILLIAMS

Wendell MARSHALL

Лучано БЕРИО (1925)

Willie MABON (1925)

Инна Анатолиевна ГОФФ (1928)

Dan MORGENSTERN (1929)

Jimmy DAWKINS (1936)

Edgar BROUGHTON (1947)

Николай ПЕТРОВ (1960)

Андрей СЕНЬКИН (1973)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить