Robert PLANT  Течет большая река

Когда Петербург запестрел афишами, сообщающими о грядущем приезде Роберта Планта, первой реакцией, как ни странно, был страх. Страх разочарования. На практике же подтвердилось, что Плант разочаровывать не способен в принципе. Репортаж с концерта ведет специалист в области зеппелинологии Екатерина Борисова.

Когда Петербург запестрел афишами, сообщающими о грядущем приезде Роберта Планта (Robert Plant), первой реакцией, как ни странно, был страх. Страх разочарования. Потому что первый питерский концерт, состоявшийся 12 ноября 2002 года, казался (и до сих пор кажется) идеальным. Лучше него ничего не случалось и не могло случиться. Следовательно, нынешний концерт неизбежно стал бы хуже. И готовиться к этому было мучительно.

На практике же подтвердилось, что Плант разочаровывать не способен в принципе. Так было и в эпоху Led Zeppelin, и в моменты сольного творчества, и во времена проекта с Пейджем (Jimmy Page), и в нынешний период, называющийся Robert Plant & The Strange Sensation. Во-первых, потому что он действительно великий артист, не потерявший ни голоса, ни профессионализма, ни любви к музыке, ни интереса к новым веяниям, ни уважения к наследию прошлого. Во-вторых - и это впрямую следует из вышесказанного, - потому что он постоянно меняется. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды увидеть и услышать одинакового Планта. Следовательно, - никаких разочарований. Концерт 13 апреля 2005 года, состоявшийся в Ледовом дворце и символично совпавший по дате со Всемирным днем рок-н-ролла, был не хуже и не лучше предыдущего. Он был попросту совершенно другим.

Начать с того, что совсем в иной, чем тогда, атмосфере прошла дневная пресс-конференция. Плант явился на нее не один, а со всей группой, а журналисты, 2,5 года назад находившиеся в ступоре от долгожданного тет-а-тета с рок-звездой мировой значимости и потому мямлившие что-то невнятное, на этот раз уже были готовы не путать миф с реальностью. В итоге вопросы задавались вменяемые и даже остроумные, а ответы порой балансировали на грани откровенного гонева (взаимопониманию при этом немало способствовал отличный, прямо-таки художественный перевод Сергея Полотовского). Ну, скажем, когда Роберт принялся комментировать свою любимую архивную фотографию - ту самую, с голубем, сигаретой и бутылкой пива, - или когда музыканты начали фантазировать о том, что бы они изменили в группе The Strange Sensation, будучи ее продюсерами. Кульминация общего веселья настала, когда Плант рассказал о новом альбоме "Mighty Rearranger", который официально выйдет в свет в начале мая, а один из журналистов немедленно вытащил из-за пазухи пиратскую копию, купленную в киоске на Невском проспекте за 35 рублей. Никакого скандала, - музыкантов лицезрение "пиратки" не раздосадовало, а лишь рассмешило. Впрочем, и вполне серьезные рассуждения Планта о том, что как сочинитель он вдохновляется сейчас в основном африканской музыкой - даже не любимым с детства дельта-блюзом, а самыми корневыми, глубоко этническими ее образцами, - звучали легкомысленно ("Миссисипи - это, знаете ли, в Америке") и потому могли быть расценены как шутка. И зря, потому что доказательства этому важному тезису в избытке отыскались на концерте.

Увы, в водах даже самой чистой и изменчивой реки периодически отыскивается нечто дурно пахнущее. Я не о The Strange Sensation, упаси Боже, а о том ничтожестве, которое попало к ним на разогрев, - о группе, нагло именующей себя Санкт-Петербург (Рекшану, лидеру оригинального СПб, давно пора бы подать на них в суд). Выслушивая этот кошмар, поневоле приходилось вспоминать одно из давешних журнальных интервью с Плантом, где он рассуждал о безмозглых подражателях, стригущих купоны с наследия основоположников хард-рока. Примитивные риффы, тупые тексты (Рома Зверь по сравнению с товарищем, что пишет для этого ВИА, - просто Мандельштам), - неужто этим попсарям было не стыдно не только выступать перед Плантом, но и картинно обижаться на угрюмое презрение публики? Честное слово, чем терпеть эту пытку, зрителям приятнее было бы 40 минут покурить на улице...

Но, конечно же, при появлении на сцене хэдлайнеров воспоминание о разогревателях тут же сгинуло как дурной сон. Правда, при звуках вступительной фонограммы с сэмплами и подозрительной электронной подкладкой и даже во время исполнения открывающей программу "No Quarter" с несколько форсированной обработкой голоса, на несколько минут вернулись недавние страхи, - не станет ли происходящее лишь бледной тенью еще памятного великолепия? Не стало. Даже частичное повторение плей-листа не сделало этот концерт похожим на предыдущий, потому что уже слышанные нами вживую песни - цеппелиновские "Four Sticks" и "Ramble On", а также сольный кавер "Morning Dew", - звучали абсолютно иначе. Стоит ли говорить о том, что довелось услышать в Ледовом впервые - "That's the Way", "Gallows Pole", "Black Dog" - и тем более о новом материале, которого было исполнено в достатке (в частности, "Shine It All Around", "Freedom Fries" и посвященная Тони Блэру "Takamba")? Принципиальная разница заключалась в том, что если 2,5 года назад Плант пел весь материал Led Zeppelin в максимальном приближении к канону (с естественной поправкой на совсем других музыкантов за спиной), то в этот раз не оставил от канона камня на камне, перелопатив песни настолько основательно, что даже записные цеппелиноманы их не всегда сразу узнавали. Наверное, кому-то подобные вольности пришлись не по нутру: все-таки хрестоматийные, альбомные варианты уже навсегда впечатались в мозг, и отступление от традиции царапает нервы, - даром, что сами Led Zeppelin частенько выстраивали концерты как череду вариаций, позволяя себе не менее рискованные выходки, да и Плант с Пейджем не слишком почтительно обращались со своим материалом... И то, что Плант со Strange Sensation не являет собой Led Zeppelin (и сверх того, постоянно это подчеркивает), не лишает его прав на авторский произвол. Он поступил с питерскими зрителями не только своевольно, но и мудро, - позволив при первом знакомстве насладиться почти классическим звучанием истово любимых произведений, при повторном визите показал, каким неожиданным может быть их прочтение. Тогда дал окунуться в прошлое, а сейчас объяснил, как звучит настоящее и, возможно, будущее. Хотя и в альбомах Led Zeppelin, и в сольных работах Планта все это тоже когда-то уже было, - жесткий бит, ориентальная мелодика, перемешанная с кельтским фолком, молниеносные переходы от переливчатой акустики к ураганному электричеству... Да было, но не точно так, потому что группа все-таки другая, а многие идеи и звуки новы. А чтоб отступления и вариации не казались непоправимыми, существует голос. Он тоже изредка звучал необычно, но все равно был тот самый - тембр, характерные интонации, знакомые стоп-таймы и междометия-приговорки между строчками, - и за то, что голос этот неизменно прекрасен, можно и нужно прощать любые непривычные, не сразу укладывающиеся в голове изменения. Да и кто здесь нуждается в прощении?

И надо было видеть, как Плант терпеливо и почти нежно дирижировал толпой, направляя многотысячный бэк-вокал в невероятной "When the Levee Breaks". Противиться было невозможно, участвовать в акте творчества казалось естественным и правильным, - хотя кто мы такие, чтобы петь вместе с Плантом? Просто любящие его люди, способные слышать и чувствовать, - и оказалось, что именно это главнее всего. "Can you feel it?" - спрашивал он. Конечно, ведь разве можно ЭТО не чувствовать? От стоящего на сцене немолодого мужчины шла волна теплого света, и ее хватало и на музыкантов вокруг него, и на весь огромный стадион. Даже впервые услышанные, не выученные еще назубок песни становились близкими и как будто уже знакомыми, а уж те, памятные и желанные - и вовсе.

Запредельным стал выход на бис: "Babe I'm Gonna Leave You", тоже измененная, но все равно пробирающая до костей, потом новая "The Enchanter", тягуче-мистическая, как и следует из названия, и напоследок "Whole Lotta Love" - начатая лениво, непонятно, совершенно не похоже, - и сначала взорвавшая зал знаменитым риффом, потом закрутившая психоделическим смерчем, круто замешанным на электронике и африканских ритмах, а после пригвоздившая к месту безумной кодой, где Плант пел почти на ультразвуке, так что чуть уши не закладывало. Вот это единственный момент концерта, который, пожалуй, был лучше всего того, что довелось услышать на предыдущем. Все остальное сравнивать не стоит. Тем более что вроде бы Плант не прочь приехать в Россию снова. Хорошо бы это случилось не слишком скоро, - подобные ощущения нельзя испытывать часто, психика не выдержит. Но когда бы это ни произошло, - следующий концерт будет наверняка опять иным, мало похожим на пережитые два. И значит, его, следующего, непременно стоит дождаться.

PS: Невозможно не испытывать благодарности к людям, которые организовали приезд Планта в Петербург, - как и к тем, кто привозили к нам других прекрасных музыкантов. Но раз от раза к добрым чувствам примешивается горечь и обида, и возникает жгучее желание громко спросить: доколе господа организаторы разнообразных "больших" концертов будут относиться к журналистам не как к коллегам по общему делу, а как к бесполезной халяве, достойной лишь подачек с барского плеча в виде билетов в стоячий партер или в самый темный и дальний угол балкона? Понятно, что условия интервью или фотосъемки зачастую регламентированы самими артистами, но все прочее зависит только от устроителей. Очень хотелось бы поставить их на свое место и понаблюдать, как они смогут законспектировать сиюминутные впечатления, зафиксировать плей-лист, внимательно отслушать концерт, разглядеть во всех подробностях творящееся на сцене, стоя при этом на одной ножке в течение двух-трех часов в давке и абсолютной темноте и тщетно пытаясь высмотреть хоть что-то через головы зрителей, или находясь за полкилометра от сцены. А потом придти домой на негнущихся ногах, с чугунной головой, болью в спине и резью в глазах, и тут же написать подробную и вдохновенную статью обо всем произошедшем. Музыкальные журналисты, конечно, создания в большинстве своем терпеливые и непривередливые, но я не вижу необходимости вынуждать их работать в подобных условиях, даже если они приходят на концерты горячо любимых и редко приезжающих в Россию артистов.

15.04.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Robert PLANT - Течет большая река - ваше мнение о статье
  • Дорогая Оля! Уж кому, как не тебе знать, что съемка на концертах западных звезд проходит в том месте, на которое указывают менеджеры этих самых звезд. А им порой абсолютно все равно - кто, где и как... А что касается билетов, так это знаете ли, Оля, весьма специфическая тема... со сладко-горьким привкусом.
    Написал(a): Митрофан, 19/04/2005 11:58
  • Кстати, Маменька-то права. Хоть и о другом беспокоилась. Попробовал бы уважаемый Митрофан на своём рабочем месте обнаружить толпу часпикового качества, и после этого продолжить ударно трудиться на благо Родины и работодателя! То, как серьёзно подставили журналистов, выдав им билеты в стоячий партер, всё-же не идёт ни в какое сравнение с фотографической подставой, когда репортёры впервые на моей памяти были поставлены НИЖЕ публики. Поэтому Планта мы снимали мало того, что очень издалека, так ещё и едва-едва поверх голов (а также рук и девичьих поп). Из чего следует, что сделанные г. Беляевым отличные карточки, и написанная г. Борисовой отличная статья - это подвиг, простой, знаете ли, трудовой подвиг. Совершённый, между прочим, ради читателей, то есть и Вас, уважаемый Митрофан. Собственно всё. Хотя и грустно.
    Написал(a): Урванцева, 18/04/2005 19:56
  • ох и злые вы... пойду я отсюда :)) а то вот, и маменька уже ругается, ща пороть будет.
    Написал(a): Митрофан, 18/04/2005 19:52
  • А нашто тебе, Митрофанушка, читать Катенькин отчёт, коли ты на концерте, дитятко, ужо поколбасился? Эка невидаль - отчёты!.. Пошто географию-то учить-мучиться, когда извозчик довезёт? Нехай журналисты парятся, а ты, милай, головушку-то себе ихними проблемами не забивай - заболит. Лучше медку хмельнова хлебни - и на боковую.
    Написал(a): Маменька, 18/04/2005 19:28
Robert PLANT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 20 августа 1948
Место рождения: Англия
Релизы:
2010 Band of Joy
2002 Dreamland
1993 Fate of Nations

Беги, Лола, беги – The KILLERS Killers сняли триллер c расставанием возлюбленных, погонями и поджогами. Видео. »»

Вспомнить все – LINKIN PARK Linkin Park сыграют в Лос-Анджелесе концерт памяти Честера Беннингтона »»

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Лучшая ночь – HALSEY Поп-звезда Halsey дала первый российский концерт и назвала его "лучшим в туре". Репортаж Звуков »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Почему для джаза не нашлось места в бюро патентов? – ЭТИКА ДЖАЗА Ищем ответы на вопросы: когда и почему возник джаз, как он пошел в школу и обзавелся подростковыми… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Хроника24/08

1905 – Родился Артур "Big Boy" Крудап - блюзовый певец, оказавший огромное влияние на Элвиса Пресли. Автор "That's Allright Mama" и "My Baby Left Me"  »»

1981 – Марк Дэвид Чапман приговорен к 20-летнему заключению за убийство Джона Леннона  »»

2011 – Джимми Пейдж был первым, кто использовал гитарный эффект «обратного эха» или «реверберации»  »»

Arthur "Big Boy" CRUDUP

Paul WEBSTER

Wynonie HARRIS

Jimmy SOUL (1942)

Ken HENSLEY (1945)

Malcolm DUNCAN (1945)

Jean-Michel JARRE (1948)

Andreas KISSER (1968)

София НЕПОЙДА (1989)

KING KRULE (1994)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить