RAGE  Колыбель, сцена, далее - везде

Обидней всего то, что хороший момент в очередной раз упущен. Возможность организовать нормальное выступление Rage на московской земле вновь была бездарно провалена. Многим придется вновь ждать года три.

Чудным воскресным вечером легендарная германская команда Rage материализовалась на сцене столичной "Точки". Можно, конечно, в очередной раз рассказать о том, какой был аншлаг, как мощно зажигали эти три мужика - лысый, волосатый и с ирокезом, - как здорово было, что концерт сразу открыла знаменитая "Don't Fear The Winter", и как сладко билось башкой о край сцены под все последующие песни. Можно. Однако далеко не все оставшиеся от концерта воспоминания столь приятны. Возможно даже, что кое-кто по прошествии оного и вовсе почувствовал себя обманутым.

Начнем с того, что организаторы концерта продемонстрировали прямо-таки вызывающее непонимание вопроса, который взялись решать. И вот почему. С их точки зрения процесс организации концерта выглядит в высшей степени логично: снять ДК им. Горбунова дорого? Значит, снимаем "Точку". Авось все влезут. Влезут, куда денутся. Особенно если билеты продавать без лимита. Даже при цене девять сотен в день концерта клуб будет забит в два с половиной слоя. Пиво, пролитое слушателями в давке друг другу за шиворот или мордобой на верхнем балконе во время барабанного соло Майка Террана - это уже мелочи. Главное - окупаемость мероприятия, верно? Может быть, если фирма-организатор не боится прослыть бедной или жадной. Хотя под концерты Saxon (2004) и Blind Guardian (2002) снимался аж ДС "Лужники", и окупились эти мероприятия с заполнения зала в среднем на четверть. А на прошлогоднем выступлениии Grave Digger, команды вроде бы не столь известной широким слоям нашей публики, как Rage, та же "Точка" была забита под завязку. Но вот, как смотрит на это непосредственно публика: в 2000 году Rage выступали во Дворце Спорта ЦСКА, в 2002 - в Горбушке, а теперь вот - в "Точке". Явный регресс. Между прочим, многим было даже стыдно сказать знакомым, где в этот раз играют их кумиры. Кстати, за день до московского концерта группа отыграла в петроградском клубе "Порт". Маршрут, достойный каких-нибудь молодых глэмеров вроде Negative, но не коллектива с двадцатилетней историей.

Кроме того, нужно было учитывать, что выступления такой команды, как Rage - это во многом компромисс между собственно репертуаром группы и техническими возможностями исполнения его вживую. Да, эти трое подчас рубятся за пятерых, но чего им это стоит? При постоянной работе на пределе способностей музыкантам приходится использовать оркестровые "минусовки", партии заранее запрограммированных клавиш (а при плохом или просто посредственном мониторинге во время живой игры из автоматически воспроизводящегося сопровождения можно легко "вылететь"), а также гитары, пропущенные через синтезаторы. Последним пунктом во время московского концерта пришлось пожертвовать вовсе: на сцене "Точки" элементарно не нашлось места под дополнительные стойки с гитарами. Поэтому кульминационное соло Виктора Смольского в "Unity" в этот раз прозвучало крайне бледно, а баллада "Flesh & Blood", входящая в число "гвоздей" новой концертной программы, не исполнялась вообще: без диковинной гитары-ситара она бы просто не прозвучала, как надо. Это все равно, что отвалить кучу денег за билет на концерт Брайана Мэя, и не разу не услышать от него соло на "red special". Кроме того, уже во время выхода на бис, от царившей в зале духоты закоротило гитарный контроллер, и где! В самый кульминационный момент "Orgy Of Destruction"! Да и в целом московское выступление Rage представляло собой от силы одну пятую от того, что можно услышать и увидеть на live-DVD "From The Cradle To The Stage", материал для которого был заснят на концерте группы в маленьком, сравнительно с Москвой, германском городе Бохуме. В общем, если организаторы не заинтересованы в подрыве уважения к артистам, чьи гастроли они проводят, подобных предприятий лучше не затевать вовсе.

Правда, тогда остается другой вопрос: как на подобные условия согласились сами Rage. Понятное дело, они - не Rolling Stones какие-нибудь, и капризничать не стали. Но, может быть, все-таки следовало?

Музыкантов, конечно, тоже можно понять. "Мы три года ждали этого момента", - сообщил Виктор в начале концерта. Но вот стоило ли идти ради этого момента на тотальное обеднение собственного репертуара? Гипнотическая "Days Of December", скоростная "Invisible Horizons" с головоломными гармониями, фанковая "Straight To Hell" - этих номеров мы так и не услышали. Сыгранные же этим вечером "Down", "Soundchaser", или "Paint The Devil On The Wall" - вещи, несомненно, хитовые. Однако группу во всей красе они не показывают. А один-единственный за концерт "эпик" "From The Cradle To The Grave" погоды не делает.

Ведь как получается: сперва группа сочиняет массу красивых и навороченных песен. Потом оказывается, что адекватно воспроизвести их на концертах крайне сложно. Концертный репертуар подбирается из чего попроще. Вследствие чего акцент при выборе потенциальных новых хитов для последующей раскрутке неизбежно смещается в сторону того, что попроще. И вот уже недавние новаторы готовы превратиться в просто еще одну группу, удовлетворяющую нехитрые запросы хэдбэнгерской части аудитории. Не хочется, чтобы Rage постигла такая незавидная участь.

Было, впрочем, и одно позитивное отличие от концерта в Бохуме. Басист Питер Вагнер наконец-то вспомнил, что он вообще-то PV, а не БГ, и перестал пугать партер заплетенной в косичку бороденкой. Увы, это был единственный светлый момент за весь концерт.

Обидней всего то, что хороший момент в очередной раз упущен. Возможность организовать нормальное выступление Rage на московской земле вновь была бездарно провалена. Многим придется вновь ждать года три. Разумеется, для тех, кому на любом концерте важнее всего тяпнуть пивка и потрясти башкой, все было просто замечательно. Те же, кто действительно любит Rage, ощутили себя в положении человека, который долго пробирался через бурные реки и лез по горам, нашел-таки в уединенной пещере ископаемые останки биомеханического инопланетного монстра и... проснулся с пустыми руками. Обидно, да?

05.04.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)