Вера ТАРИВЕРДИЕВА  "Музыка рождается каждый раз заново".

Под именем Таривердиева сейчас проходят сразу два фестиваля: Международный конкурс органистов и серия концертов киномузыки, где хорошо знакомые композиции исполняются в новых и необычных интерпретациях. Их цель - не дать музыке Таривердиева быть забытой, переосмыслить ее и вдохнуть в нее новую жизнь.

5 апреля в Москве проходит очередной концерт в рамках серии "Знаменитая музыка из знаменитых фильмов". Нынешний концерт называется "Мадригалы - ХХ век", и охватывает "восьмидесятнический" период творчества Микаэла Таривердиева. Этого композитора мы помним по его музыке к культовым фильмам "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы", но мало кто знает, что творческое наследие композитора насчитывает, помимо 132 саундтреков, еще множество самых разноплановых работ. Микаэл Леонович создал несколько камерных вокальных циклов, четыре балета, четыре оперы, огромное количество органной музыки. Сейчас творчество композитора вновь востребовано, однако речь идет не о мелодиях для мобильников и ремиксах. Под именем Таривердиева проходят сразу два фестиваля: Международный конкурс органистов и серия концертов киномузыки, где хорошо знакомые композиции исполняются в новых и необычных интерпретациях. Организатором этих концертов стала вдова композитора и музыковед Вера Таривердиева, с которой нас свело телевидение. Несмотря на то, что я никогда не смотрю телевизор, иногда мне случается принимать участие в какой-нибудь передаче в качестве ее гостя. В этот раз в программе "Оркестровая яма" на канале "Культура" я сразу обратила внимание на миниатюрную женщину с умным лицом. Вера говорила довольно лаконично, однако чувствовалось, что предмет разговора - судьба творческого наследия музыкантов - весьма ее волнует. После окончания передачи Вера пригласила меня в гости. Разговор коснулся ее работы как продюсера и организатора фестивалей: большинство своих проектов Вера ведет практически в одиночку, попутно занимаясь выпуском пластинок, организацией концертов, написанием книг и статей (недавно Вера выпустила, помимо творческой биографии Таривердиева, собственную книгу "Биография музыки"). При этом органный конкурс в этом году приобретет международный статус и будет проходить в Калининграде, Москве и Германии. Вся эта кипучая деятельность ставит своей целью не дать музыке Таривердиева быть забытой, переосмыслить ее и вдохнуть в нее новую жизнь.

Звуки.Ru: - Вера, c чего вообще началась история проведения Ваших фестивалей? Они такие разные, и вместе с тем, их проведение весьма символично: органный конкурс стал своеобразным символом возрождения Калининграда как культурного аванпоста России в Европе, а фестиваль музыки к фильмам - позволяет по-новому услышать знакомую с детства музыку...

Вера Таривердиева: - Мне приятно, что Вы называете то, чем я занимаюсь, фестивалями. В Калининграде раз в два года проходит международный конкурс органистов им.Микаэла Таривердиева. А концерты музыки Микаэла Таривердиева "Знаменитая музыка из знаменитых фильмов" - всего лишь серия ежегодных концертов. Правда, с последствиями. Мне это приятно потому, что я действительно стремлюсь к празднику во всем, что связано с именем Микаэла Таривердиева. Никаких концертов памяти. Когда, знаете, выходят друзья и начинают вспоминать - часто то, чего не было. Лучше всего о человеке говорит он сам. А как часто Микаэл Леонович говорил: "Я и есть моя музыка". А музыки он написал так много! Много праздников можно устроить. Именно поэтому все наши события разные. Такой человек и композитор - Микаэл Таривердиев. Разный. Музыка к 132 фильмам, произведения для органа, оперы, балеты. И мелодии, которые играют в подземных переходах.

Звуки.Ru: - Почему для органного конкурса был выбран именно Калининград, и с какими трудностями Вы столкнулись при организации первых концертных мероприятий в этом городе?

Вера: - Калининград? Отчасти случайно. Просто сразу было ясно, что не Москва и не Питер. Они слишком 'перенаселены' событиями. И потом, не все же должно происходить только в столицах. Калининград мне посоветовали, как один из вариантов. Когда я впервые туда приехала, у меня уже были готовы учредительные документы конкурса. Калининград (это был 1999 год) был забыт и заброшен всеми. Я тогда еще мало представляла, что меня ждет и здесь, и вообще. Но когда ночью я оказалась у Кафедрального собора, того самого, у которого похоронен Кант, что-то во мне повернулось, я почувствовала - это то самое место. Это правильное место.
Я доверилась своему чувству и ни о чем не жалею. Хотя понимаю, что работая с Калининградом вот уже седьмой год, я работаю для будущего. Казалось, что есть немало практичного в этом выборе - проведение конкурса органистов в окружении органных держав, в центре Европы, в городе со своими истирическими органными традициями, сегодня же я знаю, как много непрактичного в этом выборе. Но только сегодня оказывается не очень практичным. Отовсюду близко, но добраться тяжело. Из Европы в Калининград можно долететь только через Москву или Варшаву. Визы. И так далее. Но я уверена, что у этого города есть другое будущее. Более соответствующее его положению и тому, чем он может и должен стать. Для России, для Европы.

Звуки.Ru: - Как строится программа конкурса?

Вера Таривердиева: - По своему регламенту это традиционный музыкальный конкурс. Состоит из трех туров. Игру участников оценивает жюри. Составами жюри всех трех конкурсов и предстоящего четвертого я горжусь. Это первые люди органного мира. В каждом туре присутствует традиционный органный репертуар, весьма сложный. Но еще - обязательное исполнение произведений Микаэла Таривердиева. До нашего конкурса мало кто знал, что целый период своей жизни Микаэл Леонович посвятил органу. Теперь это признанный и признаваемый в мире репертуар, произведения, музыка, которые ни на что не похожи, в том числе на то, что до этого писали для этого инструмента.

Звуки.Ru: - Стараетесь ли Вы каждый раз непременно поразить воображение слушателей именитыми участниками, или Вы уделяете внимание прежде всего музыкальной программе, а кто ее исполняет - менее существенно?

Вера Таривердиева: - Конечно, прежде всего - музыка, качество ее исполнения. Для меня один из признаков качества исполнения - искреннее проживание музыки. Не заученное повторение нот посредством соприкосновения с клавишами, а живое ее проживание. Музыка ведь вещь мистическая. Она рождается каждый раз заново. Может родиться или нет. И это зависит от того, как ее будет произносить каждый конкретный исполнитель.
В этом смысле конкурс органистов для меня - прежде всего поиск близких людей, которые могут почувствовать музыку Микаэла Таривердиева, для кого она может стать близкой, необходимой. Так же и в других концертах и программах. И этот процесс тоже очень живой, творческий. Кстати, нечасто именитые исполнители могут почувствовать то, что до сих пор им не было известно. Особенно если это связано с таким известным именем, каким является имя Микаэла Таривердиева. А вот молодые - они более открытые. В этом смысле с ними проще. У них мозги пластичнее. Не случайно сам Микаэл Леонович предпочитал работать с молодыми. Знаете, что он сказал, кода получал премию 'Ника' за фильм Сергея Урсуляка? 'Когда я был молодым, я работал с молодыми. Когда я был в среднем возрасте, я работал с молодыми. И сейчас я работаю с молодыми. Значит, я не такой еще старый крокодил'. Иногда для того, чтобы почувствовать, понять смысл высказывания композитора, приходится придумывать новый контекст. Это тоже очень интересно. Например, с Екатериной Мельниковой мы придумали программу 'Знаменитая музыка из знаменитых фильмов в органных транскрипциях'. Исполняли с успехом в России и за рубежом.

Звуки.Ru: - Многие слушатели считают, что орган - это "тяжелый", несветский инструмент, его практически невозможно представить в контексте "модной" академической сцены. Так ли это?

Вера: - И так, и не так. Конечно, орган, как механизм, или даже как организм, лучше всего функционирует и воспринимается в акустике соборов. Здесь он на своем месте и у него есть необходимая для жизнедеятельности среда. Но ведь это великолепный инструмент- оркестр, с огромными возможностями, неповторимым способом воздействия, которые можно использовать чрезвычайно разнообразно, в том числе и в светских целях. Все зависит от того, кто на этом инструменте играет и что вкладывает. Я уже упоминала об исключительно светской программе музыки к фильмам. Светской, но не развлекательной. В ней сочетаются произведения классики, которые использовались в фильмах и собственно киномузыка, которая была переложена для органа. Недавно на сцене Московско международного дома музыки мы представили программу 'Органный хит-парад', в которой приняли участие шесть лауреатов нашего конкурса. В первом отделении - традиционный органный репертуар. Во втором - переложения для органа, к примеру 'Моря' Римского-Корсакова из 'Шеерезады'. Среди бисов - 'Танец с саблями' Хачатуряна. Вполне светская и захватывающая программа получилась. Публика была в восторге. Мы создали контекст диалога среди самих участников концерта. И это поняла и на это откликнулась публика.

Звуки.Ru: - Вы активно занимаетесь издательской деятельностью. Основной направление Вашей деятельности - публикация творческого наследия Микаэла Леоновича Таривердиева, но я заметила, что Вы весьма активно поддерживаете инициативы по переосмыслению, переработке его работ. Вы поддерживаете любые подобные проекты? К Вам может обратиться любой музыкант, или Вы предпочитаете находить исполнителей для определенных вещей сама?

Вера: - Я рада, когда ко мне обращаются с интересными творческими идеями. Я категорически возражаю, когда пытаются издеваться или переиначивать музыку под свои не очень высокие творческие возможности и цели некоторые исполнители (а такое бывает). Часто нахожу исполнителей сама. Впрочем, нахожу - неверное слово. Скорее, Бог посылает. Прихожу к выводу, что близкие люди обязательно должны встретиться. Я счастлива, что работаю с Алексеем Гориболем, Ольгой Дзусовой, Татьяной Куинджи, Борисом Андриановым - это другого, нового, поколения.

Звуки.Ru: - Вера, а Вам помогает, или мешает Ваше музыкальное образование? Есть ли вещи, которые Вы предпочли бы никогда не знать о процессе создания музыки?

Вера: - Ну что Вы! Конечно, мое музыкальное образование неоценимо в том, что я делаю. Я говорю с музыкантами на одном языке. Я точно знаю, к чему стремлюсь. В этом смысле я не живу в потемках. Более того, я считаю неоценимым свой опыт научной работы со старой музыкой - 13-14 веков - это дало мне перспективу, чрезвычайно расширило мой горизонт музыкальных ощущений и процессов. Работа в газете музыкальным обозревателем в период классической журналистики дала мне прививку острого ощущения современности и быстроту реакций.

05.04.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить