Первые два вопроса из заготовленного списка
ушли коту под хвост. Леонид Федоров
умело свел их к своему любимому ответу "Ну, так получилось". После чего
спросил, слушал ли я вообще новый альбом "Таял". Я с некоторым стыдом сказал,
что нет, но оказалось, что это нормально, потому что материал только сегодня
сдали в печать, и вообще не факт, что диски появятся на презентации альбома 2
апреля в ЦДХ.
Леонид провел меня в комнату, уставленную компьютерами и прочими устройствами,
посадил на свой стул и включил новые песни. Потом пошел покурил, вернулся и с
любопытством посмотрел на меня. Врать не понадобилось - материал был потрясающий.
Скрипки, сэмплы, голос Анри Волохонского и даже Владимира Волкова ("Вовочка
поет", - шутит Федоров). Слегка матерный текст одной из вещей. И жемчужина
альбома - фантастическая партия баяна Сергей Щуракова в одной из версий
заглавной композиции "Таял".
- Клевый баян, да? - спрашивает Федоров.
Понимаешь, почему у Федорова все "Ну, так получилось". Ну нет, нет у меня слов
описать эту партию баяна - она именно такая, как должна быть. У Федорова слов
тоже нет. Смотрю на нагромождение техники. Сам понемногу занимаюсь музыкой на компьютере,
но рядом с такими устройствами, которые стоят в рабочем кабинете Федорова,
чувствую себя дилетантом...
Звуки.Ru: - Леня, вы легко всему этому обучились? Это ж все относительно недавно появилось...
Леонид Федоров: - Ну, а куда деваться. Надо же было.
Звуки.Ru: - Сколько Вы писали этот альбом?
Леонид: - Год примерно. Устал уже. Рад уже покончить с ним и начать что-то новое.
Звуки.Ru: - А предыстория?
Леонид: - Во многом все идет из несостоявшегося концерта с композитором Владимиром Мартыновым и скрипачкой Татьяной Гринденко "Бин Ладен и Святой Франциск". Было жаль, что этот концерт так и не отыграли, но все, наверное, к лучшему, так как много материала вошло в этот альбом.
Звуки.Ru: - Насколько я знаю, была, так сказать, и философская база?
Леонид: - Ну, в некотором роде да. Почти целый этот год я ходил с книжкой Мартынова "Конец времени композиторов". Меня очень тронула идея, что раньше все люди были просто на другом уровне веры в бога, они жили с богом, поэтому и музыка творилась на совсем другом уровне. Были Композиторы с большой буквы. А теперь веры в сердце нет, и мы с трудом можем сами что-то создать - сплошное цитирование и повторение. Разумеется, встает резонный вопрос - а зачем мы тогда все ковыряемся тут?
Звуки.Ru: - И зачем?
Леонид: - Ну, во-первых, пытаться все равно надо, во-вторых, тут есть такое любопытное противоречие: с одной стороны, надо бы от этого уйти, а с другой - забавно поиграть со всеми этими цитированиями, повторами. У меня вот на альбоме столько сэмплов использовано: Малера, Queen, еще кучи музыкантов, причем в большинстве случаев ни один швондер не докопается, где что.
Звуки.Ru: - Постойте, ну, допустим, у нас кризис музыки - из-за кризиса веры. А как же мусульманские страны? У них же, по идее, должны продолжаться традиции, следовательно, остаться композиторы...
Леонид: - Да, у них все должно продолжаться. Я не большой специалист в мусульманской музыке, я все же нашу культуру представляю, и мне жить с ней, но у них традиции крепче. Или вот в Индии - наш бывший гитарист там побывал, и рассказывает взахлеб, что там все, просто все живут с верой в бога. То есть у них даже нет ни тени сомнения, что бог есть! А у нас это выжгли все, у нас все наоборот. А вот теперь представьте, что значит - жить с верой. Это совершенно другой уровень уверенности, знание, что после смерти все не закончится, что всегда есть зачем жить. Даже в Европе, кстати, ситуация еще куда ни шло в этом смысле, а у нас бардак.
Звуки.Ru: - И что делать? Или возврата к прошлому уже нет?
Леонид: - Я скромно полагаю, что этим должно государство заниматься. Принимать программы по восстановлению культуры, что-то такое... Вы знаете хоть об одной такой программе? Я вот не знаю. В итоге этим занимаются одиночки. Старостин, Котов: Несколько сотен, ну тысяч может быть человек на всю страну.
Звуки.Ru: - Эту мысль Вам донести удалось?
Леонид: - А бог его знает, я таких глобальных задач не могу перед собой ставить. По правде говоря, получился довольно пафосный альбом, с оркестром и т.д., что не характерно для меня. Что ж, получился и получился, следующий значит другим будет.
Звуки.Ru: - А что планируется потом? Поклонники Вашего творчества давно ждут какой-то программы трио Федоров - Котов - Старостин?
Леонид: - На самом деле, пора бы. Но что-то все не получается. С одной стороны, пока программа весьма и весьма "лоскутная", видно, что три разных человека это играют, с другой - они когда вдвоем выступают, говорят, что без меня им чего-то не хватает, ну и мне без них чего-то часто не хватает. Посмотрим.
Звуки.Ru: - А совместная серия концертов с Дмитрием Озерским? На меня эта программа произвела очень сильное впечатление.
Леонид: - Тут тоже неясная картина. Вроде действительно интересная программа. Но я, честно признаюсь, несколько устал от этой акустики, от гитары. К тому же, у меня палец сильно болит уже полгода, нерв зажимает - иногда я просто играть не могу. Надо бы подлечить его для начала, а там смотреть.
Продолжаем слушать альбом. Вновь слышу голос Анри Волохонского - поэта, соратника Алексея Хвостенко и давнего соавтора Хвостенко и Федорова.
Звуки.Ru: - Как, кстати, поживает Анри? Оправился после смерти Хвоста?
Леонид: - В целом да... Готовит сейчас книжку с собранием сочинений Хвоста, скоро выйдет в России. Он такой, такой волшебный человек. Я все хочу его побольше записывать, на видео может даже записать, а еще лучше - в Россию привезти.
Звуки.Ru: - Не едет?
Леонид: - Не едет, как тридцать лет назад уехал, так привык, и больше не хочет приезжать. Да и возраст уже...
Приходит девушка из 'Нашего Радио', за 10 минут задает несколько вопросов и
убегает дальше.
- Какие новости у 'Ауцыона'? - спрашивает она.
- У 'Аукцыона'? Да вот Озерский разве что женился, - заразительно хохочет Федоров.
Звуки.Ru: - Не надоели вопросы про 'Аукцыон'? - спрашиваю я после ухода девушки, помня, что какое-то время назад Федоров начинал раздражаться, когда речь шла об 'Ы'. Федоров мгновенно становится серьезнее.
Леонид: - На самом деле, я уже действительно хочу что-то сделать вместе с группой. Потому что все же в ней что-то есть, раз она уже столько лет существует и делает довольно интересные вещи. Но это не только и не столько от меня зависит.
Звуки.Ru: - А от кого это зависит?
Леонид: - Все необходимые факторы должны собраться в одном месте, совпасть.
Звуки.Ru: - Сейчас вам с группой предстоит американский тур?
Леонид: - Да, и довольно большой на сей раз. Скоро уже едем.
Звуки.Ru: - Интерес к 'Аукцыону' за рубежом растет?
Леонид: - (снова улыбается): - Это у меня растет интерес к США. А у них к нам - не знаю; совсем, совсем, не уверен.
Звуки.Ru: - А как же недавний визит в Швейцарию вместе с Волковым и Старостиным?
Леонид: - На самом деле, я так и не понял до конца, что мы там делали. Там был крупный форум, выступали ЧАЙФ, Мелазде, Басков, In-Sight, ну и мы. И вот мне показалось, что все швейцарцам понравились, а мы одни - нет. Пришли, сели, завывали что-то свое... Совсем не в формате после ЧАЙФа.
Звуки.Ru: - Да ладно, а как же In-Sight? Примерно одного поля ягоды.
Леонид: - Да, In-Sight - отличная группа. Нино Катамадзе сейчас вообще равных нет: На всем нашем пространстве такого явления еще не было, попомните мое слово. Группа сама по себе тоже хороша, но Нино - нечто совсем отдельное. Конечно, ее и там хорошо приняли. Ну а мы как-то в струю не попали. Хотя может мне и кажется это.
Федоров наливает чаю.
Звуки.Ru: - А сколько примерно у Вас песен сейчас, которые ни в одну программу пока не вошли?
Леонид: - Штук 5-6. Иногда бывает, что песня спустя 20 лет почти выстреливает - как "Города, например. Так что это такой процесс, мало объяснимый словами. Иногда вот никак песня какая-нибудь никак не записывается, никуда не влезает.
Звуки.Ru: - А что с "классической" версией "Старца", которую мы слышим на концертах? В "Лиловый День" неожиданно вошла совсем другая версия.
Леонид: - А вот с ней все более менее ясно. Как раз сейчас готовится переиздание "Лилового Дня", и там эта версия видимо будет. Я вообще перетасовал сонг-лист, альбом сразу жестче как-то стал. Кстати, и то, что о чем вы говорили, тоже не совсем классическая версия. На клубных концертах вообще все что в голову взбредет играю. На то они и клубы - формат такой. Даже чужие песни иногда.
Звуки.Ru: - Любопытный, помню, был вариант одной из песен Гражданской Обороны... Кстати, Вы новую их пластинку слушали?
Леонид: - Нет, не слушал. Неплохо? А что еще хорошего сейчас?
Звуки.Ru: - Для меня - Piano Magic.
Леонид: - Не знаю таких. Вообще, я в какой-то момент выпал из этого рок-пространства. Особенно у нас рок понемногу замкнулся в себе, примерно как барды раньше. То есть вроде куча народу этим занимается, а отдачи вовне - никакой. В Европе тоже примерно так же. Из нового... Том Уэйтс отличные новые диски сделал. Но я сейчас больше другие вещи слушаю - классику, румынских цыган.
Звуки.Ru: - А как Вы пришли к классике? Полагаю, этот вопрос интересует многих из тех, кто пытается следить за оригинальной современной музыкой, но по какой-то причине прошел мимо классики.
Леонид: - А не знаю, в какой-то момент просто начал слушать все подряд и понравилось. К тому же, еще раз говорю, это уже совсем другая музыка. В которой огромные пласты смысла.
Звуки.Ru: - То есть, в принципе, можно предполагать, что в дальнейшем Вы будете продолжать использовать классику в своих работах?
Леонид: - Совсем не факт. Я просто рад, что закончил этот альбом. Проектов много. Далеко не все реализуются, ну так это и хорошо наверное. Конечно (Федоров допивает чай и смеется), иногда думаю: а на фига я это все делал? Ну, так получилось.
Звуки.Ru: - Мы вот на этих альбомах учимся...
Леонид: - (улыбаясь): - Ну, если кому-то это нужно, то замечательно.
Дата рождения:
8 января 1963
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)