OCEANSIZE  Effloresce

Когда подросток уже получил от родителей в подарок вожделенные электрогитару и усилитель, но еще не знает, что с ними делать, он, как правило, первым делом пробует сыграть дворовыми аккордами на...

Когда подросток уже получил от родителей в подарок вожделенные электрогитару и усилитель, но еще не знает, что с ними делать, он, как правило, первым делом пробует сыграть дворовыми аккордами на "тяжелом" звуке какую-нибудь любимую песенку. Неверные пальцы, криво зажав аккорд на непривычном грифе, извлекают из инструмента какой-нибудь необычный призвук. Порой случается так, что бренчание тут же отходит на второй план и счастливый обладатель инструмента с тех пор день и ночь упражняется в извлечении из гитары загадочных шорохов, скрипов и завываний. Раньше такие люди неизбежно возвращались от этой алхимии к изучению классической техники игры: обогащенные "алхимическим" опытом, они вырастали в Роберта Фриппа, Фрэнка Заппу, Лэса Клейпула и Стива Вая. Теперь же некоторых из них на полдороге к полноценному знанию основ перехватывает очередное модное изобретение шоу-бизнеса по имени "пост-рок".
"После Хендрикса и Клэптона каждый болван с гитарой, имеющий доступ к сцене и студии, возомнил, будто бы и в его обязанности тоже входит выпиливание десятиминутных гитарных соло", - писал "NME" в 1971 году. Теперь же успех Mogwai привлек обманчивой легкостью рецепта изготовления подобной музыки толпу потенциальных рабов медитации на резонирование собственных струн и любителей прятать за обилием ритмических сбоев неспособность сочинить внятную и законченную поп-песенку.
Музыка манчестерской команды Oceansize состоит из самолюбования задумчивыми гитарными созвучиями ("Rinsed") и синтезаторными пассажами ("I Am The Morning"), россыпью быстро реверберирующих нот или медленным прохождением одного-единственного аккорда по частотной фазовой синусоиде ("One Day All This Could Be Yours") и призвуками от свободного падения палочек на рабочий барабан ("Remember Where You Are"). Порой свободное медитативное течение потока сознания музыкантов превращается в бурный поток гитарного скрежета, запутанных ритмических структур и захлебывающегося вокала ("Catalyst"). Музыканты любят кокетливо наигрывать акустические пассажи поверх какого-нибудь выматывающего тяжелого риффа и развлекаться с короткопериодическими стереоэффектами вроде разброса четных и нечетных нот этого риффа по каналам. При прослушиванни в наушниках, честно говоря, этот эффект придется по вкусу лишь законченным мазохистам.
Местами все это достаточно забавно - та же "Remember Where You Are" даже наводит на мысль, что музыканты пытаются создать некий новый прог-рок на базе современной альтернативной музыки. Местами же напоминает шизофренически сосредоточенную возню если ни на пустом, то на общем месте: все упомянутые технические приемы давно известны звукорежиссерам и очень часто используются для чисто технического украшения той или иной записи. Здесь же они подчас сваливаются в единую кучу в чистом виде. Как будто музыканты надеются, что они будут говорить сами за себя. Нет, истории популярной музыки известны примеры превращения скромного технического приема в пафосный стиль - рэп, например, когда-то считался лишь особой манерой ведения вокальной линии. Да и пост-рок, строго говоря - лишь набор таких вот приемов, эдакий музыкальный аналог картин Василия Кандинского, где слушателю (зрителю) предлагается любоваться неконкретным сочетанием красивых звуков и гармоний (линий и цветов). Oceansize, однако, слишком часто затыкают своими "абстрактными полотнами" прорехи во вполне конкретных музыкальных темах. Ход решительно не в их пользу.
Пока что группа находится на перепутье: ее музыка слишком неконкретна для альтернативного рока, слишком брутальна и ритмична для пост-рока и слишком предсказуема выбором технических средств для прог-рока. В одном направлении, впрочем, музыканты могут двинуться легко, но вот незадача - его уже довольно долгое время развивает канадец Дэвин Тауншенд. Да, задачка.
И тем не менее, команда небезынтересная. По крайней мере, "Remember Where You Are" и "Rinsed" - несомненные удачи не только для этого альбома, но и для современного рока вообще. Где-то в них спрятаны зачатки того пока что не имеющего ярлыка, стиля, в котором команде стоит работать в дальнейшем. Ее собственого стиля.

25.03.2005, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)