МЮЗИКЛ  Джелли-песни для русских котов

Cвершилось. В Москве поставлен мюзикл "Cats", официально признанный самым популярным мюзиклом в мире. Корреспондент Звуков - о том, что вам предстоит увидеть и услышать...

Cвершилось. В Москве поставлен мюзикл "Cats", официально признанный самым популярным мюзиклом в мире и побивший все рекорды долголетия и посещаемости. В Лондоне оригинальная версия спектакля демонстрировалась в течение 21 года; за это время шоу посетили 50 млн. зрителей. 18 марта на российскую премьеру приехал сам Эндрю Ллойд-Уэббер (Andrew Lloyd-Webber) - автор "Кошек" и других прекрасных творений: "Призрак оперы", "Эвита", "Звездный экспресс", "Иисус Христос-суперзвезда". Собственно, ко дню рождения композитора (22 марта) и приурочили премьеру (была и другая привязка: март - кошачий месяц).
Уже по самому факту приезда мэтра мы можем судить, насколько важным оказалось для Уэббера это событие: маэстро имеет обыкновение накануне дня рождения вообще не выходить из дому. До сих пор он был в России всего лишь раз: он приезжал в 1988 году на гастрольном показе "Кошек" в исполнении Венской оперы. С прессой господин Уэббер общаться отказался, ограничившись торжественным проходом по красной ковровой дорожке Московского дворца молодежи. Понравилась ли ему наша постановка, неизвестно. Авторы московской версии уверяют, что это - полная "калька" с западных образцов. Впрочем, западные образцы тоже разнятся: ведь мюзикл был показан в 30 странах мира и в 300 городах. В МДМ воссозданы декорации мадридской постановки, в Нью-Йорке оформление сцены было несколько другим.

В остальном же "Кошки" скопированы скрупулезнейшим образом. Так что непонятны чувства "эстетов", которые кривят рот и говорят, что на нашу постановку не пойдут принципиально: пусть-де везут оригинальную. Интересно, почему на четырнадцать языков "Кошек" переводить было можно, а на русский - нельзя? Думается, это типичное проявление нашей совковой привычки поклоняться всему "заграничному" и ругать свое. Текст песен - русский, но перевод, надо заметить, очень даже неплохой. Не стану утверждать, что Алексею Кортневу (а также помогавшим ему Леониду Каганову и другим авторам) удалось передать все нюансы поэтики Томаса Элиота, но, по крайней мере, текст получился живым, в ритм укладывается, ухо не режет, и таких перлов, как в набившей оскомину арии "Белль" из "Нотр-Дам де Пари" ("горбун отверженный с печатью на челе, я никогда не буду счастлив на земле"), при первом прослушивании не обнаружилось.

Постановочный процесс жестко контролировался правообладателями спектакля и постановщиками из Лондона. "Мы воспроизводим оригинальный замысел режиссера, сценографа, дизайнера по звуку один в один, - подчеркнул продюсер российской постановки Дмитрий Богачев. - Какой смысл менять спектакль, менять шоу? Если каждый на своем этапе начнет вносить собственные изменения, то получится черт знает что, а не мюзикл "Кошки". Компания Ллойд-Уэббера, и только она, определяла творческие аспекты этой постановки. Только от них зависело, возьмут актера на эту роль или нет, каким будет свет, какие изменения можно вносить, а какие нельзя".

Руководителям же с российской стороны - режиссеру Егору Дружинину и хореографу Эльвире Таха - была отведена роль ассистентов-консультантов. Егор признался, что, конечно, творчески он был ограничен, но с принципами продюсеров он абсолютно согласен, и работать с мастерами международного уровня было очень интересно.
Гораздо теснее с нашими актерами взаимодействовали хореограф Джиллиан Линн и режиссер-постановщик Кристин Картрайт. Последняя подтвердила: "Я уже ставила "Кошек" в других странах, и скажу, что эти постановки отличаются только уровнем таланта исполнителя". Вместе с тем, госпожа Картрайт была приятно удивлена эмоциональностью российской труппы, пластичностью и великолепной способностью наших актеров вживаться в роль. Многие пытались привнести в роль что-то свое, но - правила есть правила...

На пресс-показе фотографировать не разрешили. Зато специально для фотографов из СМИ устроили специальную фотосессию на пресс-конференции. Что позволило нам своими глазами увидеть, насколько выдрессированы наши "кошки". Пару номеров повторили дважды, затем некоторые моменты были продублированы еще по несколько раз - на разных сторонах сцены, чтобы все фотографы успели найти удобный ракурс. Все движения повторялись с точностью записанных на пленку. "А теперь ту же фразу - только с иронией, и потом замерли", - командует Егор Дружинин, и два десятка человек замирают в неудобных позах, чеканя с презрением: "Что - такое - джелли-коты?!".

Отбор актеров был жесточайшим. На роль кошки Гризабеллы - той самой, которая поет знаменитую арию "Memory", - пробовались около двух тысяч актеров! Елена Чарквиани, победившая в кастинге, имеет солидный мюзикловый опыт: театр-кабаре "Летучая мышь", мюзикл "Дракула", "Свадьба соек", репетиции в "Иствикских ведьмах" и, наконец, роль Киллер Куин в русской версии "We Will Rock You". "Я не ожидала, что роль Гризабеллы окажется такой сложной, - призналась Елена журналистам. - Казалось бы, она появляется на сцене всего три раза, но партия заставляет выкладываться эмоционально полностью, и к концу спектакля я чувствую себя совершенно изможденной". Чарквиани придется труднее всех еще и потому, что ее исполнение непременно будут сравнивать с пением Барбры Стрейзанд, в исполнении которой ария Гризабеллы снискала мировую славу. Зато у Елены есть опыт игры в драматическом театре. Она считает, что русская Гризабелла должна быть еще ободраннее и несчастнее европейских - у нас ведь монетизация льгот и все такое...

В целом труппа довольно молода, есть даже студенты, но большинство уже успело засветиться в московских мюзиклах. Некоторых Егор Дружинин знал лично по "Чикаго" и "12 стульям", однако все проходили кастинг на общих основаниях. С самого начала работы над постановкой был озвучен главный принцип: никаких звезд, критерии отбора сугубо профессиональные.
Фабула мюзикла хорошо известна. Она весьма условна, поскольку нагрузка ее чисто функциональна: соединить отдельные мюзикловые номера, каждый из которых оригинален и неповторим. Действие происходит на городской помойке ("И это самая дорогая помойка в мире", - пошутил Дмитрий Богачев). Раз в год джелли-коты собираются, чтобы узнать, кто отправится в кошачий рай. Счастливчик получит возможность заново пройти земную жизнь. Мудрый Старик Дьютерономи должен выбрать лучшего. Вот кошки и стараются - показывают себя по очереди со всех сторон.

У каждого кота - свой характер. В музыке Эндю Ллойд-Уэбера удивительным образом сплелись джазовые ритмы, литургические хоралы, мелодии в стиле кабаре, свинг, тончайшая лирика. Не менее разнообразна и хореография: здесь вам и степ, и балетные па, и откровенно акробатические этюды. Как известно, актеры в мюзикле должны уметь и петь, и двигаться одинаково хорошо, но в "Кошках" каждая роль имеет свои акценты - или вокал, или танец. Не знаю, был ли доволен мастерством актеров Эндрю Ллойд-Вебер, а нас, простых (хоть и искушенных) зрителей некоторые номера - такие как, например, дуэт Мангоджерри и Рамлтизер - искренне восхитили. По актерскому мастерству эти ребята оставили далеко позади Гризабеллу, хотя "вечным котом" была выбрана именно она.

В целом же спектакль оставляет настроение добротного семейного спектакля. На такие ходят субботним вечером, чтобы провести время с родными, послушать хорошую музыку, посмотреть хороший танец - и дать отдых голове. Постановщики "Кошек" считают, что причина коммерческой несостоятельности мюзиклов в России объясняется отсутствием определенной культуры. "Мы пытаемся сформировать аудиторию мюзикла, стараемся привить новые стандарты музыкального театра. Мы не хотим, чтобы наше подрастающее поколение ходило на фонограммные концерты наших поп-звезд", - говорит Дмитрий Богачев.
С другой стороны, тем, кто привык воспринимать театр как серьезное заведение, на мюзиклы лучше не ходить. По этому поводу мне вспоминается героиня американского фантаста Роберта Хайнлайна, которая выучила русский язык, чтобы читать в оригинале Толстого и Достоевского, и пришла к неутешительному выводу: "Я не знаю наверняка, какова цель русской литературы, но совершенно точно - она создана для развлечения". Так вот, бродвейские мюзиклы совершенно точно созданы не для размышлений и не для сильных душевных переживаний.
Это не хорошо и не плохо - это просто другой вид искусства. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

21.03.2005, Наталья СКЛЯРОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • x: я не сравниваю, я просто говорю, что на мюзиклы люди могут ходить с удовольствием только за отсутствием альтернативы (IMHO, разумеется)
    Написал(a): Imploded, 24/03/2005 11:19
  • Думаю, затея провальная. 20+ лет это как раз срок утиля. Вот еще через 5-10 можно уже начинать ностальгировать. Сейчас ностальгия еще по 70-м, а не по 80-м.
    Написал(a): лопес, 24/03/2005 5:39
  • Как, программки до сих пор продают за деньги?:-)
    Imploded: Вам же объяснили, мюзикл и классический театр - вещи абсолютно разные. Вы еще оперу с кабаре сравните.
    Написал(a): х, 24/03/2005 3:58
  • Ощущения такие, будто посетил заезжий цирк-шапито: обманули, но не слишком сильно. Однако, за 1200 руб. я надеялся увидеть нечто менее халтурное.

    Зал МДМ небольшой, практически с полным отсутствием аккустики (звук цифровой), кресла неудобные и через 10 мин после начала действа начинаешь ёрзать, т.к. попа болит конкретно, как ни сядь.

    Сцена маленькая, даже скажем так: крошечная.
    Если на сцене выстраиваются все участники мюзикла - им становится тесно и они локтями упираются друг другу в животы.
    Из-за экономии денег и места - оркестра нет. Т.е. он вроде как есть: и в финале из-за кулис выходят мужчины в робах, а одному из них даже выдали трубу и баян. Но эти люди "из оркестра" скорее напоминают грузчиков нежели музыкантов.

    Однако, самое неприятное впечатление осталось от исполнения песен и танцев. Сказать "говно" - значит не сказать ничего. Из 20 человек участников проекта голосом, хоть капельку напоминающим то, что должно быть в этом мюзикле обладала одна единственная девушка. Конечно, она исполняла роль второго плана. "Не с тем спала," - шептали в зале. Остальные актеры - задыхающиеся, гайморитные или просто не умеющие петь бывшие студенты ГИТИСа, качующие из шоу в шоу.

    ...В программке за 200 руб., на 95% состоящей из рекламы белья и прокладок, указано "...Кастинг был проведен в рекордные, мгновенные сроки." Это очень заметно.

    Все песни переведены на русский язык, от этого мюзикл только проиграл: Перевод сделан известным Кортневым из "Несчастного случая" - в программке он стал специалистом "студенческого театра".

    ...Естественно зрители ждали исполнения знаменитой "Меморис..." Гризабеллой. "ЗАВЯЛИ УШИ" - это еще мягко сказано. Зал почувствовал наебку практически на первых нотах: исполнительница роли Г. банально не могла понять где находится: хрипела как старый патефон. Атракцион немного спасал громкий звук спрятанного закулисами оркестра.

    В последнем акте Грибазелла шумно вдохнув выкрикивала что-то про память, которую ей отшибло в детстве. "-Поет она так же как и выглядит", - сказал сидящий впереди нас мужчина. Под гримом не было заметно, что грибазелла краснеет от стыда. От стыда краснели все мы. Жуткое зрелище: будто Гурченко заставили танцевать чечетку. Вчера.

    Короче говоря.
    Акрабатические этюды, кульбиты, незаконченные прыжки "але оп" и непродолжительные, но частные заигрывания со зрителями в первом ряду...

    Я сказал, что в сл. раз пойдем смотреть на профессионалов этого жанра - в Цирк на Цветном бульваре. По крайней мере там сальто будет выглядеть как сальто. И при этом акрабатов не будут принуждать петь.
    Написал(a): Tomas, 23/03/2005 22:34
МЮЗИКЛ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить