URIAH HEEP  Март. Сюрреалистические весенние цветы.

Март - смутное время. С одной стороны, в душе и теле уже заиграло стремление к новым подвигам, с другой же хочется забиться в какой-нибудь уютный уголок и дождаться в нем более теплых времен. Герои британского тяжелого рока Uriah Heep частенько проводили март в студии, наводя глянец на очередную порцию новых песен.

Март - смутное время. Вчерашнюю оттепель и ласковое весеннее солнышко то и дело сменяют такие обильные снегопады, каких и зимой-то не было. С одной стороны, в душе и теле уже заиграло стремление к новым подвигам, с другой же хочется забиться в какой-нибудь уютный уголок и дождаться в нем более теплых времен. Однако просто так сидеть в уютном уголке было бы неразумно. Гораздо круче было бы использовать это время с тем, чтобы встретить настоящую весну во всеоружии, и вырваться на залитые теплым ветром и зеленым шумом просторы, что называется, на коне. Девушки-мастерицы весь март роются в старых журналах выкроек и изобретают новые наряды, парни-сорвиголовы все чаще наведываются в гаражи, готовя к новому сезону застоявшиеся без дела мотоциклы. А герои британского тяжелого рока Uriah Heep частенько проводили март в студии, наводя глянец на очередную порцию новых песен.

Так, в марте 1972 года началась запись альбома "Demons & Wizards". Эта программа стала дебютом в рядах группы новой ритм-секции - ударника Ли Керслэйка (Lee Kerslake) и басиста Гэри Тейна (Gary Thain). А также и первым альбомом того состава, который хотя и успел произвести на свет за все время своего существования (1972 - 1974) лишь четыре студийных и два концертных альбома, по праву считается ныне классическим. Программа содержала такие грандиозные хиты всех времен и народов, как "The Wizards" и "Easy Living". Позже исполнять их почитали за честь такие корифеи хэви-метал, как Blind Guardian и W.A.S.P. соответственно. Впрочем, остальные номера на диске были ничуть не хуже. Причем многим вещички вроде "Traveller In Time" или "Poet's Justice" с их квакающими гитарами, ангельскими распевками, журчащим органом, свободно разгуливающим по партитуре басом и предельной "развязкой" ударных нравятся даже больше. Совершенно очевидно, что некоторая рафинированность и даже эстрадность этих номеров, в частности, оказала огромное влияние на наши вокально-инструментальные ансамбли начала-середины 70-х - следы их можно отыскать и в игре ударника Юрия Фокина периода Цветов и Скоморохов, и в вокальных гармониях Песняров, и в наиболее сложных, упрятнанных от худсоветов на вторые стороны альбомов, композициях Веселых Ребят и Поющих Гитар.

В марте 1974 года закончились сессии записи альбома "Wonderworld". К этому моменту Uriah Heep уже успели запомниться широким массам публики более, нежели предыдущие, роковым, по стилистике вплотную приближающимся к Deep Purple, диском "Sweet Freedom". Надо сказать, что сами Deep Purple в ту пору медленно, но верно вступали в полосу кризиса, поэтому нового релиза "хипов" ждали с особенным интересом: смогут ли более талантливые, как композиторы, но незаслуженно обделенные вниманием прессы Uriah Heep воспользоваться наметившейся слабостью конкурентов и занять их место?
Ожидание выхода альбома по ряду причин затянулось до лета. Когда же альбом вышел, оказалось, что "хипы" и не собирались конкурировать с Deep Purple, и судя по всему, посчитали намеченное в "Sweet Fredom" направление слишком скучным для дальнейшего продолжения: новая программа содержала материал еще более мелодичный и рафинированный, нежели "дилогия" 1972 года. Чего стоит хотя бы записанная с симфоническим оркестром песня "Easy Road" или звучащий подобно звуковой дорожке к фильму-сказке финальный "эпик" "Dreams"! Неудивительно, что в дни выхода альбом был раскритикован в пух и прах и продавался из рук вон плохо. Фатальное невезение - несколько лет спустя пластинка дошла-таки до умов и сердец меломанов и заняла в соответствующих рейтингах достойное место. Однако в 1974 году ее неудача была для ансамбля сильным ударом.

В марте 1975 года была окончена запись альбома "Return To Fantasy".
Здесь группа явно пошла навстречу публике, продолжив линию "Sweet Freedom". Публика получила так долго ожидавшийся от группы настоящий (хотя и рыхловатый по нынешним временам) рок. Хотя боевик "Primadonna", в котором можно услышать игру небезынтересного саксофониста Мэла Коллинза (Mel Collins, экс-King Crimson), имел большой успех. Как следствие - диск c ходу попал в Top-10. К этому времени в составе группы уже не было Гэри Тейна - его заменил Джон Уэттон (John Wetton, экс-King Crimson и Roxy Music). Обстоятельства же ухода Гэри сперва из музыки, а после и вовсе из жизни - трагичны и нелепы. На одном из концертов Uriah Heep произошла авария с электропроводкой. Музыкант получил сильнейший удар током. Тогда ему удалось уцелеть, но шок оказался слишком силен. Гэри забросил свой инструмент, замкнулся в себе, отгородился в своем доме от всего мира и пустился в продолжительный алкогольно-наркотический загул. 19 марта 1976 года талантливый басист скончался. Альбом Uriah Heep "High & Mighty", запись которого была окончена в марте 1976 года, стал ему погребальной музыкой.
Особого успеха эта программа не имела, и вскоре Уэттон и вокалист Дэвид Байрон (David Byron) покинули группу. С этого момента в истории Uriah Heep начинается если не черная, то довольно грязная полоса неровных альбомов и бесконечных перемен в составе.

Некоторое просветление снизошло на команду 22 марта 1980 года, когда новый альбом "Conquest" занял 37 место в хит-парадах и продержался в них в общей сложности три недели. К тому времени, впрочем, это была уже совершенно другая группа - на место басиста в 1977 году пришел Тревор Болдер (Trevor Bolder, экс-Spiders From Mars), вакансии ударника и вокалиста чуть ли ни в процессе записи заняли Крис Слэйд (Chris Slade, экс-Manfred Mann) и Джон Сломэн (John Sloman, экс-Lone Star). Программа получилась явно сыроватой, но при этом довольно перспективной. Тем не менее на сей раз остался недоволен результатом один из двух оставшихся в составе команды основателей - клавишник, гитарист и бэк-вокалист Кен Хенсли (Ken Hensley). Вслед за его уходом развалился, как карточный домик, впопыхах сбранный для записи диска состав. Гитаристу Мику Боксу (Mick Box) и вернувшемуся Керслэйку пришлось фактически создавать группу заново.

Несколько поправил дела альбом "Head First", запись которого была окончена в марте 1983 года. Это была последняя полноценная работа группы со звукоинженером Эшли Хоу (Ashley Howe) и последний диск, выпущенный на "Bronze". Альбом добавил концертному репертуару группы песню "The Other Side Of Midnight". В целом это не слишком выдающаяся работа, особенно если сравнивать ее с революционными шедеврами "хипов" образца 70-х. Однако для начала 80-х с их мелодичным хард-роком это было то, что надо.

Март 1985 года ознаменовался возвращением в группу Тревора Болдера и появлением диска "Equator". Продюсирование "попсовика" Тони Плэтта превратило альбом в восьмидесятнический продукт в худшем смысле этого слова. Однако благодаря хиту "Rockarama" новое турне группы получило хорошую рекламу, хотя и в очередной раз раскололо состав. Дело в том, что у "Portrait", филиала "CBS", с которым группа тогда подписала контракт, практически не было мощностей для организации туров группам уровня Uriah Heep. К успеху сингла фирма, уверенная поначалу, что просто подобрала на помойке хорошую, но выдохшуюся группу, оказалась не готова. Организация тура хромала в итоге на обе ноги, и по окончании его надолго потерявший голос вокалист Пит Голби (Peter Goalby) покинул группу. Ушел и клавишник Джон Синклер (John Sinclair - впоследствии его игру можно было слышать на некоторых записях Оззи Осборна).
Казалось, что такого количества ударов судьбы не выдержать ни одному коллективу, но троица "старых коней" в лице Бокса, Керслэйка и Болдера закусила удила.

В марте 1989 года группа разродилась-таки очередным релизом. "Raging Silence" был записан при участии клавишника Фила Лэнзона (Phil Lanzon, экс-Sweet) и вокалиста Берни Шоу (Bernie Shaw, экс-Praying Mantis). Интересно, что этот, собравшийся в 1986 году состав группы по сей день не претерпевал никаких изменений. Некоторое участие в препродукции диска даже принял вроде бы удалившийся от дел группы Эшли Хоу. Альбом оказался очень неплох, а песня "Cry Freedom" год спустя была переиздана в паре с новой версией старенького хита "Gipsy" макси-синглом.

Наконец, в марте 1996 года группа отправилась в очередной мировой тур, по итогам которого был выпущен альбом "Spellbinder". Интересно, что в начале турне прихворнувшего Берни Шоу некоторое время подменял старый знакомец Джон Лотон (John Lawton), голосу которого группа обязана успехом своего хита "Free Me" (1977).

Удивительно, но факт - история Uriah Heep, начавшаяся в далеком 1970 году, продолжается. Похоже, что жизнь закалила этих ветеранов британской стали на славу. И, похоже, весна имеет для этого коллектива огромное значение - именно в это время года музыка группы особенно часто обретала новую жизнь, рацветая, подобно сюрреалистическим цветам с обложек некоторых своих альбомов.

18.03.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)