BILLY'S BAND  Оторвемся по-питерски

Billy's Band пребывают на подъеме. Причем на довольно крутом - акустическое трио абсолютно несовременного инструментального формата крутят по радио и зовут на рок-фестивали. Похоже, такое отношение...

Billy's Band пребывают на подъеме. Причем на довольно крутом - акустическое трио абсолютно несовременного инструментального формата крутят по радио и зовут на рок-фестивали. Похоже, такое отношение - часть широкомасштабного ответа нытикам, сетующим на то, что, дескать, "все сейчас такое одинаковое". Строго говоря, 5'nizza и Паперный Т.А.М. получили широкую известность примерно по той же причине. Разумеется, за здорово живешь никому не стать даже пешкой и даже в такой игре. Поэтому с течением времени группе пришлось отказаться от каверов Тома Уэйтса, начать пользоваться услугами сесионных ударников, а главное - стать несколько ближе к народу. Последний пункт в контексте деятельности группы может вызвать у иного слушателя внутренний протест.
Еще в славные времена SP "Открытка От...", записанного на концерте в петроградском "Red-Club", многие замечали, что алкогольный угар песен группы имеет некоторые тенденции к утрате романтического ореола и превращению в простое кабацкое свинство, хотя музыканты всеми силами и стараются сохранить атмосферу кабаре. Кстати, в этом напряженном балансировании на грани кабаре и кабака был свой смак, свой внутренний драйв. Теперь же группа надолго застревает то на одной, то на другой грани - хорошо еще, что не застряла на какой-то из них навеки. Альбом начинается типичным питерским вечером, плавно переходящим в белую ночь: вокзал, скамейка, баян и молодецкий посвист, наглые голуби, ворующие семчки прямо из кулька и пр. Интересно, что заглавная "Оторвемся По-Питерски" в финале альбома повторяется в более выигрышной джаз-версии, и почему-то кажется, что именно она-то и является основной, а та, что открывает альбом, добавлена для подстраховки. Подстраховка, надо сказать, не нужная и даже в чем-то вредная: старых поклонников группы превращение ее лирического героя из обаятельного злобаря а-ля Хэмфри Богарт в обычную пьянь может скорее отпугнуть, а потенциальные новые уже слушают Неприкасаемых или Ленинград.
Это впадание то в одну, то в другую крайность так или иначе проявляется на протяжении всего альбома. С одной стороны - нежные, спетые от женского лица, баллада "Где Спит Твое Сердце" и романс (да-да, настоящий романс!) "Я Послала Любовь", с другой - мужиковато-глумливое, и такое "близкое к народу", что впору возненавидеть баян за сам факт его существования, "Кладбище Девичих Сердец". А зависающие где-то посередине "Так Я Падал" и "32 Рубля" звучат невнятно.
По счастью, тот Billy's Band, который мы знаем и любим, никуда не делся. На альбоме есть и мрачноватые повествовательные номера на грани прозы и поэзии ("Не Верь Мужикам"), и смурные бытовые зарисовки ("В Голове Блюз" - между прочим, лишь начиная с этого номера, третьего на альбоме, становится понятно, что контрабас ансаблю нужен не для антуража, а действительно, как инструмент со своим неповторимым при помощи бас-гитары звуком), и неспешные беседы за жизнь в вечернем баре, ("В Этом Городе"). Исполняя последнюю, контрабасист Билли Новик порой взревывает, как добрый десяток Луи Армстроногов. Прям щас слезы потекут. Судя по этим номерам, Billy's Band решительно не нужно каким-то особым образом подлаживаться к публике. Их эстетика есть эстетика портового города, где по лестницам гуляют крысы, эхо и сквозняки, где вчерашний карманник запросто становится преуспевающим адвокатом, где грань между культурами так же исчезающе тонка, как и слой штукатурки на стенах. Неважно, Гамбург это, Ливерпуль, или Питер: важно лишь это тонкое ощущение балансирования на границе между сушей и морем, между государственной землей и нейтральными водами, между кабаре и кабаком... Это ощущение у группы есть, и оно - слишком ценная штука для того, чтобы приносить его в жертву сомнительным "коммерческим соображениям".

16.03.2005, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)