За пределами США Beach Boys так и не стали настоящей легендой рока. То есть многие знают, что была такая группа, которая стартовала в 60-х чуть ли не раньше всяких там битлов с роллингами, однако альбомы их можно найти лишь в коллекциях отдельных эстетов. Периодически прорывающиеся в радиоэфир песенки типа "Fun, Fun, Fun" или "I Get Around" тоже энтузиазма не прибавляют - в сравнении с работами тех же битлов и роллингов они звучат обескураживающе наивно и старомодно. Пол Маккартни до сих пор называет "Pet Sounds" своей любимой пластинкой 60-х? Элис Купер ставит этот диск в своем личном хит-параде на одну строку с "Sgt Pepper Lonely Heart's Club Band"? Ну и что? Нашему брату они не указ - вон, "Fuzz" (2000. - 9) в рецензии на переиздание "Pet Sounds" оценивает группу как "прилизанных штатовских двойников" The Beatles, и баста.
Однако не все так просто. Как и положено по законам жанра, за этим безоблачно-американским фасадом скрывается полный шкаф скелетов. К середине 60-х басист, клавишник и основатель группы Брайан Уилсон (Brian Wilson) заработал нервный срыв, на какое-то время даже оглох на одно ухо и в очередной гастрольный тур не поехал, вручив свой инструмент двойнику: немногие знают, что прочно вошедший в поздний состав группы Брюс Джонстон поначалу был приглашен в команду всего лишь, как концертный имитатор Брайана. А сам босс засел за подготовку материала концептуального альбома "Smile", способного, по его замыслам, заставить воспринимать поп-музыку, как настоящее искусство и стать "симфонией во славу Господа". Ситуацию, когда группа убыла в турне, а ее ведущий музыкант заперся в студии, ваяя нечто, изначально задуманное, как шедевр, нормальной назвать трудно. Тем более, что когда принимаешься за работу с мыслью "а не создать ли мне шедевр?" - ничего хорошего, как правило, не выходит.
Надо ли говорить, что со своими студийными экспериментами Брайан, мягко говоря, перемудрил, а вернувшиеся из тура товарищи по команде в подготовленный к разучиванию материал, мягко говоря, не врубились. А если точнее, просто его отвергли. Из всего альбома выжили лишь две песни: несколько видоизмененная "Heroes And Villians" вошла в "облегченный" "Smiley Smile" 1967 года, а "Surf's Up" стала темой одноименного диска 1971 года.
Долгое время считалось, что большая часть материала "Smile" погибла во время пожара в архивах студии "Capitol", а то, что осталось, уничтожил в припадке ярости сам Брайан. Злые языки даже утверждают, что это случилось вскоре после того, как до Америки дошел все тот же битловский "Сержант". Тем не менее пленки уцелели. Пару лет назад содержание их стало доступно широкой общественности благодаря варезным mp3-архивам, а в 2004 году сам старина Уилсон решился начать-таки с нуля и записать "Smile" заново, шаг за шагом восстановив все его мелодические и аранжировочные хитросплетения. Если учесть, что к настоящему моменту из всех трех братьев Уилсон в живых остался он один, и вообще, никто из Beach Boys давненько не баловал слушателя новыми программными работами, это становится особенно интересным. Правда, материал в данном случае явно не новый, но... "Когда приходит срок, запас песен у автора просто иссякает, - рефлексировал Брайан в интервью "Rollin' Stone" еще в далеком 1976 году, - В последнее время я стал замечать, что не могу закончить начатую песню..." Раз так - почему бы не порыться по сусекам в поисках хорошо забытого шедевра?
Вопреки ожиданиям, окончательный вариант "Smile", записанный всего лишь за четыре дня - с 13 по 17 апреля 2004 года, оказался совершенно непохож ни на калифорнийский, ни на британский психоделический поп конца 60-х. Хотя ко второму Брайан подобрался довольно близко: альбом полон пассажей на клавесинах и мюзик-холльно-цирковых призвуков, а по буклету раскиданы черно-белые картинки в духе Джона Тенниела, самого первого иллюстратора "Алисы В Стране Чудес". В номере "I'm In A Great Shape I Wanna Be Around Workshop" Брайан и компания вовсю орудуют дрелями, пилами и молотками, это напоминает и Rolling Stones периода "She's A Rainbow" и бутлеговые концерты Pink Floyd. Хотя, тут скорее имеет место эффект обратного действия: та же сложнопостановочная "Heroes And Villians", похоже, даже в версии Beach Boys оказала несомненное влияние и на E.L.O., и на Procol Harum, и даже на молодых Genesis. А вот на альбомы основной группы Брайана, в частности, на тот же "Pet Sounds", запись действительно похожа. Конечно, саунд Beach Boys сейчас воспринимается совершеннейшим анахронизмом, и трудно сказать, следовало ли реставрировать данную "звуковую стену" с точностью до последнего таракана на обоях. Результаты этой "реставрации" особенно хорошо слышны в новой версии закрывающей альбом знаменитой "Good Vibrations" - многослойные гармоничные распевки, как и в далеком 1966 году, почти не оставляют в звуковой картине альбома места не менее многочисленным инструментальным партиям.
К тому же альбом получился отнюдь не попсовый. При первых прослушиваниях семнадцать составляющих его звуковых фрагментов протяженностью от одной до четырех с половиной минут покажутся всего лишь притянутыми друг к другу за уши и зашлифованными плавными переходами от одной темы к другой разнокалиберными обрывками мелодий. Послушать чуть дольше - возникнет стойкое ощущение, что имеешь дело с развернутым самодиагнозом состояния глубокой шизофрении. Причем в 1967 году такое подозрение при прослушивании альбома, осиль-таки его Beach Boys, было бы недалеко от истины. И лишь прослушивая диск раз где-то в десятый, понимаешь наконец, в чем, к примеру, заключается истинный кайф песенки "Song For Children", и почему "Surf's Up" должна быть ее составной частью, а не самостоятельным произведением.
И все равно, даже после такого долгого "въезда" альбом обречен остаться для большинства слушателей всего лишь пестрым лоскутным одеялом и забавным реликтом золотого века рок-музыки. Похожая ситуация лет десять назад наблюдалась с альбомом "PsychoDerelict" Пита Тауншенда, который первоначально задумывался, как альбом The Who и должен был выйти в свет где-то в промежутке между "Tommy" и "Who's Next". Отложенный до лучших времен, этот диск позже оказался совершенно ни к месту и ни ко времени.
Однако ценность этого релиза уже в том, что с его появлением в истории рок-музыки стало еще одним белым пятном меньше. "Smile" ставит жирную точку в очередном долгом споре на тему, "а что бы было, если бы...", а меломаны ставят его на полочку рядом с недавним "Let It Be... Naked". Шестидесятитрехлетний Брайан может облегченно вздохнуть: он наконец-то смог хоть в чем-то сравняться с заокеанскими "конкурентами".

10.03.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Brian WILSON - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 20 июня 1942
Место рождения: Hawthorne
Релизы:
2004 Smile

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Бьется родная, в экстазе пылая – МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Владивосток 2000" - новая банкнота, которую наголосовали РФ фанаты Мумий Тролля »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Оранжевое настроение – BILLY'S BAND Billy's Band дадут два осенних концерта в Москве »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Корабли на небо – Макс ХОБОТОВ Памяти Макса Хоботова »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника17/10

1967 – В Нью-Йорке состоялась премьера рок-мюзикла «Волосы». Это первый в мире психоделический мюзикл, который живописует красоты хиппи-движения 1960-х  »»

1972 – Родился знаменитый "белый рэпер" Эминем aka Slim Shady (настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III), самый продаваемый артист 2000-х  »»

1995 – Во время интервью журналу The Observer Ноэль Галлахер пожелал Дэймону Олбарну «сдохнуть от СПИДа»  »»

Cozy COLE

Steve GIBSON

Luiz BONFA (1922)

Barney KESSEL (1923)

Rico RODRIGUEZ (1934)

Jim SEALS (1941)

Howard ALDEN (1958)

Сергей ВЫСОКОСОВ (1966)

Ziggy MARLEY (1968)

Kim LJUNG (1971)

Свежая реплика

Един в трех лицахOVAL 29/09/2017 01:22 от Sonya Sokolova 29 и 30 сентября, 1-3 октября. Поправили, приносим извинения. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить