РАДИО  В Москве появилась хип-хоп станция!

Сегодня ночью в Москве появилась хип-хоп-рэп-соул-RNB-станция.

Чудны дела твои, господи. Одна из московских радиостанций, ностальгическая и "фолковая", переехала на другую частоту, чтобы расчистить путь для продвинутого музыкального проекта - радио NEXT формата R'N'B. А буквально за неделю до этого другая радиостанция превратилась в один из самых консервативных музыкальных каналов, с песнями Миронова и Высоцкого в эфире.

Радио Тройка 105.2, детище "ГАЗПРОМ-Медиа", доставшееся ему в качестве конфиската после развала "Медиа-Моста", сначала задумывалось как станция формата "фолк". Известно, что в любой стране местный музыкальный материал будет всегда более востребован на радио, чем иностранный. Однако к тому времени все русскоязычные форматы были разобраны - "Русское радио" фактически обладало монополией на русскую попсу, "Наше радио" - на рок. Это уже потом "ГАЗПРОМ-Медиа" решило отъесть от "Русского радио" кусок и создал радио "Попса". Тогда же руководство холдинга старалось придерживаться принципа "be different or die" - "отличайся или умри", и попыталось разработать новую жилу. Первоначально
"Тройка" транслировала русский псевдофолк - Кадышеву, Бабкину, слегка разбавляя его эстрадой в духе Вадима Казаченко. Информационное наполнение обеспечивал одиозный персонаж Шура Каретный с его "чих-пых-новостями". Однако несмотря на тяжелую артиллерию вроде Михаила Швыдкова, приезжавшего на презентацию, и горячую поддержку Бабкиной, которой наконец нашлось место и на радио, проект особого успеха не снискал. Слушатели у станции были, но до лидеров ей было слишком далеко. Постепенно "фолковый" вектор стал смещаться в сторону поп-музыки, и в последнее время в эфире "Тройки" звучал сложный микс из шансона, эстрады, поп-музыки и фольклора. Но рейтинг станции упорно не рос, и менеджментом "ГАЗПРОМ-Медиа" было принято беспрецедентное решение.

Всего в холдинг "ГАЗПРОМ-Медиа" входят пять станций: "Тройка", "Первое популярное радио - Попса", "До-радио", "Спорт-FM" и "Эхо Москвы". Из них (за исключением "Эха") хоть какого-либо успеха сумели добиться 'Тройка' и 'Попса', во многом благодаря тому, что они находятся в верхней части FM-диапазона (частоты больше 100 МГц). К нему слушатели привыкли, и именно там они шарят, крутя ручку настройки, в поисках любимой музыки. 'Эхо Москвы' 91.2 не в счет - слишком это старый брэнд. В итоге, задумав новый проект 'NEXT', руководство решило освободить для него известную частоту 102,5 в 'верхнем' FM-диапазоне, передвинув 'Тройку' на частоту почти всеми забытого 'Спорт-FM'. В ночь на пятницу, в 00:01 переезд состоялся. Теперь на 102,5 радио 'NEXT', на 90,8 - 'Тройка'. 'Спорт-FM' канул в лету - в России спорт и по телевизору не очень смотрят, а уж по радио тем более не слушают.

Как сказано в пресс-релизе, радио 'NEXT' - это "композиции в стилях хип-хоп, рэп, фанк, соул; информационные выпуски, познавательные и развлекательные программы. Соотношение англо- и русскоязычного материала - 50/50". Перспективы этих музыкальных жанров в радиоэфире радужными не кажутся. Каста', Децл, Eminem и Outkast в лидеры хит-парадов пробиваются, мягко говоря, редко. Да и Мэрайю Кэри любят больше за внешность, чем за вокальную эквилибристику. Правда, Сергей Кожевников, руководитель 'РМГ' ('Русское радио') назвал R'N'B в интервью журналу 'Компания' перспективным форматом, но это не результат маркетинговых исследований, а его, Кожевникова, личная интуиция. Опыта же создания в России успешных маргинальных станций пока не было - достаточно вспомнить ту же "ULTRA".

А за неделю до этого покупатели радио "Куранты" создали на его рок-н-ролльной могиле музыкальный канал, напоминающий питерскую "Мелодию". Последние месяца два на 89,9 звучали только рождественские англоязычные песенки. Но недавно хозяева станции (те же, что и у "Радио 7 На Семи Холмах") прервали затянувшееся рождество и запустили в эфир новый формат. Он включает песни в исполнении Андрея Миронова, Владимира Высоцкого и самые надежные, десятилетиями проверенные западные эстрадные хиты. Надо сказать, что это не первая станция, эксплуатирующая ностальгию по молодости, но успех таких проектов не очевиден - если "Авторадио" и "Диско" это удалось, то "Нашему времени на Милицейской волне" - нет. Кроме того, транслируя на 89,9 песни старины глубокой, "Радио 7" в каком-то смысле создает конкуренцию самому себе: "семерка" - тоже станция не для тинейджеров.

25.02.2005, Святослав БИРЮЛИН (ЗВУКИ РУ)