TRISTANIA  Ashes

Пару лет назад кто-то справедливо подметил: в том, что сейчас причисляют к готик-року, собственно музыка постепенно отходит на второй план относительно концептуальности и театрализации шоу - проще...

Пару лет назад кто-то справедливо подметил: в том, что сейчас причисляют к готик-року, собственно музыка постепенно отходит на второй план относительно концептуальности и театрализации шоу - проще говоря, антуража. Ну, а поскольку в настоящий момент готический стиль в который раз медленно, но верно выходит на финишную прямую предсмертной массовости, неизбежна некая "форматизация" жанра: с одной стороны, завоевание внимания массового слушателя, с другой - некое упрощение в расчете на его, же родимого, восприятие. Поэтому, в частности, группа Tristania начинает свой новый альбом сразу с песни, а не с инструментальной псевдо-симфонической интродукции минут на пятнадцать.
Стиль, в котором работает этот норвежский септет (ух!), появился на свет не вчера и даже не позавчера. Еще лет десять назад даже наша родная команда Dreaming Soul вовсю эксплуатировала это сочетание гитарного скрежета и невесомых клавишных пассажей, ангельского сопрано и дьявольского рыка. Довольно узкий, этот жанр в конце концов породил своих "звезд" класса Theatre Of Tragedy и Lacuna Coil, чьи опусы смогло переварить, хотя и (перед самой кончиной) даже блаженной памяти радио "Ультра". Видимо, чтобы как-то выделиться, Tristania имеет в своем составе аж трех свободных вокалистов. Видимо, такой расклад помогает им красиво передвигаться по сцене во время выступлений и разыгрывать некие жанровые сценки. Других причин, честно говоря, не имеется: вокальных гармоний той степени профессионализма и насыщенности, что, к примеру, можно услышать на альбомах или концертах Therion, здесь не услышать. И вообще, нормально петь из этих троих умеет только Vibeke Stene. То есть с точки зрения приверженцев готического-дума все остальное, несомненно, тоже вокал, но... Сомнительно, чтобы способностей гитариста и басиста не хватило бы на злобный рык и мрачную мелодекламацию (особенно отчетливо этот "расклад" по мужским голосам слышен в композиции "Circus"). Не настолько сложны их инструментальные партии.
Если совсем честно, музыка группы чуть ли не механически слеплена из лежащих на поверхности клише. Клише настолько унылых, что впору объявить сам инструментальный состав класса "гитара (одна) - бас - клавиши - барабаны" при наличии свободного вокалиста попсовым по определению. Не спасает даже звучащая в трех композициях виолончель. Ну да, имеются, конечно, такие приметы готического дума в его неподверженной поп-упрощению стойкости, как частые смены ритмов и мелодических линий или остервенелые дроби ногами по басовым барабанам ("Endogenisis", например), ну и что? Всем этим фишкам, напоминаю, уже десять лет. Если не больше.
И если в бы в 1995 году над этим альбомом все бы восхищенно вздыхали: "Как тонко!", "Как оригинально!", то сейчас пришла пора трезвых оценок. Говорят, что "столь тяжело и величественно Tristania еще не звучала". Видимо, для группы это действительно большое достижение. Однако ценность его с точки зрения пройденного рок-музыкой за последние десять лет пути, мягко говоря, сомнительна.

16.02.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)