БОСХ С ТОБОЙ  Птицы и рыбы

Первое, за что хочется отметить группу "Босх с тобой", - это название: и вполне симпатичный каламбур, и демонстрация неплохой эрудиции, и, если хотите, кратко сформулированное творческое кредо....

Первое, за что хочется отметить группу "Босх с тобой", - это название: и вполне симпатичный каламбур, и демонстрация неплохой эрудиции, и, если хотите, кратко сформулированное творческое кредо. Второе - происхождение: ещё одни представители отечественного инди-сообщества, которое в последнее время все чаще преподносит приятные сюрпризы и заставляет говорить о себе всерьез. Если точнее, "Босх с тобой" - это сайд-проект лидера давно известной в узких кругах группы "Пилоты в дыму" Димы Т. Pilot'а, он здесь ответственен и за концепцию, и за большую часть инструментов, и за звук. Как часто случается, сайд-проект заслужил чуть ли не больше лестных отзывов, чем основное детище музыканта: "Босх с тобой" уже зачислен в пока немногочисленный, но вызывающий уважение сонм русских групп, играющих пост-рок.

И с этим стилистическим определением поспорить трудно, "Птицы и рыбы" - это и вправду масштабное пост-роковое полотно, сделанное со знанием всех сложившихся канонов жанра. На 49 минут приходится три объемных трека с концептуальными названиями, все вместе - этакое музыкальное описание флоры и фауны, тех самых птиц и рыб, с непременным щебетом первых в начале альбома. Основное звуковое наполнение диска - неспешный гитарный эмбиент. Один короткий и аморфный мелодический пассаж вяло сменяет другой, постукивают барабаны и перкуссия, все завораживающе гудит и переливается, порой в эту тихую гармонию врываются сэмплы голосов и аккордов - врываются, впрочем, не агрессивно и ненадолго, служа в первую очередь некоторому разнообразию композиций. Эмоциональная кульминация и предполагаемый катарсис наступают ближе к концу второго трека, когда атмосфера нагнетается до совсем уж тревожной, тихая гитара неожиданно начинает реветь, жужжать и фонить, а ударные словно просыпаются и истово бьются в истерике. Заканчивается эта пылкая часть некой глубокомысленно-невнятной тирадой в конце композиции "Новый ноль для большого пустыря", после - вновь медитативные переборы и наигрыши, иногда волнуемые резкими гитарными рифами, птица спит, рыба плывет.

Любителю пост-рока все это, скорее всего, придется по душе, по крайней мере сперва - в конце концов, музыканты явно понимают, что к чему, и отрабатывают все приемы четко и без ошибок. Другой вопрос, что за имеющимися толком и расстановкой куда-то потерялось чувство приобщения к некой метафизической тоске, которое в подобной музыке обычно и выходит на первый план и заставляет погружаться в длиннющие заунывные композиции без остатка, переживая их буквально-таки нутром. "Птиц и рыб" довольно сложно дослушать до конца - вялый эмбиент сам по себе быстро начинает утомлять, а передать какие-либо эмоции у музыки так и не получается. Проблема, вероятно, в том, что диск этот сугубо (и, скорее всего, осознанно) вторичен: не вдаваясь в длительные описания, можно было бы попросту сказать, что общий саунд альбома весьма напоминает группу Labradford, а пресловутая кульминация - подобные же гитарные истерики Mogwai. То есть все это мы уже слышали, и не раз - и, кажется, привычные выразительные средства уже не работают, поистерлись и потеряли свежесть. "Босх с тобой" многое хочется простить - за название и за происхождение, хотя это все-таки не о том, что "может собственных Платонов", а о том, что и в России пост-рок слушали, усвоили и могут играть. Но в соседстве с русскими же Silence Kit, которые смогли-таки придумать нечто свое и заставить подобную музыку звучать свежо и по-настоящему впечатляюще, "Босх с тобой" смотрятся лишь необходимым фоном, толковым, но совершенно необязательным сайд-проектом.

07.02.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)