РАЗНЫЕ ЛЮДИ  Акустика

По формальным признакам (отсутствие электрических гитар, эл. баса и барабанов) это, конечно, акустическая пластинка. Но звучит она на редкость плотно и полноценно, - все-таки не сольник Александра...

По формальным признакам (отсутствие электрических гитар, эл. баса и барабанов) это, конечно, акустическая пластинка. Но звучит она на редкость плотно и полноценно, - все-таки не сольник Александра Чернецкого, а полногрупповая запись со множеством используемых инструментов: труба в руках нового участника группы Ивана Васильева и бурный мультиинструментализм Чижа (рояль, аккордеон, баян, перкуссия и, конечно, гитара). При том всё это изобилие не только не перегружает звук и не утомляет психику, но, напротив, превращает последнее творение Разных Людей в самый, наверно, легкий и веселый их альбом. На языке все время вертятся слова "капустник" или "хэппенинг", что, опять-таки формально, может быть обосновано стремительностью работы, - "Акустика" сыграна-записана-сведена ровнехонько за 20 дней, с 26 марта по 16 апреля, да и то не сплошным сидением в студии, а бойцовскими туда набегами. Но непринужденность исполнения вытекает не из какой-либо небрежности или халявности, а, напротив, из очевидного мастерства всех музыкантов, которым не нужно многомесячное корпение над знакомым материалом, и для которых чувство локтя и свобода самовыражения - лучший стимул к творчеству. Непрофессионал тут всего один - Инна Чернецкая (бэк-вокал), но ее милое дилетантство (не переходящее, впрочем, в лажу) впечатления не портит, а придает песням еще большую теплоту, и привносит в их восприятие даже некую ностальгическую нотку: были же времена, когда друзья и любимые приглашались на запись охотнее, чем виртуозы-сессионщики, и дело тут было вовсе не в скудости денежных средств...
Не знаю, таков ли был глубинный замысел, но по результату даже грустные песни здесь звучат, скорее, жизнеутверждающе, - так же как и программно-серьезные "Superбизоны" и "Ворон". Тем более - лирика ("Ты здесь", "20 и 6"). Что ж говорить о "Рабочем" и "Русском" рок-н-роллах (приятно, что эти старинные вещи наконец-то зафиксированы в студии), - тут сам музыкантский бог велел похулиганить. Интересно, что аранжировочные решения вернули большинству песен их изначальный стилистический рисунок, который можно было отследить по сольным исполнениям Чернецкого, но который в "электрических" альбомах и былых концертных решениях оказывался заслонен традиционным мощным хардом РЛ: "Жизнь" и "Пришел с войны", например, снова стали кантри, "Ты здесь" - софт-джазом, "Рабочий рок-н-ролл" с женскими подпевками (второй бэк-вокал - Марина Опара) теперь напоминает о классической продукции "Motown", а "Ворон" несколько неожиданно оказался балладой в духе "Boat on the River" Styx. Об источниках и составных частях рока напоминают и ненавязчивые цитаты из, скажем, The Beatles (не только привычная "She loves you" в "Жизни", но и "Here comes the sun" в "Superбизонах") или Led Zeppelin ("Black dog" в "Рабочем рок-н-ролле"), - и они здесь удивительно уместны. Сколько велось уж баталий вокруг т. н. "русского рока", сколько "фи" было брошено его приверженцам, - ан, выходит, что нет такого жанра: есть - просто рок. Или рок-н-ролл, если угодно. Глобальная форма с локальным содержанием, как определяют музыковеды. И это определение вовсе не обидно, - особенно в применении к Разным Людям. Потому что группа играет именно рок-н-ролл на хорошем западном (мировом) уровне - играет умело и со вкусом, - но при этом наполняет его тем, что максимально близко и понятно именно русским слушателям. И это получается у Разных Людей на пять баллов: гармонично и непротиворечиво.

03.02.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)