СОБАКИ КАЧАЛОВА  На Луну!

Мелодичный, ироничный, чуть меланхоличный - все это новый диск Собак Качалова. У него, правда, очень мало шансов получить интерес широкой публики. И не стоит винить в этом дирекцию Первого канала или...

Мелодичный, ироничный, чуть меланхоличный - все это новый диск Собак Качалова. У него, правда, очень мало шансов получить интерес широкой публики. И не стоит винить в этом дирекцию Первого канала или форматных радиостанций.
Трио "СК" работает стандартным рок-составом в одну гитару. Впрочем, в нужных местах Макс Ильин - фронтмен группы, автор всей музыки и почти всех текстов - накладывает вторую гитарную партию, сочетая чистый звук и дисторшн ("Колыбельная") или квакушку ("За минуту до"). Как это обычно бывает при таком составе, львиная доля работы приходится на ритм-секцию. Ритм "Собак" удачно проходит по тонкой грани между вспомогательным элементом музыки и ведущей ее составляющей, не впадая ни в одну из крайностей. Иногда Ильин выдает соло ("Помпеи"), но по большей части именно несложный, чуть качающий бас и ударные создают необходимую насыщенность звука. Гитара просто кладет сверху текстуры. Барабаны иногда синкопируют ритм ("Пух", "За минуту до"), но чаще именно они несут музыку вперед, заряжая ее драйвом. Иногда в аранжировках мелькает флейта ("К.С.М. (звезда)") или звучат скрэтчи, но очень редко.
Так что же тогда, блин, плохо, если все хорошо? А нехорошо то, что На Луне не открыто абсолютно ничего нового. У "Собак Качалова", увы, нет ничего, что хоть как-то отличало бы их от других групп, играющих, пардон, русский рок. Все уже было - за что ни возьмись. Ильин звучит то как старый Макаревич, то как молодой Бутусов. В его текстах нет пошлостей, но штампов столько, что еще один уже не влезет, и даже пресловутая ироничность - когда о ней вспоминают - ничего не спасает. В самой музыке тоже нет ничего, на чем мог бы задержаться глаз, сиречь ухо. Гитарные партии на чистом звуке вяло ползают по тем же последовательностям нот, что и десятки групп до "Собак"; проигрыши в духе "Всех собак" звучали еще в звукорядах советских фильмов ранних 80-х и с тех пор были удачно выжаты Мегаполисом; неужели ничего другого нельзя было придумать? Здесь даже не пахнет энтузиазмом - кажется, что на диске 13 раз записана одна и та же мелодия, просто чтобы что-то звучало на тринандцати куплет-припевных схемах, предсказуемых, как День Сурка. Дополнительные гитарные текстуры иногда неплохи, но их просто не на что наложить. По крайней мере, Ильин не так уж часто сползает в игру аккордами... Ритм, как и было сказано, неплох, но здесь помог бы разве только drum 'n' bass.
Именно такие диски убивают классический "русский рок" вернее сотни самых ядовитых злопыхательских статей. Путешествие "На Луну!" будет иметь смысл только в том случае, если вы никогда не слушали ни "Нау", ни Машину Времени, ни "Мегаполис". И даже если не слышали - лучше послушайте их. Возможно, именно для этого этот диск и записывался?..

15.01.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)