СБОРНИК  Rock-Zone: X-treme II

Последняя в советской России крупная рок-радиостанция, ведавшая музыкой экстремального формата, приказала долго жить - и теперь сборники в ее "формате" приобретают особый смысл. Только из них можно...

Последняя в советской России крупная рок-радиостанция, ведавшая музыкой экстремального формата, приказала долго жить - и теперь сборники в ее "формате" приобретают особый смысл. Только из них можно узнать теперь свежие музыкальные новости.
Однако особых откровений от этой компилляции ждать не приходится. Большая часть представленных здесь песен датирована 2003, а то и вовсе 2002 годами - впрочем, даже шедевры этого года тоже хорошо всем известны. Хэдбенгеры уже успели потрясти башками под "Mein Teil" на концерте Rammstein - к тому же, в концертном звучании вопли поджариваемого заживо д-ра Лоренца выходят убедительнее. Единственная новая вещь на сборнике лучших песен финской киндергартен-метал-банды H.I.M. "And Love Said No" уже собрала свой урожай смешанных с черной тушью девичьих слез.
А сколько раз на молодежных панк-тусовках была нажата клавиша "следующий трек", едва лишь в динамиках раздавалась "Down" Blink-185!.. "Давай дальше, она не рульная ни разу..." - так оценивали "реальные пацаны" эту попытку группы выйти за рамки серф-панка и показать себя настоящими артистами. Похоже, ротация кадров в этом жанре происходит с той же скоростью, что и в обычной попсе - и теперь Bowling For Soup со своим боевиком "1985" способны выхватить у "блинков" окровавленное и заплеванное переходящее знамя панк-революции - подобно тому, как сами "блинки" в свое время оттяпали оное знамя у Green Day. Если же это не получится у "боулеров" - на подхвате стоят Donots ("We Got The Noise").
Неплохой образчик кантри-кора "Bitch" от Clawfinger так и пролетел мимо общественного сознания. Жаль, но мужиковатое веселье сейчас явно не в моде. Даже непрошибаемые некогда Backyard Babies, судя по "A Song For Outcast", малость подустали и сползли в минор. А жизнерадостному рок-н-роллу "Trill Me" Undertones при всех его достоинствах чего-то явно не хватает. Теперь в моде - политкорректная версия садо-мазо с пикантной приправой из некрореализма. Здесь на одну линию с Rammstein выдвигаются апологеты "новой немецкой жестокости" Oomph! ("Sex Hat Keine Macht"), компанию которым составляет маленькая девочка с большим ножом - в лучших традициях последних ужастиков. И хоть после пары лет сплошных фильмов о вампирах, встречая в метро очередную крашеную брюнетку в серебряных погремушках, на автомате тянешься за дежурным осиновым колом, следует признать - песенка "5 Jahre" у команды L'ame Immortelle получилась неплохая, и даже о отчетливым эстрадным (не путать с попсовым) послевкусием. Хотя от обложки их последнего альбома по-прежнему передергивает. Кстати, и Oomph!, и L'ame Immortelle поют по-немецки и при этом имеют определенный успех. Похоже, времена давно уже неактуальной гегемонии английского как международного языка поп-музыки постепенно уходят в прошлое.
За то время, пока Guano Apes корпели над "Quietly", легион "плохих девчонок" успел отыскать себе новых кумиров. Для кого-то идолом стала ню-металлическая Exila: хрипящая вокалистка, гитарный скрежет и пока еще модное настроение песенки "Stop Playing God" в стиле "dark side" в нашем глухом самогонном краю покатят хорошо, особенно после пары рюмашек. Кто-то порадуется чуть более жизнерадостному и менее глоткоразирающему боевичку "Everyday's A Weekend" от Die Happy. И, увы, лишь немногие оценят по достоинству шикарную "Who Do You Dance For?" вот уже пару лет вызывающей такой же пристальный интерес "тех, кто понимает" девичьей команды Sahara Hotnights.
Infusion в номере "Girls Can Be Cruel" экспериментируют с танцевальными ритмами и необычными звуками. Похоже, мечтают о лаврах Бека. Что ж, может быть, они их не заслужат, хотя это произойдет явно не сейчас, а чуть позже. А вот что делает здесь откровенно попсовая по меркам определения "extreme" псевдо-регги-баллада "Love Song" команды 311 - совершенно непонятно. Вот на сборнике серии "Modern" ей бы место нашлось - хотя и там сей опус воспринимался бы бледновато. Еще один парень, Brooks Buford ("Motivated"), в который раз пытается накрыть своим творчеством и рок и рэп, совместить жизнерадостный драйв поп-панка с гнусавым бормотанием, тонкими до противности усиками, распальцовкой и голдой в ушах.
Обрамляют этот сувенирный набор два равноценных по необязательности произведения. Довольно занудный "Club Foot" Kasabian его открывает, а так и не ставший настоящим хитом позапрошлого года "Penny Racer" - забавный, но малополезный гибрид Foo Fighters с современной и чуть облегченной Metallica от Cave In - закрывает. Не стоит забывать, что нам действительно нужны посредственные коллективы. Хотя бы в таком качестве. Без фона, на котором бы выигрышно смотрелось что-нибудь еще, сейчас нельзя.
Как и многие другие сборники этой серии, "X-treme II" - словно моментальный снимок экстремальной музыки в целом. Когда-нибудь на этом материале будут изучать год за годом происходившую в этом жанре смену тенденций и приоритетов.

13.01.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)