NEGATIVE  Позитив от Negative

Очень часто и отечественные, и зарубежные знаменитости демонстрируют на концертах что угодно, но только не считавшийся когда-то абсолютно нормальным отвяз. Такой яркий и жизнерадостный расколбас, как у Negative, москвичи последний раз имели возможность наблюдать разве что на концерте Scissor Sisters.

Легко догадаться, чего ждали собравшиеся на концерт финской команды Negative представители модной московской молодежи. Как же, ведь это еще одна группа с родины H.I.M., Rasmus и 69 Eyes! По дороге в "Точку" многочисленные мальчики и девочки - преимущественно брюнеты и брюнетки (крашеные), - деятельно уродовали рекламные постеры "The Best FM" лозунгами типа "Верните "Ultra", гады!!!", вспоминая те золотые времена, когда на волнах безвременно почившей радиостанции покачивалась мрачно-завлекательная песенка "After All". Так уж вышло, что других песен молодой финской команды большая часть приваливших на концерт не слышала, а если и слышала, то по молодости и неразумности свято верила, что это и есть "тот самый лав-метал". В зале тем временем уже некуда было деваться от подведенных черной тушью глаз, черных бархата и латекса, а также завлекательных сеточек на различных частях девичьих тел. Иные модницы гордо демонстрировали сочетание фетиш-туфель с камуфляжными портками и звездами в волосах. Лишь немногочисленные в зале ребята чуть постарше, на некоторых из которых даже можно было разглядеть в клубной полутьме майки с логотипами Guns'N'Roses, загадочно и понимающе ухмылялись.

Концерт открыла очередная "тематическая" отечественная группа. Музыка этих шестерых одетых в черное мальчиков представляла собой устойчивое сочетание среднетемпового бита ударных, мерной поступи баса, дружного рева двух гитар, леденяще-сосулистых клавиш и одиноких попыток вокалиста изобразить ломающимся подростковым голосом некое подобие пения в низком регистре. Совершалось все это преимущественно в ля- и ми-минорных тональностях, за пределами которых группе было неуютно. Особенно когда мальчики пытались сыграть под конец своего отделения "Kiss Me, Kill Me" U2. Собравшиеся в амфитеатре за особым столиком дамы из числа "по-настоящему разбирающихся во всем готическом" лениво и мрачно посмеивались над особо банальными рифмами либо кисло морщились, если в песне разогревающей команды встречаля совсем уж явно откуда-то содранный кусок. Зачем группе два гитариста, так никто и не понял. Зачем группе клавишник, не знал, похоже, и сам клавишник - добрая половина его партий, сыгранных на одном звуке, так и потерялась за стеной гитар. Это при том, что добрую половину самого концерта он вообще ни на чем не играл, а просто глупо тусовался по сцене.

После некоторой паузы, во время которой техники совершили последнюю быструю проверку заранее настроенных инструментов, зазвучало синтезаторное вступление, и на сцене материализовались настоящие герои вечеринки. Более попугайски-пестрой команды не видел, похоже, даже Лос-Анжелес ревущих 80-х. Гитарист Ларри, на промо-фото смотревшийся романтичным юношей с горящими глазками, в концертном варианте оказался неким подобием Слэша-в-молодости - грива волос, куча татуировок, гитара "Les Paul" и сигарета в зубах. Другой гитарист, Кристус, щеголял в розовой бандане, розовом галстуке и с розовой гитарой "Fender Jaguar". Куча косичек со вплетенными в них ленточками делали басиста похожим на Хищника из недавней последней серии известного блокбастера. Когда же на сцене появился облаченный в нечто совершенно неописуемое вокалист Джонни Аарон, в партере сразу стало тесно от сползающих друг на друга крыш вконец обалдевших зрителей. Это, впрочем, было только начало.
Negative заиграли, и все сразу встало на свои места. Грамотно чередующиеся, внятные, и никогда не вторящие слепо мелодии (как это сейчас принято) гитарные соло, ревущий "хаммонд", хоровые рефрены, спетые кое-где голоса в четыре (в свободное время от смоления цигарок гитаристы и клавишник прекрасно поют бэк-вокал) - как восхитительно далеко все это было от якобы модных штампов пресловутых готики и лав-метал! Музыканты жизнерадостно носились по сцене и периодически прыскали друг в друга минералкой, воскрешая в памяти золотые деньки глэм-рока и хайр-метал. Песенки типа "Creeping Inside" и "L.A. Feeding Fire" хорошенько раскачали аудиторию. Самый кайф - это когда Джонни взялся играть в "My, My, Hey, Hey (Out Of The Blue)" Нила Янга (Neil Young) на губной гармошке. Строго говоря, и гармоника у него была из той категории, которую профессиональные харперы не больно-то жалуют, и играет Джонни простовато, но в контексте песни эта наивная "соло-партия" прозвучала очень вкусно.
В каждой взятой музыкантами ноте, в каждой пробежке кого-нибудь из них по сцене сквозил столь неподдельный кайф от процесса игры перед публикой. Очень часто и отечественные, и зарубежные знаменитости демонстрируют на концертах что угодно, но только не такой вот когда-то считавшийся абсолютно нормальным отвяз. Кичатся мастерством, или наоборот, с каменными лицами стараются по дороге к коде не потерять ни единой ноты из студийного оригинала - это мы наблюдаем постоянно. С пафосом несут от начала концерта к концу его знамя сплотившего всех в этом зале героического и несгибаемого стиля, либо напротив, цинично и расхристанно глумятся над публикой и сами над собой - этого добра тоже хватает. А вот такой яркий и жизнерадостный расколбас, как у Negative, москвичи последний раз имели возможность наблюдать разве что на концерте Scissor Sisters. Каким бы странным не казалось подобное сравнение.
Разумеется, публика получила все, что хотела. И приснопамятную "After All", благодаря обманчиво похожему на дарк-вейв звучанию которой ребята и смогли прицепить свою дрезину к поезду моды на "финский металл", и выдержанный в невыносимо мажорных для некоторых посетителей концерта тонах, но все равно классный, медляк "Neverending Parade", и хорошо известный благодаря видеоклипу про закрытую на ремонт психушку и нескольких забытых инсайд пациентов боевик "Love Is Right Now". После чего музыканты покинули сцену - не для того, чтобы напроситься на бисовку, а просто сменить наряды. И сыграли еще номеров пять. Кто-то в партере стащил с шеи присевшего на краю сцены Джонни мохнатую шаль, кинув взамен колпак Санта-Клауса. Не растерявшись, вокалист нахлобучил его на басиста, придав тому совсем уже сюрреалистический вид. На коде вместо традиционного набора медиаторов и барабанных палочек музыканты раскидали по залу огромный букет роскошных, бархатно-багровых роз. И только после этого совершили троекратный синхронный прощальный поклон.
Народ долго не верил, что шоу закончилось, и не желал расходиться. Но против гастрольного графика не попрешь - 17 декабря Negative предстояло появиться на сцене питерского клуба "Port" в компании Lady's Man - наших ребят, начинавших лет восемь назад в схожем стиле, но позже актуальности ради согнувших себя под стандарты дарк-вейва. После продемонстрированного финнами яркого ослепительного шоу несостоявшихся звезд российского глэм-рока было заочно жаль: вот откатают они свою обязательную программу, потом увидят во втором отделении произвольную от гостей, и призадумаются - за что, спрашивается, боролись?

Вообще, после Negative современные потуги былых звезд глэм-рока, нарезающих сейчас малополезное грузилово в составах Velvet Revolver, Brides Of Destruction и в реформированном Skid Row, всерьез не воспринимаются. Похоже, молодая шпана пришла-таки в этот стиль. И готова смести предыдущее поколение с лица земли.

Так или иначе, но 16 декабря, благодаря забавному стечению обстоятельств и капризному выверту моды, финские рок-н-ролльные парни познакомили московских готических девушек с энергичной и жизнерадостной музыкой. И девушкам понравилось. Значит, прав был покойный Нил Янг - "rock and roll can never die".

17.12.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)