ANGRA  Temple Of Shadows

Angra выпустила очередной масштабный и великий альбом. Других ей по штату выпускать не положено. То, что обрекло земляков из Sepultura на бесконечные мутации в попытке доказать, что они не просто...

Angra выпустила очередной масштабный и великий альбом. Других ей по штату выпускать не положено. То, что обрекло земляков из Sepultura на бесконечные мутации в попытке доказать, что они не просто "почти такие же металлисты, как мы, только из Бразилии", на Angra толлько дополнительно работает. Специализированные издания в ревю уже традиционно помещают музыку группы в категорию "prog-power metal", столь же неизменно добавляя - "в духе Helloween". Вот так. Типичный случай окончательной девальвации в наше время и без того эфемерных музыковедческих определений.
Перестановки в составе, каковые фанатов той же Sepultura поделили на два враждующих лагеря, у Angra тоже происходят легко и ненавязчиво. Андре Матоша, первого вокалиста группы, ушедшего почти сразу после ее удачного дебюта по причине то ли музыкальных разногласий, то ли прогрессирующей мании величия и уверенности в том, что теперь он король рок-н-ролла всех времен и народов, уже благополучно забыли все, кроме самых упертых меломанов. А история Angra тем временем продолжается.
Краткое интро с латинским названием "Deus Le Volt!" - еще один обязательный реверанс в сторону Helloween периода "Keeper..." - и альбом начинается. Что у ребят на витрине - то и в магазине. И если буклет украшают средневековые иконы, алхимические и астрологические таблицы, а также загадочные древнееврейские письмена, то точно такая же мешанина господствует и на самом диске. Если "Spred Your Fire" - это типичный для нашего времени, невыносимо гимноподобный, пафосный и помпезный power-metal, то начиная с "Angels And Demons" в музыку группы начинает проникать тот устойчивый набор штампов вроде попсовых клавиш и неоправданно усложненных межкуплетных проигрышей, с которым сейчас почему-то ассоциируется у слушателей progresive. "Waiting Silence" в этом смысле вообще здорово напоминает иные творения Mind Odyssey. Чукча не читатель, чукча писатель - "прогрессив" сейчас играют все, кому не лень, но при этом почему-то никто не интересуется тем, что было сделано в этом жанре у совсем недавних предшественников. Медляк "Wishing Well", впрочем, достаточно неплох с прогрессивной точки зрения - и клавиши вдруг начинают солировать на приятном как-бы аналоговом звуке, и хоровые распевки почти поднимаются до уровня Queen периода "News Of The World"... Cтоп, это старо и не круто - решают музыканты и уносятся на новый круг пауэр-металлического галопа под звуки "The Temple Of Hate". Гремит вровень с гитарами струнный оркестр, припадочные барабаны вовсю стараются выйти на тот уровень, который якобы демонстрировал покойный Инго Швихтенберг в составе тех же Helloween. На самом деле, туфта, конечно - ничего такого особого он не демонстрировал, наоборот - играл весьма просто и незатейливо, а то, на чем учатся нынешние его ученики - не более, чем набор студийных погрешностей при записи его партий. А бедолага Aquiles Priester так старается, ну так старается...
Однако тяга к прогрессиву в очередной раз пересиливает. На "The Shadow Hunter" металл гастрономически разбавляется нелинейными распевочками а-ля Yes, лирическими отступлениями с выделенным басом и даже аккустическими гитарными проигрышами в народном бразильском духе. Финал особенно смешон - припев, достойный какого-нибудь "90125" и свихнувшиеся на все более плотных дробях спаренные бочки. Как хорошо, что это кода. Далее следует абсолютная баллада "No Pain For The Dead" в духе чуть ли не Pavlov's Dog или Valencia с кучей красивых стунных и нежными голосками. Более-менее удачно металл с прогрессивом сходятся к середине "Wings Of Destination". И тут же группа резко уходит в какой-то салонный фьюжн ("Sprouts Of Time"), услышав эстрадные (не путать с попсовыми) гармонии которого, любой правоверный металлист от удивления может запросто проглотить язык вкупе с нижней челюстью. Ничего-ничего, привыкайте ребята, ввама полезно.
Вообще, "Sprouts Of Time" - чуть ли ни самая большая удача нового альбома. Достойное матерых профессионалов интеллектуальной музыки сочетание металла, арт-рока и румбы, да еще и с немыслимо внятной для такого сочетания мелодией... Хоть в "горячую десятку" какого-нибудь "Радио Монте-Карло"!
При всей неоднозначности материала нового альбома у группы есть один козырь, который гораздо важнее, нежели все забавные несообразности доброй половины новых песен. Почему-то, когда металлисты берутся играть что-то "прогрессивное", из их музыки порой начисто уходят драйв и мелодизм. За примерами ходить недалеко - послушайте хотя бы Threshold. По счастью, Angra этой напасти неподвержена. И вообще, некоторые, возможно, даже найдут в этом особый кайф - гармонии а-ля Yes попсового периода в сочетании с почти что трэшевыми ударными. Вот только главная проблема остается: группа по-прежнему слишком похожа на многое, ранее звучавшее до нее. Хотя и здесь имеются определенные сдвиги: по-крайней мере после прослушивания "The Shadow Hunter", и "Sprouts Of Time" можно с уверенностью сказать - это именно Angra и не кто-нибудь другой!

07.12.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)