Leonard COHEN  Dear Heather

Леонард Коэн (Leonard Cohen) - легенда; недавно он отметил 70-летие, и не обязан больше ничего делать для своей славы. Обычно к этому моменту звезды перестают делать музыку, или же записывают...

Леонард Коэн (Leonard Cohen) - легенда; недавно он отметил 70-летие, и не обязан больше ничего делать для своей славы. Обычно к этому моменту звезды перестают делать музыку, или же записывают что-нибудь очень странное. Поэтому остается только радоваться, что Коэн вернулся в мир и до сих пор работает, выпуская такие крепкие диски, как Dear Heather. Конечно, здесь нет ничего принципиально нового. Однако хороший романтичный блюз - одна из тех вещей, которой не бывает много. А здесь за качество можно не бояться.
Коэн - один из тех англоязычных музыкантов, для которых, как для русских и французов, текст еще важнее, чем музыка. Хрипловатым голосом он спокойно рассказывает свои истории, длинные грустные монологи - про любовь, само собой. При этом Коэн весьма активно использует как женский бэк-вокал, так и полноценные дуэты: с Шэрон Робинсон (Sharon Robinson) и Анджани Томас (Anjani Thomas), а наряду со своими текстами поет стихи Байрона, Фрэнка Скотта (Frank Scott) и обрабатывает канадские народные песни. И все это сопровождается фирменными коэновскими блюзами - медленными, очень спокойными и негромкими. Это идеальный аккомпанемент: ненавязчивый, не привлекающий внимания, но очень профессионально дополняющий все композиции. Особенного развития музыкальных тем или изобретательных украшений здесь ждать не стоит; один-два риффа на песню - все, что требуется Коэну. При этом по большей части слышны только щеточки ударника, скупые басовые ноты и почти неслышно несущие мелодию гитара или - чаще - пианино. Любопытные аранжировки появляются крайне редко: отличная лид/соло партия в "There For You", смахивающая на ситар (хотя это гитара), варган в "On That Day" и фолковой "Nightingale" (эта песня подошла бы Blackmore's Night), мягкий голос трубы в заглавной песне. Вокалу здесь уделено гораздо больше места, и поэтому самыми заметными аранжировками являютсянежные подпевки Энджани Томас, выведенные в миксе на передний план. Здесь нет вокальной эквилибристики, но красивые мелодии, выпеваемые нежными голосами, идут очень на пользу композициям.
Говоря по правде, это довольно однообразная музыка, и кому-то она может показаться откровенной тягомотиной. Даже по контрасту с прошлыми работами Коэна это - совсем аскетичная, почти бедная в музыкальном плане запись. Чтобы избежать разочарования, во-первых, надо понимать, о чем поет Коэн: Dear Heather - это письмо в прошлое, обращение к собирательной любимой и рефлексия. Даже обложка диска, решенная в стилистике 60-х, красноречиво говорит об этом. К сожалению, в буклете тексты не напечатаны, но для этого и изобрели Интернет. А во-вторых, надо отдавать себе отчет, что этот альбом - не совсем самостоятельное музыкальное произведение. Это вспомогательное средство для блюз-медитации. Чашка кофе, немного виски, музыка Коэна - и вскоре вы уже уплываете по волнам своей памяти. Чего великолепный Леонард, собственно, и добивается. Ему самому есть, что вспомнить...

04.12.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Leonard COHEN

Дата рождения:

21 сентября 1934