ИЗ ЖИЗНИ  Четыре Родины и одна мама

Если представить себе, что все современные рокеры уже стали классиками русской литературы, то можно без труда вообразить себе ситуацию: какой-нибудь школьник сидит на вступительных экзаменах в институт и пишет сочинение "Сравнительный анализ темы Родины в творчестве Шевчука, Кинчева и Летова"

В советские времена песен о Родине писалось и исполнялось много. Какие-то из них были написаны вполне искренне, какие-то - по заказу. Представители отечественной рок-культуры о Родине не пели. Не хотели иметь ничего общего с официозом, да и вообще - основной задачей русского рока всегда была борьба с системой, которая этот рок зажимала. Ситуация изменилась после 1991 года. Советского строя не стало, рок как музыка протеста стал неактуален, Россия переживала не самые легкие времена, и наши главные рокеры стали в том числе писать песни о Родине.

Четыре русские рок-группы - ДДТ, Алиса, Гражданская оборона и Красные звёзды написали песни с одинаковым названием "Родина", что и стало формальным поводом для написания этой статьи - интересно ведь посмотреть, как поют о Родине группы, представляющие разные идеологические направления в русском роке. Поскольку в России традиционно образ нашей Родины представлялся в виде Родины-матери, то в данной статье также невозможно обойти песню "Мама" группы Алиса.

1. ДДТ "Родина". Альбом "Актриса Весна" . 1992 год.
Юрий Шевчук. "Родина":

Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг.
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной,
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь,
Сколько жизни в висок мне плюет
воронёным стволом долгожданная да-a-aль !

далее...

Советский режим только что рухнул, кажется, что ничего страшнее его быть не может, и Шевчуку хочется, что чтобы он никогда не вернулся, поэтому он поёт про отставных палачей и государственных шлюх, которым Родина должна не дать "закатать рукава".
По сути, шевчуковская "Родина" - это поэтический краткий очерк мрачных страниц истории России: государственные шлюхи, и палачи, чёрные фары чёрных воронков, и наручники - почти все отрицательные знаковые символы русской истории 20-го века упомянуты.
1992 год. СССР распался, железный занавес открылся, экономическая ситуация плохая, тема эмиграции актуальна. А Шевчук поёт в припеве, о том что он едет на Родину. Как к нам относится Родина, Шевчук умалчивает, поя вместо этого многозначительное "тра-ля-ля-ля".
Каждый домысливает в меру своего отношения к России. Но подчёркивается, что едет он таки на Родину, а не из неё. Россия называется "спящей красавицей" - тем самым, несмотря на упоминание мрачных моментов русской истории, Шевчук выражает надежду, что когда-нибудь, как и в сказке, Россия станет не спящей красавицей, а вполне живой.
Однако с покатившейся с плахи головой Юрий Юлианович погорячился. При всём уважении к мэтру, справедливости ради надо отметить, что не ему петь про покатившуюся с плахи голову. Егор Летов, которого преследовало КГБ, и который отсидел в советской психушке, мог с полным правом петь про свою голову, а Шевчук - если уж и мог петь про голову в таком контексте, то никак не называя её своей. Впрочем, Егор Летов в 90=х спел совсем другую песню про Родину.

2. Гражданская Оборона. "Родина". Альбом "Солнцеворот" 1996 год.

Про превращение в первой половине 90=х антисоветчика и антикоммуниста Егора Летова в проповедника национал-большевизма написано немало, нет смысла повторяться.
Как утверждает модный писатель Илья Стогов в своей модной книжке "Революция сейчас!", впервые на публике Егор Летов исполнил свою песню "Родина" в Москве на первомайской демонстрации в 1994 году - стоя в кузове едущего в колонне демонстрантов грузовика. Прошло всего лишь полгода после трагических событий 3-4 октября 1993 года.
В отличие от шевчуковской "Родины", в песне Летова нет никаких отсылок к истории России. Только прославление Родины и её народа.

Егор Летов. Родина.

Вижу - поднимается с колен моя Родина
Вижу, как из пепла восстает моя Родина
Слышу, как поёт моя великая Родина
Снова поднимается с колен моя Родина.

далее...

Никаких отрицательных моментов в образе России. Только гимн народу - последовательно называемому в песне былинным, могучим и великим и гимн Родине, дважды называемой великой и советской:

Ведь мы - лёд под ногами майора
Мы - лёд под ногами майора
Мы - лёд под ногами майора
Мы - лёд под ногами майора
Пока мы существуем, будет злой гололед
И майор поскользнется, майор упадет

Так пел Егор Летов в своей песне "Мы лёд под ногами майора" из альбома "Тоталитаризм" 1987 года. Тогда музыкант представлял себя льдом, на котором подскользнётся и упадёт майор - с одной стороны, символ советской власти и её репрессивного аппарата, а с другой - вполне конкретная личность - майор КГБ В.В. Мешков, в 1985 году ведший дело Гражданской обороны, где музыкантам пытались приписать создание антисоветской организации и организацию террористического акта - взрыва на нефтебазе.
Теперь же Летов поёт;
От нашего дыханья тает, плавится лёд
Под нашими ногами pасцветает земля

То есть уже не он лёд, призванный разрушить Систему, а лёд - кругом, в сердце его Родины, который, тем не менее, исчезает под людским напором, и под этим же созидательным напором расцветает земля.
Дадим слово самому Летову. Вот что он говорил по поводу этой песни в интервью журналу "Афиша":
"Это одна из самых трагических песен, которые я сочинил. Песня про то, как поднимается с колен Родина, которой, собственно говоря, и нет, которая не то что поднимается с колен, а увязает в невиданной жопе все глубже, и туже, и безысходнее. И при этом петь о том, как родина подымается, - это очень мощно".
Естественно, придерживавшийся на тот момент национал-большевистских взглядов Летов не мог называть свою Родину "уродиной" - он мог назвать ее только советской и великой - именно такой, каким был канувший в Лету Советский Союз. Летовская "Родина" - песня о том, как должно было бы быть, но как на тот момент не было, и не было признаков того, что так будет.

3. Красные звёзды. "Родина". Альбом "Кругозор" 1996 год. Группа Красные звёзды широко известна в узких кругах, поэтому имеет смысл рассказать о ней подробнее. Группа создана в 1994 году в Минске 18-летним в то время Владимиром Селивановым. Сам он определяет жанр своей группы как "русский революционный рок". Красные звёзды являются одной из самых политизированных групп на просторах бывшего СССР. Своим творчеством группа пропагандирует гремучую смесь из революционной борьбы, национализма, коммунизма и советской империи, доводя это порой до эпатажа, который, впрочем, выглядит очень искренне:
В спину - кулак
В авангарде новой пятилетки
Шагает ГУЛАГ
Стране
Советской
Даешь
Дезинфекцию!
Это был припев из песни "Шагает ГУЛАГ" 1997 года.

Владимир Селиванов. "Родина."

Выродки, посмейтесь: я один, а вас - сотня
С вами целый мир беспросветной грязи
Ваши проститутки, менты и иуды
Будут продавать все дальше и дальше!
далее...

Если "Родина" Летова - это гимн несуществующей стране, то "Родина" Селиванова - плач по существующей. При этом надо отметить, что несмотря на то, что "Звёзды" - минский коллектив, под Родиной они подразумевают именно Россию, как и положено группе, прославляющей Советскую Империю.
Селиванов представляет себя одиноким воином, борющимся против армии "ментов, проституток и иуд", борющемся безуспешно, т.к. предвидит, что продавать Родину будут всё дальше и дальше - причём в последнем куплете, который является повторением первого, акцентирует на этом внимание многократным повторением фразы.

5. Алиса. "Мама". Альбом "Дурень". 1997 год.
"Родина". Альбом "Сейчас позднее, чем ты думаешь", 2003 год.

Если в первой половине 90-х Егор Летов претерпел трансформацию из антисоветчика в создателя гимна Советской Родине, Владимиру Селиванову никакой трансформации проходить не пришлось, так как свою творческую деятельность он начал после смены политического строя, то Константин Кинчев превратился из анархиста в православного монархиста, и написал целых две песни, неспосредственно посвященных России, - "Мама" и "Родина".

Константин Кинчев. "Мама".

На моей земле видно так повелось,
Всё не слава Богу, всё не так, как у всех,
То ночами маемся, то засветло пьём,
Стороной взглянуть - и смех, и грех.
Ой, мама, мама, больно мне.
Ой, мама, мама, больно мне.
далее...

"Родина" Селиванова - это плач по России, где автор представляет себя одиноким борцом. "Мама" Кинчева - это тоже плач по России, однако Кинчев себя никому не противопоставляет, а просто перечисляет проблемы: и проблему пьянства, и гражданской войны, и отсутствия воли, "вместо которой - хомут". И выражает сомнение в том, может ли нынешний русский народ спасти Россию ("Нам ли мамку спасать?"). При этом надо отметить, что последние несколько лет во время исполнения этой песни на концертах после сакраментального "Нам ли мамку спасать?" Кинчев сам и отвечает - "Да только нам и спасать!", потому что, действительно, больше некому.
Песня "Мама" написана в 1995 году - Кинчев уже встал на путь православия, но в его творчество оно ещё не проникло, поэтому в "Маме" религиозные мотивы не звучат, в отличие от его же песни "Родина", написанной шестью годами позже.

Константин Кинчев. "Pодина"

Словом не кривить,
Ладить напрямик,
Песнями латать
Души горемык,
Сердце сокрушать,
Как луну заря,
Научи меня
Родина моя.
далее...

Эта песня была написана в 2001 году. К этому времени Кинчев уже окончательно укоренился в православии, и религиозные мотивы стали пронизывать все его творчество. Естественно, не могли не звучать и в песне о Родине.
В данной песне Кинчев однозначно ставит Родину выше себя, и призывает её учить его разным вещам - крепости в вере ("Крест не уронить"), правде (причём об этом говорится и в первом куплете ("Словом не кривить") и в последнем ("Правдой дорожить"), помощи ближним, и благодарности ("Ценить тепло твоего огня"). Религиозная тема усилена прямым упоминанием Завета в припеве, причём усилена резко - четырёхкратным повторением припева в конце песни. В данной песне Родина, фактически, также называется матерью, несмотря на то, что само это слово ни разу не упомянуто - ведь в силу сложившихся традиций воспитания, главным педагогом для детей в России является мать, которая и учит всем вышеперечисленным вещам, о которых поёт Кинчев в своей песне.

Краткий поэтический очерк мрачных страниц русской истории у ДДТ, гимн несуществующей Родине у Гражданской Обороны, плач по России у Красных Звёзд и Алисы и призыв к Родине научить правильно жить у той же Алисы - такими получились песни о Родине у русских рок-групп. Четыре рассмотренных песни из 5 были написаны с 1992 по 1996 год - в наиболее бурный период новейшей российской истории, и в том или ином виде выражают тревогу за Россию - даже в таком виде, как гимн несуществующей Родине у Егора Летова.
Песня "Родина" Кинчева написана в 2001 году - времени, когда политические волнения эпохи 90-x успокоились, а новые ещё не успели начаться. Поэтому и поёт Кинчев о той Родине, которая может его чему-то научить.
Вот такие вот нынче песни о Родине. Будут меняться времена - появятся новые песни.

03.12.2004, Даниил ИВАНОВ (ЗВУКИ РУ)