W.A.S.P.  От Fuck до God, часть 2

Продолжаем и.с.т.о.р.и.ю о группе W.A.S.P.. Как вы помните, наше повествование остановилось на тотальной переоценке ценностей, на которую группу сподвигла хвалебная публикация в журнале. Результатом этой переоценки стали альбомы-"рассказки", содержащие философские размышления "о политике, наркотиках и насилии в обществе"...

Часть II: God

Продолжаем и.с.т.о.р.и.ю о группе W.A.S.P.. Как вы помните, наше повествование остановилось на тотальной переоценке ценностей, на которую группу сподвигла хвалебная публикация в журнале. Результатом этой переоценки стал труд объемом около 60 страниц, странным образом расфасованный на 10 песен. "The Headless Children", крайне политизированный, один из самых "тяжелых" и самый "европейский" альбом "W.A.S.P.", вышел в люди 15 апреля 1989 года. После переоценки и перековки мир впервые узнал о Блэки как о "angry songwriter" ("злом сочинителе сердитых песенок"). Впоследствии Лоулес еще не раз прибегнет к этому пунктику своей биографии, чтобы в двух словах объяснить покупателю, чего он может ожидать от нового продукта W.A.S.P.
Лоулес: "В какой-то момент я понял, что мне больше нечего добавить в моей музыке к тому, что было сказано. Я написал "Animal", и сказать больше на эту тему, чем содержала строка "I fuck like a beast", я уже не смогу. Это как Beatles, написавшие "She Loves You", и вдруг осознавшие, что про любовь они уже не напишут песни, лучше этой. Надо двигаться дальше".

"The Headless Children" содержал размышления Блэки о вещах, крайне интересовавших его в ту пору: "политике, наркотиках, насилии в обществе". "Фотографии с голыми леди, возлежащими на своих кроватях" были выброшены в мусорную корзину. Только четыре песни на "The Headless Children" выпадали из политически-серьезного контекста: это трогательная "Forever Free" ("Я хочу быть с тобой") о женщине, как о витрине для неликвидных мужских фантазий, "Rebel in the F.D.G." ("КГБ, мне надоел ваш смотр!") и гимн отважным ездунам "Maneater" ("Беспечный ангел"). Еще одна серенада, "Mean Man" ("Старик Козлодоев"), была посвящена алкоголику, бабнику и беспечному ездюку Крису "Чу Бакке" Холмсу. (Сходство двухметрового гитариста с велосираптором из "Звездных войн" по единодушному мнению всех участников группы было поразительным.)
Партию ударных на альбоме исполнил Фрэнки Бэнэли (Frankie Banali) из Quite Riot, старый друг и соратник Блэки. Однако по возвращению в Америку в 87-м году между Райли и Родом отношения испортились до крайности; дело доходило чуть ли не до ежедневных драк. С учетом того, что Блэки хотел отныне играть более серьезную музыку, для которой Стив не особо-то подходил, уволен был Райли. (Род был уволен в 93-м.)
Доподлинно известно и об участии в записи пластинки еще одного персонажа. Но степень и форма этого участия по сей день покрыты мраком этических норм в рок-музыке. Кен Хэнсли (Ken Hensley), главный волшебник образцового Uriah Heep, восстал на время из кокаинового небытия и обозначился на диске как человек, игравший на клавишных. Сам Кен спустя без малого десятилетие, утверждал, что он сыграл на "The Headless Children" пару нот - до того момента, как он услышал слова, показавшиеся ему чересчур агрессивными и экстремистскими. Блэки по сей день убеждает окружающих об исключительно положительных эмоциях, доставшихся ему от совместной работы с кумиром юности. Так или иначе, но именно с "The Headless Children" в музыку W.A.S.P. вошли орган Hammond и элементы рока 70-х. И именно во времена "The Headless Children" у Блэки родилась идея создания большого, нового и светлого.

Идея оказалась светлой, новой и очень большой. На ее вынашивание, взращивание и претворение в жизнь ушло около пяти лет. По замыслу Блэки это большое и должно было стать делом всей жизни из первой части. На это дело ушло 425 "пластиков", 24 мили пленки, 54 комплекта струн, 315 галлонов пива, 286 рулонов туалетной бумаги, 251......... Время и туалетная бумага были потрачены не зря. "The Crimson Idol" (92), возможно, стал вершиной творчества W.A.S.P.

Джонатан Эрон Стил, биографическая справка - эпикриз. Джонатан Эрон Стил родился в семье традиционных сексуальных ориентации и возможностей. Отец Джонатана был Уильямом Стилом, а мать - Элизабет Стил. За пять лет до рождения Джонатана в семье появился первенец, Майкл, - единственный человек, которого любил Джонатан. С остальными у малыша как-то сразу не заладилось. То ли Майкл притянул брата за пятку, то ли повлияли какие бытовые недомогания, но Джонатан с рождения сделался нежеланным ребенком в семье, the invisible boy. В день 14-х именин Джонатана Майкл погибает под колесами пьяного водителя. Мальчик делается замкнут и нелюдим, подверженным странным привычкам. Как то: общаться с зеркалом в диалоговом режиме. Он принялся надолго убегать из дома, где не находил родительского тепла и ласки, познал алкоголь, наркотики, гулящих девок. Во время одной из таких прогулок ему на глаза попалась красного цвета шестиструнная электрогитара, заменившая ему вскоре и природу, и телевизор. В 16 Джонатан бежит из дома. После двух лет мытарств подле особняка шоу-бизнеса на юношу положил глаз богато одетый господин, оказавшийся видным продюсером Чарли Сеноваловым ("I'm a cocksucking asshole, that's what they call me"). Чарли 25 лет проработал детским психиатром в морге, пока не догадался, что на музыкальной ниве он может "fuck гораздо большее количество народа". Чарли "Бензопила" приставляет к Джонатану менеджера, "гражданина по фамилии Коган" и запускает в действие свою адскую машину. В рекордно короткие сроки им удается сделать из молодого человека "золотой голос" нации, идола малинового цвета. (NB. Особенность американского мировосприятия: всё необычное, таинственное, представляется им малинового цвета. Малиновыми могут быть короли, небеса и даже джихад.) Юноша впадает во все тяжкие рок-н-ролла, включающие секс и наркотики. Это расшатывает его и без того ранимую психику; зеркало отныне не желает разговаривать с ним, как с опустившимся типом. Джонатан пытается восстановить взаимоотношения с родителями, но в ответ получает минутный холодный разговор с матерью по телефону и финальную дулю: "У нас нет сына". Окончательно разуверившись в существовании любви, Джонатан кончает жизнь в петле, которую находчивый автор уготовил ему из шести гитарных струн.

Первый "концептуальный" альбом группы принес ей второе, и последнее, выступление в Доннингтоне, 22 августа 1992 года. К этому моменту в группе уже не было Криса, не постигшим большого своим рок-н-ролльным умишком. Партии соло-гитары на альбоме сыграл Боб Кулик (Bob Kulick), лысый брат другого Кулика - из Kiss, взятый в полон по принципу "Кулик невелик, а все-таки Кулик!" За ударными впервые появился Стет Хаулэнд (Stet Howland), разделившим свои партии с Бэнэли. С тех пор в студии Стэт и Фрэнки выступают в роли своеобразного двуглавого барабанного орла, но на гастроли неизменно едет Хаулэнд.
За неделю до концерта Блэки подхватил какую-то сказочную инфлюэнцу, которая перевела его в строго горизонтальное состояние. Но Доннингтон - это как подержать в руках маузер Дзержинского, и на выручку был срочно вызвал некий местный эскулап. Со словами: "Ты будешь лежать три дня, а на четвертый почувствуешь себя как огурец", он прописал Блэки нечто совсем богомерзкое. По собственному признанию, три дня Лоулес находился в состоянии малинового джихада. Наконец, ко дню концерта он смог подняться. Со сцены он видел "72 тысячи малиновых талибов, слившихся в одно большое малиновое облако". "Главной моей задачей было не подойти близко к краю сцены, чтобы не упасть". Результат всего этого безобразия вы можете слышать на синглах "I'm One": вопли и стоны Блэки, отнесенные порывами ветра в микрофон. (До 98-го CD-single и виниловая пластинки "I'm One" значились "официальными "бутлегами". В 98-м в рамках Sanctuary Group Рода Смоллвуда была создана собственная "независимая" компания звукозаписи (фактически являющаяся отростком Sony). Sanctuary переиздали "The Crimson Idol" с дополнительным диском, на котором уместилась вся полезная нагрузка синглов "The Idol", "Chainsaw Charlie", "Hold On To My Heart" и "I'm One".)

После того, как дело жизни оказалось делом сделанным, W.A.S.P. впал в летаргический творческий отпуск. В 93-м выходит первая "the best of" компиляция, "First Blood... Last Cuts", сдобренная двумя ранее не издававшимися рок-н-роллами: "Sunset & Babylon" и записанной еще в 89-м году вместе с бывшей женой Криса Литой Форд "Rock'n'Roll To Death". Несколько лет о W.A.S.P. не было слышно решительно ничего, кроме самых разнообразных слухов. Основной и наиболее активно муссируемой была версия, по которой Блэки собирается заняться некой сольной карьерой. Как довольно внезапно в 95-м выходит, возможно самый недооцененный альбом W.A.S.P., "Still Not Black Enough". "Недооцененный" - так говорят, наверно, выходя из ломбарда. Вещь, которую Блэки принес на оценку, представляла собой некий симбиоз идей "The Crimson Idol" и гаражного рок-н-ролла, записанного после прослушивания AC/DC. (Две "кавер-версии" австралийских полуросликов, "Whole Lotta Rosie" и "Long Way To The Top", были выпущены на синглах "Black Forever/Goodbye America".) Впервые диск W.A.S.P. был издан независимой фирмой, Castle Communications. По сути, в тот момент W.A.S.P. действительно представлял собой "сольный проект" Лоулеса - или точнее, Лоулес представлял собой "человека-ансамбль" с названием W.A.S.P. На "Still Not Black Enough" Блэки вновь ударился в политкоррекцию. Особенно это проявилось на написанной для российских либеральных демократов "Goodbye America" ("Прощальное письмо"): "Я - королева глобальной мечты, под моим скипетром увядающая нация. Я - маэстро в искусстве смерти и геноцида других народов. Те, кто обращаются ко мне, кончают национальным самоубийством. Я - ненависть оптом и в розницу, я - инцест меж языцех. Я - механизм в безумии массового самоуничтожения...." (Текст приводится на русском, чтобы не испытывать терпения читателя) Российским либеральным реформаторам так понравилась песня, что они даже хотели было сделать из нее гимн, когда этот вопрос встал ребром. От идеи пришлось отказаться: у ворона, изображенного на обложке "Goodbye America" была всего-лишь одна голова. Впрочем, кандидатура песни БГ "Корабль уродов" тоже не прошла...

Можно догадываться, из каких резонов сложились очертания следующего альбома. Было это в 97-м году, и минет Мэрилина Мэнсона своему басисту еще был у всех на устах. Блэки, как своеобразный старший брат шокировавшего Америку "искусственного человека" (Америка так любит, когда ее шокируют), законно счел, что младшему брату неплохо было бы и поделиться куском пирога с отцовского стола Элиса Купера. Планировался даже совместный проект Мэнсона и Лоулеса, но он так и остался на журнальной бумаге. "Kill Fuck Die" (97) был, в сущности, гаражным рок-н-роллом 60-70-х, исполненным в тонах metallic, и пропущенным сквозь евстахиевы трубы синтезаторов Marilyn Manson или Ministry. Блэки снова взялся за свое: в шоу вновь появились атрибуты бестиария, грим и кровопотоки. Самым занятным моментом спектакля был эпизод под кодовым названием "адский аборт", во время которого Блэки насаживал резиновые эмбриончики на прикрепленную промеж ног шашку. В группе к тому дню вновь играл Крис - правда, сильно исхудавший и еще сильней "забитый" тату, зато как на духу избавившийся от наркозависимости. И Майк Дуда (Mike Duda) на басу.

Эффект от "Kill Fuck Die" превзошел все ожидания, ожидания скептиков и злопыхателей. Старые поклонники W.A.S.P. категорически не приняли этот альбом, и продажи остановились на отметке 50000 копий.

Блэки быстро осознал свою ошибку, и следующий альбом, >"Helldorado" (99) был просто гаражным рок-н-роллом, безо всяких новомодных обработок. (Рабочее название - "Don't Cry, Just Suck".) Лоулес: "После концерта я вошел в наш автобус и обнаружил в нем в умат пьяного Криса, которому какая-то подруга делала минет и плакала при этом. "Don't cry, just suck", - по-отечески молвил Крис. Я упал со смеху. Хорошо, все-таки, что я оказался в нужный час в нужном месте, а то он был настолько пьян, что поутру наверняка не вспомнил бы этой гениальной фразы".

В это время Блэки пребывал в убеждении, что W.A.S.P. должен вернуться к сырому и агрессивному звучанию, настоящему рок-н-роллу, даже не к самому своему первому альбому, а еще дальше - к звучанию демо 83-го года. Но вот прошел год, и указатель "target" на машине времени Лоулеса показал целую розу ветров, целый граф музыкальных приоритетов. От "продолжателя дела "I Wanna Be Somebody" - "Let It Roar" и шестидесятнической "Hate To Love Me" с heep'овским Hammond'ом до музыкального этюда редкой изящности "Euphoria" и сиквела "Forever Free" - "Evermore". "Unholy Terror" ("Смех Господень") стал, безусловно, лучше работой W.A.S.P. после "The Crimson Idol". Если к началу нового "миллениума" словом "fuck" и прочей лексикой половых отношений уже трудно было кого-то шокировать - так прочно впиталась в мозги телепорнография - то "Unholy Terror" был действительно неполиткорректным альбомом. По крайней мере, в Америке, где конфуцианская "власть ритуала" чрезвычайно сильна, где детей вместо тригонометрии обучают библии. Главная тема альбома строилась вокруг двух сиамских песен - "Unholy Terror" и "Charisma". На Блэки внезапно снизошло озарение, будто харизма - своеобразная "темная материя", перебирающаяся, словно вирус, из одного тела в другое. От Иоанна - к Гитлеру, от Ленина - к Леннону, от Саваофа - к ДОСААФу. ("Obsessed with Lennon, manifested Marx, I'm an insest in the hearts of dark".) Стопроцентная гностическая ересь, принимая во внимание, что за боевые заслуги от Святаго Духа можно было стяжать "харизмы" трех степеней: апостола, пророка и учителя. Вновь раздался скрежет консервативных зубов.

Полученное экстатическим путем знание оказалось столь передовым, что следующий альбом, "Dying For The World" (2001) (рабочее название - "Крылья Родины"), очень крепко напоминал удачный "Unholy Terror". К тому дню в группе уже не было Криса, место которого занял пробовавшийся однажды в Megadeth Даррел Робертс (Darrell Roberts). Теме борьбы с религией как с одной из форм педофилии была на сей раз посвящена только одна песня, "Black Bone Torso" ("Вальс Бостон"). Во всем остальном Блэки вновь проявил себя как "angry songwriter": альбом был настоян на событиях 11 сентября. Причем только одна песня, "Hallowed Ground", значилась как литания по погибшим. Во вступительном слове к альбому и в таких песнях, как "Shadow Man" и "Rubber Man" Лоулес открыто призвал Америку к топору, мочить по сортирам каждого пойманного нерусского, без разбора.

После "Dying For The World" Блэки вновь уполз в кусты. На сей раз конспиративная явка была провалена, и журналисты-гестаповцы быстро выпытали, что мистер Лоулес пишет ремейк "The Crimson Idol". Первоначально задумывавшийся как двойной диск "The Neon God" выходит, по требованию торговцев - "двойные диски хуже продаются" - выходит двумя в 2004-м году. Первая, "The Rise" - весной, вторая, "The Demise" - осенью.

Джесси Слейн, неоновый бог, Деяния, 3:1 (см. Примечание). Вкус жизни Джесси прочувствовал в шесть лет, когда умер его отец. Джесси остается с матерью, "Заводной Мэри" ("Clockwork Mary"). Два года наркотиков, алкоголя и беспорядочного образа жизни, и мамаша сдает Джесси в приют, где коноводят "сестры немилосердия" ("sisters of no mercy"), католические монашки. Здесь Джесси подвергается перековке, включающую не только псалтырь, но и сексуально-телесные насилия над личностью, главным образом со стороны сестры-настоятельницы, 115-килограммовой "генеральши СС" сестры Сэдди. В какой-то момент Джесси чувствует себя настолько перекованным, что пытается покончить жизнь самоубийством в расположенном посреди каменного мешка приюта бетонном "Колодце Желаний" ("Wishing Well"). Оттуда он прямиком попадает в сумасшедший дом, находящийся в другом крыле здания. Джесси бежит оттуда уже в подростковом возрасте и, побродяжничав n-ное время, сходится со смуглолицым и небритым Джудой, иллюзионистом и магом, улизнувшим во время оно из одной южной республики СССР в сторону стран восходящего капитализма. Джуда учит Джесси как стать чабаном прямоходящих баранов, и в этой области у молодого человека прорезаются недурственные способности. Образовавшаяся вокруг Джесси секта вскоре разрастается до национальных масштабов. На этом заканчивается "восхождение" и начинается "гибель" неонового мессии. И если колея повествования на "The Rise" еще как-то виляет в сторону от "The Crimson Idol", то последние дни (песни) жизни Джесси Слейна как две капли воды похожи на конец Джонатана Стила. Шоу-бизнес по впариванию населению белого порошка (манны небесной) выжимает из Джесси (Джонатана) последнюю радость бытия. Вдобавок он отчаивается с поиском somebody to love и испытывает серьезные затруднения во взаимоотношениях с "богом любви". Поворотной точкой оказывается появление на сцене мамы героя (Мэри Слейн/Элизабет Стил). Вслед за этим ответ на вопрос "Кто я? Куда я?" скорехонько решается в "Колодце Желаний" (петле из шести струн).) Аминь. Примечание: в нашу пользу, после первого тайма.

Сам Блэки категорически отвергает какое-либо сходство между "The Crimson Idol" и "The Neon God". В том, что касается фабулы обеих нравоучительных историй, с ним согласиться довольно трудно. В отношении музыкальной составляющей его слова можно принять на веру. На "The Rise" не в пользу этой версии говорят лишь "Sister Sadie" и "Asylum #9", а на "The Demise" - построенная по принципу "The Great Misconceptions Of Me" заключительная "The Last Redemption", собранная из основных тем обоих альбомов. Зато 20 остальных песен представляют собой крайне любопытный винегрет: от Beatles и Doors ("The Red Room Of The Rising Sun") до самого "тяжелого" W.A.S.P., урожая 89-го года. Впрочем, 3-го числа в ДК Горбунова, просочившиеся сквозь вход счастливцы услышат только одну песню с "Neon God": "Come Back To Black".

Остальное: вся классика W.A.S.P., потрясающее шоу по-американски, здоровенный Блэки, раскачивающийся над публикой на своей хитроумной микрофонной стойке и скандирование "I Fuck Like A Beast". Но это только для тех, кого судьба в этой истории наградила счастливым к.о.н.ц.о.м.

26.11.2004, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

W.A.S.P. - свежие публикации: