Александр ЦАРОВЦЕВ  Звезда Соломона

Феноменально. Нет, правда. Этот диск увеличивает тот стыд, который каждый нормальный россиянин испытывает за черносотенцев, во много раз. Для "Звезды Соломона" (Маген Шломо) Александр Царовцев...

Феноменально.
Нет, правда. Этот диск увеличивает тот стыд, который каждый нормальный россиянин испытывает за черносотенцев, во много раз. Для "Звезды Соломона" (Маген Шломо) Александр Царовцев взял песнопения хасидов - попросту напел куски из иудейских молитв и Ветхого Завета на древнееврейском. Его молодой коллега Александр Маноцков обработал старинные еврейские народные мелодии под современный рок. И вышло феноменально.
Если бы не электронный бит, эта музыка могла бы звучать на улицах Иерусалима или пражского гетто - не ночью, когда искушенные в тайнах Торы раввины создают големов и заклинают демонов, а днем, когда улицы полны народа, торопящегося по разным своим надобностям. Это даже не совсем еврейская музыка; Царовцев и Маноцков вышли за строгие этнические рамки, как то обычно и бывает с современными этно-коллективами. Звезда Соломона - пойманное на записи плавное дыхание Ближнего Востока, то деловито спешащего куда-то ("B'Irushalaim") то неторопливого от зноя ("Hine ma tov"), то настороженно-напряженного ("Et dodim"), то меланхоличного ("Lemaan akhai"). Тысячи лет соседствуя с Востоком, мы так и не разобрались толком в этой "вещи в себе" - и вот благодаря компьютерным ударным и гитаре, вступающей в дуэль со скрипкой, краешек завесы над древней культурой приподнялся.
Гармонично сочетать традиционную и современную музыку - непростое искусство. Один из основных критериев - как сочетаются современные и этнические элементы. У Царовцева & Маноцкова это сделано бесшовно. Если специально вслушиваться, можно проследить: это современный бас, а это явно аутентичная скрипка. Однако в песнях все звучит настолько слаженно, что вслушиваться потянет только въедливого рецензента. Второй из основных критериев нео-этники - качество современного элемента. За традиционную часть можно не волноваться, а вот то новое, что привносится в музыку, должно быть не хуже оригинала, иначе будет просто стыдно. И здесь тоже работа, проделанная Сашей Маноцковым, выше всяких похвал. Партии ударных, гитары, нечастых синтезаторов ("Peer be khavod") просты и мудро лаконичны, что свидетельствует об истинном таланте автора. Наконец, без ошибок осуществлен и подбор материала: запись достаточно динамична, здесь нашлось место и быстрым, почти поп-роковым мелодиям ("Ve haer eineinu"), и полностью аутентичным размеренным песнопениям ("Lemaan akhai"). Композиции организованы связно, и можно слушать как отдельные песни, так и весь диск целиком, от начала до конца. А потом еще раз...
Феноменально.

25.11.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Александр ЦАРОВЦЕВ