Joanna STINGRAY  Джоанна - 20 лет в России

Прошедший в клубе "Б-2" вечер "Джоанна Стингрей - 20 лет в России" мало напоминал грандиозный концерт 1994-го года в Горбушке, посвященный 10-летнему юбилею появления в нашей стране американской девушки, внесшей значительный вклад в историю российской рок-культуры. В этот раз Джоанну поздравляли, героически преодолевая снежные заносы.

Прошедший 18-го ноября в клубе "Б-2" вечер под названием "Джоанна Стингрей - 20 лет в России" мало напоминал грандиозный концерт 1994-го года в Горбушке, посвященный 10-летнему юбилею появления в нашей стране американской девушки, внесшей довольно значительный вклад в историю российской рок-культуры. Несмотря на то, что вместимость клуба гораздо меньше, чем ДК, а имена заявленных участников праздника нельзя было назвать неизвестными, количество зрителей явно не дотягивало до аншлага (вот они реалии нашего "фабричного" шоу-бизнеса!), к тому же, не наблюдалось ни одной девушки с прической "а-ля Джоанна", без которых в свое время не обходился ни один концерт группы "Кино" и самой Стингрей. Зато позабавило, что некоторые пришедшие, совпадавшие по возрасту с датой на афише, явно не понимали того, что происходит на сцене, судя по отдельным репликам, услышанным мною, и соседям по залу приходилось объяснять им, казалось бы, очевидные вещи: например, кто такой Галанин, и какое отношение он имеет к Гарику Сукачеву. Интересно было, каким ветром (или пургой?) их занесло на данное мероприятие?

Ввиду обилия выпавшего в этот день снега, многие гости не сумели вовремя добраться до клуба, и концерт задержался почти на час. Чтобы хоть как-то развлечь публику, все это время на экране транслировались старые клипы Джоанны, ностальгически напомнившие о телеканале "2х2", где они когда-то крутились в больших количествах.
И вот, наконец, вышедшие на сцену "рок-патриархи" в лице Артемия Троицкого и Александра Липницкого, любезно взявшие на себя обязанности ведущих вечера, радостно всех поприветствовали и пригласили на сцену Стингрей - правда, не саму виновницу торжества, а ее дочку Маддисон, дитя Джоанны от ее брака с русским гитаристом (не с "киношным" Юрием Каспаряном, а с "центровским" Александром Васильевым). Хрупкая белокурая девочка смело подошла к микрофону и неожиданно сильным голосом запела с легким акцентом "Солнечный круг, небо вокруг:". Правда, заканчивала песню она все-таки по-английски. После удачного дебюта дочки на российской сцене концерт продолжила довольная мама, исполнившая те самые песни, которые мы уже могли лицезреть до того на экране, и практически не изменившаяся в той поры. В качестве ритм-секции ей подыгрывали басист и барабанщик группы "СерьГа". А для исполнения известного "битловского" хита 'Come together' из-за кулис еще появился совсем уже седобородый Сергей Воронов, вышедший на поддержку вместо застрявшего в пробке Гарика.

Объявление же следующего гостя программы стало хорошим комплиментом в его адрес со стороны ведущего. Артемий Кивович заметил, что мы только что прослушали, в основном, песни уже скончавшихся, к сожалению, авторов - Леннона, Курехина и Цоя - а музыкант, которого он приглашает на сцену, не только жив-здоров, слава Богу, но и выглядит так же бодро и молодо, как и 20 лет назад. Думаю, не сложно понять, что речь шла о Сергее Галанине, решившем поздравить американскую гостью исполнением двух (и единственных, по его собственному признанию, в его репертуаре) англоязычных песен - "The Long and Winding Road" Маккартни и криденсовскую "Have you ever seen the rain", так забойно исполнявшуюся когда-то Бригадой С. Однако ввиду того, что Игорь Иваныч по-прежнему был в дороге, солировать в последней песне пришлось одному Галанину. Надо сказать, что группа "СерьГа" в этот вечер вообще послужила своеобразной "палочкой-выручалочкой", поскольку еще одной композицией, ими исполненной, они смогли восполнить отсутствие музыканта, которого в этот вечер многие ждали. Андрей Макаревич, автора слов "Блюза о вреде пьянства", к сожалению, так и не появился, как и автор музыки к песне Евгений Маргулис, довольно часто, кстати, исполнявший ее вместе с Галаниным в последнее время, так что антиалкогольную пропаганду Сергею пришлось вести одному.

А вот выход на сцену следующей гостьи стал приятным сюрпризом, поскольку она оказалась единственной представительницей питерской рок-культуры, с которой, собственно, у Джоанны и началось общение с "русским рок-н-роллом". Наталья Пивоварова, объявленная Александром Липницким как "бывшая солистка любимой группы клуба "Б-2", а ныне лидер собственного коллектива под названием Соус, оказалась в Москве по причине предстоящего на следующий день сольного концерта-презентации нового проекта - и не могла не засвидетельствовать свое почтение давнишней подруге. Оказалось, что знакомство их произошло на почве творческой конкуренции: когда-то Наташа репетировала "бэки" в группе "Кино", но в итоге осталась не у дел, поскольку дорогу ей перешла заокеанская певица. Бывшая "колибри", как всегда, шумная, взбалмошная, взлохмаченная и как бы чуточку "не от мира сего", исполнила две песни из нового проекта, посвященного "ГВН" - "родине рок-звезды Натальи Пивоваровой, городу под названием Господин Великий Новгород" - в сопровождении двух музыкантов, с которыми, как она выразилась, знакома лишь несколько дней - андеграунд, и только! Да и слова второй песни: "Я могла бы уже давно расх:чить твое окно!", - вряд ли можно отнести к какому-то "формату":

Наконец в гримерке материализовался и неоднократно уже упомянутый в этот вечер Сукачев, что заставило Липницкого вздохнуть о тех временах, когда его коллектив Звуки Му участвовал в совместных концертах с гариковской "Бригадой С" - лучшей, по его мнению, московской рок-группой тех времен. При поддержке довольно неожиданного состава: Галанин на басу, Воронов на губной гармошке и все тот же "серьговский" Коля Балакирев на барабанах, - Гарик запел "Скорый поезд придет ровно в 6 часов", а за ним совершенно новую песню про "свою гитару". Стоит отметить, что эти песни в таком составе никогда не репетировались и фактически подбирались на ходу, но мало кто мог бы упрекнуть музыкантов в "лажании".

Извинившись за короткое выступление, Гарик поспешил на вокзал, а Артем Троицкий представил последнего участника "праздничного концерта" - заслуженного и легендарного музыканта, к сожалению, так и не ставшему "рок-звездой", несмотря на участие во многих коллективах, начиная от "Последнего шанса", "Машины времени" и "ДДТ" и заканчивая его собственным "Футболом", ставшим впоследствии "Фут Боллзом". Сергей Рыженко, а речь именно о нем, вышел на сцену с гитарой, а не со скрипкой, как многие его привыкли видеть, и спел свои старые песни, практически неизвестные нынешнему "постперестроечному поколению", поскольку были написаны в самом начале 80-х. Честно говоря, сейчас, спустя 20 с лишним лет, они нисколько не слушались архаично и несовременно, не говоря уж о профессионализме самого исполнителя. Мне кажется, что "Серый человек" "Грузинский рок-н-ролл или техасская лезгинка" (исполненная по особой просьбе г-на Троицкого, предложившего заменить в строке "Стань как Сталин" фамилию ради того, чтобы убедиться в актуальности темы) вполне могли бы составить достойную конкуренцию нынешним "хитам" - конечно, если бы они смогли прозвучать не только на сцене клуба.

Кстати, песни Рыженко, наверное, больше всего помогли прочувствовать ту атмосферу 20-летней давности, в которую окунулась молодая американская певица, прибывшая в далекую и незнакомую страну никому не известной иностранкой и ставшая вскоре одной из культовых фигур российской рок-культуры того времени. И, конечно, нельзя не сказать в этой связи и о фильме, который транслировался на экране во время концерта - фильме, смонтированном Александром Липницким из старых хроникальных видеозаписей, сохранившихся в его архиве; фильме, сохранившем нам образы Курехина и Цоя и давшем возможность увидеть молодых Гребенщикова, Троицкого, Липницкого, Кинчева, ребят из "Кино", "АукцЫона", "Странных игр" и других знатных представителей питерской рок-тусовки 80-х. Впервые мы увидели и кадры, запечатлевшие саму Джоанну в свадебном платье в шампанским в руках в объятиях молодого и счастливого Каспаряна, стоящих на берегу Невы...

И так все это было трогательно, что у меня даже начало першить в горле от осознания того, что это уже не вернется никогда. Честно говоря, даже хорошо, что не было большого столпотворения, не было громких и пафосных речей, кучи журналистов и телекамер, потому что получился какой-то очень теплый, добрый, искренний и душевный вечер, собравший, по большей части, настоящих и давних друзей, которые смогли по-хорошему вспомнить свою молодость. Не сомневаюсь, что в Питере, куда Джоанна отправилась на следующий день, ее ждала еще более радостная и теплая встреча - все-таки с этим городом ее связывает гораздо большее, чем с Москвой - и уже за это хочется сказать ей большое спасибо. Спасибо за то, что своим приездом она дала людям повод хотя бы ненадолго вспомнить то время, когда не знали слова "попса", когда концерты и клипы рок-групп показывали по телевизору беслпатно, и все наивно думали, что так и будет вечно. А еще мне думается, что, возможно, если она приедет к нам еще лет через 10, то ей дадут-таки какой-нибудь орден, типа Дружбы народов, "за неоценимый вклад в развитие отечественной культуры".

23.11.2004, А-лена (ЗВУКИ РУ)