QUEEN  Живая музыка и картонные злодеи

Сходите на это яркое представление, если вы уже достаточно умудрены жизненным опытом, чтобы спокойно отнестись к драматическим несообразностям и дурацким шуточкам - и суметь сосредоточиться на удовольствии, которое приносят молодые вокалисты, трогательно произносящие свои реплики и самозабвенно выкладывающиеся в исполнении живой музыки.

В театре Эстрады уже месяц (с 17 октября) идет спектакль "We will rock you". Он обтесался, устоялся, можно делать первые выводы.
Первые сообщения о мюзиклах, поставленных на основе классических рок-песен, вызывали изумление гневного свойства - руки прочь и т.д.
Но потом я подумал: а ведь действительно: у этих песен огромный потенциал - потому что понятно, что самый проходной номер с любой пластинки группы уровня Queen цепляет в сто раз больше самого ударного хита самого раскрученного "нормального" мюзикла (кроме творений Уэббера, пожалуй...)

И еще я подумал - а что, собственно, еще делать со всеми этими великими произведениями после того, как их создатели по разным, - так сказать, естественным - причинам не могут или не смогут больше сами их исполнять? Ведь очень хочется живого исполнения!
Про римейки я не говорю - оставим их на совести волоокого матершинника Филиппа Бедросовича и широкоштанных бормотунов-рэпперов. Еще можно, конечно, подыскивать "людей, похожих на..." (вроде ребят-корейцев, поющих Цоя на Арбате) - но они будут обречены на оскорбительное для настоящего артиста "ну да, похоже, конечно, но...". Да и неловко как-то слышать глубоко личные вещи, прочно связанные с индивидуальностью конкретного артиста, из уст и голосом, пусть хорошим, совсем другого человека. Ведь рок - искусство сугубо индивидуальное.

Так что такая театральная форма, в принципе, совсем не плохой выход. Артист поет "We Are The Champions" и вкладывает в это, как и подобает настоящему артисту, всю свою душу, а зритель не испытывает никакой неловкости - потому что понятно, что это сценический образ, и с реальным Фредди Меркьюри сравнивать его бессмысленно. Никто ведь не ходит на спектакль "Сирано де Бержерак" с портретом реального поэта и дуэлянта XVII века и не сравнивает, такой ли величины и формы был у него нос, и так ли он декламировал свои стихи. Если на сцене настоящий артист, конечно.

Однако потенциально самая большая удача постановки обернулась самой большой ее неудачей. Дело в том, что почти все молодые артисты - очень обаятельные, органичные и прекрасно справляющиеся с огромной вокальной нагрузкой - пока что очень слабы как актеры драматические. Конечно, трудно требовать от хрупкой девушки, которая только что мощно пела ураганный рок, тонкой игры нюансов и полутонов, как у Марины Нееловой или Инны Чуриковой, но все-таки интонации школьного спектакля очень резали ухо.

Мало того: если диалоги приближались к школьному спектаклю выпускного класса английской спецшколы, то сам сценарий (или либретто?) стремится уйти еще дальше в детство. "We will rock you" - это не биография Меркьюри и не история группы Queen, это совершенно отдельная вымышленная история. Это и хорошо, никому не надо, чтобы по сцене ходили дети с налепленными усами, как в клипе на песню Miracle, только вот история эта больше всего напоминала сценарий новогодней елки для детей среднего школьного возраста - Баба-Яга украла сказку, и надо ее найти, пока часы не пробили полночь.

Впрочем, во втором действии певцы окончательно перестали делать вид, что их интересует сюжет, и целиком отдались прекрасному исполнению прекрасных песен. Всего за два часа прозвучало около 20 суперхитов, их звучание, по подсчетам самих постановщиков, занимает три четверти всего представления. Звучали песни всех периодов тридцатилетней истории группы - правда, в основном бравурные, мажорные хиты. Из "грустных" нашлось место только для "Who wants to live forever" ("Любовь, надежда, вера") и "These are the days of our lifes".

Принципиально важно, что исполняются они все абсолютно вживую, даже без минусовок, настоящим "мясным" рОковым звуком: в конце открывается занавес за сценой, и становится видно, что там на балкончике располагался полноценный рок-состав и даже полноценный хор, который и выпевал все роскошные квиновские многоголосья. Даже маленький кусочек клипа "Богемской рапсодии" показывается "по-честному" - с помощью стоящего прямо на сцене видеомагнитофона.

Все песни переводились на русский. Точнее - для них были написаны практически новые русские тексты. Большинство рефренов чрезвычайно удачно: "Radio Ga-Ga" стала "Радиошняга, видеомыло, жизнь без напряга", "Another one bites the dust" - "Кто-то здесь жизнь отдаст" и так далее. Никогда не мог подумать, что рок-н-ролльчику "Crazy little thing called love" с его сверхкороткими строчками можно подобрать адекватный русский текст! Однако - подобрали.

Ключевой момент представления - когда герой-медиум мучительно пытается вспомнить заглавную песню - шумелку "We will rock you" (у нас, видите ли, на сцене XXIV век, глобализм победил, живая музыка строжайше запрещена, и рок-хиты взыскуются как чаша Грааля) и зал начинает ему подсказывать ногами и руками: тум-тум-хлоп! тум-тум-хлоп! Это действительно впечатляет - не рождение трагедии из духа музыки, как учил старик Ницше, а рождение музыки из духа трагедии. После этого певцы переходят на приличный английский и представление стремительно несется к апофеозу и неожиданному, но очень приятному сюрпризу в конце.

Я не случайно всё время избегаю слова "мюзикл". Мюзикл всё-таки имеет эстрадную, кафешантанную основу. А здесь основа совсем другая. Переводчикам и адаптаторам текста очевидно, доставил много хлопот ключевой, но непереводимый каламбур - live rock, "рок живьем" и "живая скала". Получалось не всегда уклюже. Но надо признать: с передачей самой сути этого понятия создатели русской версии действа справились вполне.

Сходите на это яркое представление, если вы уже достаточно умудрены жизненным опытом, чтобы спокойно отнестись к драматическим несообразностям и дурацким шуточкам про Блестящих и Аллу Борисовну - и суметь сосредоточиться на удовольствии, которое приносят молодые вокалисты, трогательно произносящие свои реплики и самозабвенно выкладывающиеся в прекрасной живой музыке этого действа. Шоу, если угодно. Да-да, того самого, которое must go on.

18.11.2004, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
QUEEN - Живая музыка и картонные злодеи - ваше мнение о статье
  • В русской версии Богемская Расподия исполняется абсолютно вживую, никакой честной фанеры там нет.
    Написал(a): Данила Мастер, 17/12/2004 14:31
  • Спасибо за рецензию.
    Видел WWRY в Лондоне. Блеск. Кстати, оперный кусок Рапсодии там исполняется в живую, а не с 'честной' фанерой. Странно, что в Москве не смогли поставить также. Даже Уральская команда КВН смогла. :)

    "Ведь очень хочется живого исполнения!"

    Именно.
    Написал(a): allyouneed, 23/11/2004 13:51
  • Спасибо, очень неплохая рецензия.Не понимаю тех, кто говорит, что WWRY - это слабый мюзикл. Это- удивительное действо. Я был на премьере, недавно ходил ещё раз и всем советую, даже если вы не фан Queen - вам понравится -это действительно ни на что не похоже!
    Написал(a): Mulder, 21/11/2004 20:45
  • Спасибо за статью, я думал,пойти или нет, после неё решил пойти (схожу - опишу впечатления). Насчёт живого исполнения старых песен - существует пример нашедших вокалиста с голосом покойного предшественника AC/DC. Меркьюри, кстати, по тембру голоса мог заменить Джордж Майкл (что он продемонстриловал на концерте его памяти), но сотрудничество поп-певца с рокерами (особенно с Мэем - см. его сольники) наверняка бы сопровождалось бы такими спорами, что в таком составе группа бы долго не просуществовала. Всё это выглядело бы примерно так же, как Гиллан в Black Sabbath.
    Написал(a): Олег, 20/11/2004 20:09
QUEEN - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Англия
Релизы:
1995 Made in Heaven
1995 At the BBC
1991 Innuendo

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить