OOMPH!  Бдымс!

Немецкая индустриальная сцена на редкость велика и обильна. Корифеев жанра можно с лету насчитать здесь до десятка. Однако одной из тех групп, без которых немецкий индастриэл не состоялся бы таким, какой он есть, были - и остаются - нижнесаксонские террористы Oomph!. В нашем рассказе - история становления этой славной команды...

Немецкая индустриальная сцена на редкость велика и обильна. Корифеев жанра можно с лету насчитать здесь до десятка. Расплывчатое определение "новый немецкий тяжеляк" ("Neue Deutsche Hoerte") у большинства слушателей, само собой, вызывает мысль прежде всего о Rammstein; однако эта команда скорее подвела итог разнообразным тенденциям, процветавшим в жанре. "Rammstein" с талантом алхимиков выкристаллизовали из многообразия мрачной тевтонской музыки тот остаток, который мог заинтересовать даже людей, далеких от этого стиля. Когда-то Кобейн сделал то же с наследием Black Sabbath и Pixies. Однако одной из тех групп, без которых немецкий индастриэл не состоялся бы таким, какой он есть, были - и остаются, собственно - нижнесаксонские террористы Oomph!.

Это трио было образовано в 1989 году в городе с подходящим названием Вольфсбург тремя джентльменами по фамилиям Деро Гои (Dero Goi), Роберт Флюкс (Robert Flux) и Крэп (Crap). Для группы они унифицировали свои имена до Dero, Flux & Crap; эти короткие и "злые" клички удачно отражают общий образ команды. К этому моменту у всех трех уже был довольно-таки солидный опыт игры на музыкальных инструментах, и все они успели поиграть по местных подвалам в авангардных командах.

С самого начала группа не искала легких путей к сердцу (а тем более - кошельку) слушателей. На тягу к необычности и отход от банальности указывает уже само название - в конце концов, не так много людей решаются назвать свои группы междометием, да еще и с восклицательным знаком. В распределении ролей "Oomph!" тоже не особенно оглядывались на традиционные представления о составе: Flux и Crap оба прописывают как гитары, так и клавиши, а Dero относится к редкому виду ударников поющих, хотя на концертах за него молотит в бочки сессионный музыкант. Наконец, не самым привычным образом выглядел список повлиявших на Oomph! команд: от AC/DC и Beatles через Bjork и Cure до Black Album Metallica. Такой компот многое обещает.

Духу "Beatles", надо сказать, места на дисках "Oomph!" не находится. Первая запись, MCD "Ich bin Du" ("Я - это ты") была сделана в 1991 году, и вместе с последовавшей "Der neue Gott" ("Новый бог") быстро стала классикой танцполов в готических и других независимых клубах в Германии, да и по всему остальному миру. Вскоре на небольшом лейбле Futurist Records вышел дебютный альбом группы, без изысков поименованный Oomph! (1992). Для новообращенного поклонника, проводящего раскопки в back-catalogue группы, этот диск может быть некоторым шоком: гитарного звука здесь нет, он полностью электронный. С самого начала, кстати, команда записывала песни как на английском, так и на родном языке.

Вслед за Oomph! вышли Sperm (1993) и Defect (1995). Начиная с выпущенного в 1993 году сингла Breathtaker, группа начала использовать в своей музыке гитарный звук, - и это оказалось как раз то, что надо. "Oomph!" удачно обосновались где-то на пересечении чисто синтезированного индастриэла в духе Das Ich с холодным, механизированным металлом - плюс небанальные и мощные партии ударных Деро.
Музыка "Oomph!" была полной агрессии, имидж и тексты этому только способствовали. Первое видео группы, снятое в 1994 году, называлось "Sex" и на MTV совсем не пошло. Возможно, дело было в использованных кадрах трахающейся немолодой пары...

Одним из наивысших достижений группы стал концептуальный альбом Wunschkind ("Дитя желаний"; 1996). "Oomph!" никогда не стеснялись обращаться к теме секса, причем отнюдь не в стиле Кайли Миноуг - и Wunschkind был целиком посвящен теме педофилии и издевательств над детьми. Эта индастриэл-симфония была чем-то похожа по стилю на вышедший годом раньше Demanufacture Fear Factory, но, сохраняя энергетику и драйв, полностью убирала Завод Страха по сложности и продуманности структуры альбома. С Wunschkind группа активно гастролировала; не все команды подобного жанра хорошо выступают вживую, однако "Oomph!" всегда были одними из лучших - не в последнюю очередь благодаря таланту фронтмена Деро. В числе прочего в 1996-м они отметились на знаменитом немецком фесте "Wacken Open Air".

Дитя желаний принесло большой успех своим создателям, и диск Unrein ("Нечистый") вышел в 1998 году уже на мажоре Virgin Records. Этот альбом закрепил успех "Oomph!": группа впервые мощно продвинулась в чарты и была приглашена выступить на голландском "Dynamo Open Air Festival" перед 250-тысячной толпой (состоявшей, надо понимать, из укуренных голландцев). Пробравшись в ряды капиталистов, музыканты позволили себе заняться экспериментами. Plastic (1999) был мягче своих предшественников; Деро, занявшийся классическим вокалом, значительно расширил спектр своих возможностей, а на сингле "Fieber" ("Горячка") "Oomph!" работали с самой крестной мамой всея немецкого андерграунда - Ниной Хаген (Nina Hagen). После выхода Plastic "Oomph!" были приглашены в тур со Skunk Anansie.

С тех пор успех уже не покидал трех злых саксонцев, твердой поступью перешедших в высшую лигу. Ego (2001) вошел аж в Немецкий Топ 20, после чего команду позвали в турне HIM; в собственных концертах "Oomph!" могли позволить себе взять на разогрев In Extremo. В 2002-м они играли на таких фестивалях, как "With Full Force", "Mera Luna", и даже удостоились приглашения от Великого и Ужасного Оззи на его личный фест - в смысле, "Ozzfest". Перейдя в 2003-м году на Gun Records (заманивавших "Oomph!" еще с 1996-го), в феврале 2004-го они выкатили свой восьмой диск, полностью немецкоязычный Wahrheit oder Pflicht ("Правда или обязанность"), с которым уже успели собрать хороший урожай, особенно на родине: "Oomph!" номинируются в NEO Award и 1LIVE-Award 2004, а сингл Brennende Liebe ("Горящая любовь") занял в немецких чартах 9-е место.

Музыка "Oomph!" не обладает таким поп-потенциалом, как рубилово пресловутых "Rammstein" или даже Megaherz; зато "Oomph!" куда более продвинуты, - причем, в хорошем смысле слова. Dero, Flux & Crap соединяют эстетскую мрачность и упоение машинным звуком, присущую настоящему индастриалу, со той живой и страстной агрессивностью, которая отличает хороший экстремальный металл. В своей музыке они отражают темные стороны жизни, то, о чем среди бюргеров принято помалкивать, но для них это не романтический эпатаж, игра со слушателем, как для Тиля Линденманна сотоварищи; это выплеск очень личных, прочувствованных эмоций. То, как "Oomph!" балансируют между искренностью и доступностью, глянцем и агрессией, во многом уникально. Это может быть трудно уловить, но тот, кто вслушивается в их музыку, поймет, что неспроста любимая фраза команды - "Если ты просто идешь за другими, ты не оставишь своих следов". "Oomph!" подобное точно не грозит.

18.11.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

OOMPH! - свежие публикации:

  • Репортаж - Голлум и компания, 08.06.2010
    Немцы OOMPH! в Москве устроили тренинг по правильному обращению с женщинами, явили публике живого персонажа Толкина и вдоволь раздали автографы »»
  • Анонс - Пришли по-английски, 25.05.2010
    Немецкие индустриальщики OOMPH! наконец-то споют для нас не только на немецком языке »»
  • Интервью - "Попер креатив!", 21.05.2010
    Накануне своего московского концерта, музыканты OOMPH! рассказали Звукам о планах покорения Америки, усомнились в собственном влиянии на индастриал-музыку и пояснили, почему в их творчестве теперь так много римейков »»
Сайт: www.oomph.de

OOMPH!

Дата образования:

1 января 1989