"Горбушка" на военном положении. На всем пути от метро к зданию, где проходит московский концерт "Гражданской Обороны", одновременно приуроченный и к выходу нового альбома, и к 20-летию группы, у многочисленных киосков люди в косухах. То и дело раздаются громкие крики "Панки хой!". Очередь в ДК тянется на несколько сотен метров, у дверей - три машины "Скорой помощи" и множество сотрудников органов правопорядка. Концерт группы Егора Летова для человека, решившегося туда пойти, - это всегда определенный риск получить телесные повреждения и потерять ценные вещи. Для кого-то эта перспектива заманчива: трудно отделаться от ощущения, что подросткам хочется в первую очередь не послушать музыку, а потолкаться и позатевать конфликты. Для кого-то - осознанная необходимость: желание услышать "ГО" живьем столь велико, что некомфортностью окружающего контекста можно пренебречь. Без эксцессов, к несчастью, не обошлось и на этот раз: если на концерте все в целом было вполне спокойно и мирно (бдительная охрана успешно пресекала многочисленные попытки людей из первых рядов вылезти на сцену, а они не очень-то и сопротивлялись), то после него на лентах информационных агентств появились сообщения о большой драке около "Горбушки" и 25 попавших в больницы.

Зал был набит до отказа. Посередине танцпола, в центре плотной толпы, развевался флаг НБП - когда-то, в середине 90-х, на концертах Летова такой флаг висел на сцене. На выступлениях "Гражданской обороны" встречаются самые непохожие друг на друга социальные группы: с одной стороны от меня стоял молодой человек, после каждой песни вместо аплодисментов вскидывавший правую руку и выкрикивавший "Слава России!", с другой - тихая интеллигентная девушка, которая, как только главный герой вечера вышел на сцену, всю свою интеллигентность позабыла и начала прыгать, громко свистеть и орать. Живая иллюстрация парадоксальности статуса "ГО": злобные маргиналы стоят бок о бок с представителями интеллектуальной элиты, и все они в едином порыве выбрасывают вверх кулаки и кричат "а при коммунизме все будет за**ись!".

"Поздравляю: наконец-то начались юбилеи хороших групп", - сказал залу Черный Лукич, открывавший концерт. Лукич играл в своем обычно формате - две гитары, акустическая и электрическая, и перкуссия, и, конечно, столь камерный и тихий состав в огромной "Горбушке" не прозвучал. Публика сибирским балладам Лукича подпевала, но было вполне очевидно, что все ждут собственно "Гражданскую Оборону". Еще более очевидно это стало, когда на сцену вышла другая "разогревная" группа - Чернозем, одни из представителей "второй волны" сибирского панка, которые оказались крикливым, примитивным и довольно нелепым подражанием отцам-основателям. Тут уж публика и вовсе потеряла терпение, и после каждой сыгранной "Черноземом" песни музыканты слышали не аплодисменты, но хор голосов, скандирующих "Егор! Егор!". То есть разогрев свою функцию выполнил, подняв нетерпение публики до точки кипения - и вот тут-то под оглушающие крики, хлопки и свист "Гражданская Оборона" и вышла на сцену.

Когда весной этого года я наблюдал акустический концерт Летова, мне думалось, что с ним "все уже понятно" - музыкант выглядел памятником самому себе; былой герой производил впечатление человека уставшего и растерявшего энергию. Новый альбом своей силой и мощью это ощущение изрядно поколебал, а прошедший концерт "ГО" доказал его полную неверность. Пороха в пороховницах омского маргинала по-прежнему предостаточно, главный боец и борец русского рока жив, бодр и полон прежней лихости. С первых аккордов первой песни "Гражданской Обороны" все встало на свои места: разогрев разогревом, попутчики попутчиками, но играть старый-добрый грязный психоделический панк с такой честностью и отдачей у нас умеет только один человек. 20 лет есть 20 лет, приуроченность обязывает, а потому группа исполняла самые разные песни - от совсем дремучих и старинных, сочиненных ещё в середине 80-х ("Открове", "Хороший автобус") до самых свежих, с "Долгой счастливой жизни". Не обошлось и без всегдашних хитов: был и "Зоопарк", и "Все как у людей", и "Свобода", и даже "Все идет по плану" (как выяснилось, и эту, почти уже русскую народную, можно спеть так, что это совершенно не будет казаться смешным). И вот что странно и показательно: даже самые идеологически нагруженные песни "Гражданской обороны" теперь, при смене контекста, проявляют свои смыслы, не зависящие от конкретной исторической ситуации, оказывается, и "новая правда" - это не столько про внешнее, сколько про внутреннее. Но и политической актуальности эти песни не теряют, и строки "как убивали, так и будут убивать, как запрещали, так и будут запрещать" или "сотни лет сугробов, лазаретов, питекантропов, ментов, медикаментов, хлеба-зрелищ обязательных" по-прежнему воспринимаются как говорящие о том, что происходит здесь и сейчас. В какой-то момент группа ушла со сцены, а затем вернулась уже с Кузей УО, главным соратником Летова по проекту "Гражданская Оборона". Он, впрочем, был не более чем свадебным генералом, поскольку четырех гитар было уже явно многовато, и каждую в отдельности расслышать не представлялось никакой возможности. Песню Черного Лукича "Мы идем в тишине" Летов спел вместе с самим автором, а завершился концерт маршеподобным исполнением инструментального окончания лучшего альбома Летова "Сто лет одиночества" - композиции "Об отшествии преподобного в пустыню от славы человеческия", в которой группе подыграл еще и вышедший на сцену трубач.

Конечно, все присутствующие знали все песни наизусть и Летову громко подпевали. Конечно, все истово прыгали, орали и поднимали вверх кулаки и "козы". И, разумеется, человек, не испытывающий симпатии к "Гражданской Обороне" и не ощущающий эти песни как нечто свое, сказал бы, что все это смотрится страшновато. И мне, как равноправному участнику этой толпы, действовавшему так же, как и все остальные, особенно нечего ему возразить. Концерт "Гражданской обороны" - это обнаженный драйв, нерв и ярость, энергия, льющаяся через край и способная выплеснуться в самые агрессивные формы. Это музыка, по своей сути революционная и боевая, и слава богу, что Летов нынче не произносит со сцены никаких политических призывов (да и понимает его каждый по-своему, в зависимости от собственных убеждений). Перефразируя сильно повлиявшего на Летова классика, с этими песнями можно и мир перевернуть. А уж имеет ли это какой-нибудь смысл, или и так все неплохо, каждый решает сам.

17.11.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • все просто супер-и мне насрать красные белые коричневые!егор это драйв
    Написал(a): николай, 03/09/2005 7:39
  • Красные,Синие,Оранживые...Фигн я всё это!Какой девиз у Егора-я всегда буду против!Коммунисты при власти-он фашист,капиталисты-он коммунист,Диктаторы-он пофигист!Главное творчество!Если деда выдаёт на гора,слава ему во веки!А он выдаёт!
    Написал(a): АндрейКО, 07/05/2005 14:16
  • Кузя Уо - главный соратник Летова по ПОсеву и Коммунизму, но никак не по ГО...
    Я бы сказал что он главный соратник по жизни, значит и по творчеству тоже.
    Написал(a): Гуманист, 21/01/2005 17:35
  • Летов всегда был красным
    Написал(a): Mushroom, 30/11/2004 15:35
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - свежие публикации:
  • События - И вечная весна , 29.12.2015
    Документальный фильм о Гражданской Обороне вышел на DVD »»
  • URL - Буду благодарна по ГРОБ жизни , 03.12.2013
    Вдова Егора Летова начала краудфандинговую компанию по сбору средств на постпродакшн документального фильма "Гражданская Оборона. Начало" »»
  • Альбом дня - Оптимизм , 06.10.2011
    "Оптимизм" - один из двух самых ранних альбомов "Гражданской обороны", принесших группе как некоторую известность, так и большое количество неприятностей »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить