LED ZEPPELIN  Ноябрь. Между прошлым и будущим

12 ноября 1971 года вышел самый знаменитый альбом группы Led Zeppelin, содержащий самую знаменитую их песню. Речь идет, конечно же, о пластинке, условно называемой "Led Zeppelin IV", и о всемирно известной "Лестнице в Небо". Однако только этими событиями "ноябрьская" история Led Zeppelin не исчерпывается...

Ноябрь в наших широтах - месяц неуютный: голые ветви деревьев, еще не прикрытые первым снегом, мерзлая земля, пронзительный ветер... предзимье. Впрочем, все это замечают лишь меланхоличные созерцатели; для активно же концертирующих и записывающихся музыкантов ноябрь - первый пик сезона, время подготовки предрождественских релизов и пора непрерывных гастролей.
Led Zeppelin в этом смысле - не исключение, и уже первый ноябрь в жизни группы выдался напряженным: 9.11.1968, только что распрощавшись с рабочим названием The New Yardbirds, они отыграли первый концерт в рамках короткого английского тура, на подходе был дебютный альбом... 9-го же ноября двадцатилетний Роберт Плант (Robert Plant) женился на своей подруге Морин, а уже 16-го стал счастливым отцом: Морин родила ему дочь Кармен Джейд. Брак, на первый взгляд заключенный "для приличия", продлился довольно долго; Морин подарила Роберту еще двоих сыновей - Каррака (трагически погибшего в 1977 году) и Логана Ромеро. Даже после развода Плант посвятил Морин несколько песен, - в частности, в своем сольном альбоме "Manic Nirvana".

Ноябрь 1969-го застал Led Zeppelin на гастролях в Канаде, а потом в США (Канзас и Сан-Франциско); в ноябре 1971-го они объехали Англию и посетили Швейцарию; в ноябре 1972-го - Монтре... В последующие годы турне приходились в основном на весну-лето, и традиция гастролировать поздней осенью возобновилась лишь в 90-х, через много лет после распада Led Zeppelin. Но об этом чуть позже.

12 ноября 1971 года вышел самый знаменитый альбом группы, содержащий самую знаменитую их песню. Речь идет, конечно же, о пластинке, условно называемой "Led Zeppelin IV". Условно, - потому что на самом деле она не имела вообще никакого имени, и на ее обложке не были указаны ни название группы, ни даже имена музыкантов, вместо которых фигурировали некие магические символы. Таково было решение всерьез увлекшихся мистикой артистов, которое не смог изменить даже всемогущий мейджор "Atlantic Records", выпускавший все предыдущие диски группы. Однако когда приходишь в музыкальный магазин, желая купить именно эту пластинку, надо как-то ее обозначить! Поэтому "в народе" прижились, кроме "LZ-IV", еще наименования "Четыре Символа" и "Альбом Рун"...
Альбом оказался весьма эклектичен: "фирменные" тяжелые блюзы (типа "When The Levee Breaks") и не менее тяжелые рок-н-роллы ("Black Dog", "Rock'n'Roll") перемежались прохиппистскими полуакустическими номерами ("Misty Mountain Hop", "Going To California"), была там и чудесная фолк-баллада "Battle Of Evermore"... Но главная жемчужина и, по мнению многих, лучшая песня Led Zeppelin - "Stairway To Heaven", всемирно известная "Лестница в Небо", написанная Плантом под впечатлением от книги Льюиса Спенсера "Искусство магов в кельтской Британии" и великолепно аранжированная и сыгранная остальными участниками группы. По мнению Джимми Пейджа (Jimmy Page), "Лестница" идеально отражает суть Led Zeppelin - коллектива единомышленников и творцов. При длительности почти в 8 минут она до сих пор активно ротируется на радио (причем без купюр) и служит визитной карточкой коллектива. Поэт - Пушкин, фрукт - яблоко, Led Zeppelin - "Stairway To Heaven".

На ноябрь приходится еще два релиза группы. 8 ноября 1976 года в Англии начался показ фильма "The song remains the same", представлявшего собой нарезку из отснятых на кинопленку выступлений Led Zeppelin в нью-йоркском зале Мэдисон Сквер Гарден в середине 1973 года. Концертные фрагменты, являющие группу в полном расцвете сил, и закулисные сцены дополнены четырьмя фантазийными вставками-клипами на темы характера каждого из музыкантов: Плант в образе рыцаря, спасающего прекрасную даму, Пейдж, встречающий мага-двойника, Джон Пол Джонс (John Paul Jones) - жестокий разбойник и одновременно любящий семьянин, и Джон Бонэм (John Bonham) - любитель сельского хозяйства и гоночных машин... До выхода в прошлом году DVD-антологии этот фильм был единственной легальной концертной съемкой Led Zeppelin, увидевшей свет.
Вышедший немного раньше диск-саундтрек производил более слабое впечатление, чем фильм, но и в нем было что любить: особенно впечатляли получасовая потусторонняя "Dazed and Confuzed" и мистическая "No Quarter".

22 ноября 1982 года, уже после официального распада, Led Zeppelin выпустили свой последний, десятый альбом под символичным названием "Coda". Он был своего рода реквиемом умершему в 1980-м Бонэму, и состоял из неизданного материала разных лет. Центральная вещь - "Bonzo's Montreux", мощное барабанное соло, немного подкрашенное наложенной Пейджем электроникой; все остальное - не более чем ауттейки великой группы. Пластинка хороша именно как финал, - и еще тем, что, впервые в истории Led Zeppelin, снабжена обильным фотоматериалом.

Распад Led Zeppelin оставил незаживающую рану в сердцах армии поклонников, которые жадно ловили сведения о каждой совместной работе экс-цеппелиновцев, лелея надежду на их воссоединение. 12 ноября 1984 года эта надежда загорелась ярким пламенем, - в продажу поступил макси-сингл "The Honeydrippers Vol. 1", совместная работа Планта, Пейджа и привлеченных друзей-музыкантов неслабого уровня: Джеффа Бека (Jeff Beck), Нила Роджерса (Neil Rogers) и - на концертах - Брайана Сетцера (Brian Setzer, экс-Stray Cats). Пластинка содержала 5 кавер-версий песен, популярных в 40-50-х годах, в частности, "I Got a Woman" и "Rockin' at Midnight". Продолжения, впрочем, не последовало: Плант вернулся к сольной карьере, а Пейдж продолжал работать со своим новейшим детищем - группой The Firm.

The Firm можно смело назвать супергруппой, - ведь в нее, кроме Пейджа, входили такие известнейшие музыканты как Пол Роджерс (Paul Rogers), бывший вокалист Free и Bad Company, и барабанщик Крис Слейд (Chris Slade), знакомый многим по работе в Manfred Mann' Earth Band, с Дэвидом Гилмором (David Gilmour), а позднее - с AC/DC и Asia. Прослойка крайне тонка: в свое время Роджерс пытался наладить сотрудничество с лейблом Led Zeppelin "Swan Song", а всем известный вокалист Deep Purple и лидер Whitesnake Дэвид Ковердейл (David Coverdale), позднее также сотрудничавший с Пейджем, всегда нескрываемо копировал вокальную манеру Роджерса... В общем, будущее The Firm - с такими-то участниками - казалось безоблачным. Однако первый (и последний) тур группы, начавшийся 29 ноября 1984 года в Стокгольме и продолжившийся в Америке, особого успеха не имел, равно как и вышедший в 1985-м диск: Пейдж, в отличие от Планта, оказался нечувствителен к веяниям эпохи ergo неинтересен публике, а с Роджерсом у них просто не срослось... Аналогичные результаты показал и альянс Пейджа с Ковердейлом, и альбом "Outrider".

Музыкальный мир при упоминании имени Пейджа всерьез вздрогнул лишь десятилетие спустя, - именно тогда был сыгран уникальный концерт в рамках проекта MTV "Unplugged". На сцене находились Пейдж, Плант, плантовские музыканты и симфонический оркестр; наконец-то, после многих лет ожидания, два фронтмэна Led Zeppelin играли цепелиновский материал не урывками, а полной программой, разбавив его некоторыми новинками совместного сочинения. Концерт был снова дополнен клиповыми съемками - в Марракеше и Уэльсе. Звучало и выглядело все это просто восхитительно; вышедший 8 ноября 1994 года диск "No Quarter: Jimmy Page & Robert Plant Unledded" был сметен с прилавков, совместный тур Пейджа с Плантом растянулся на 1, 5 года и охватывал чуть ли не весь земной шар - Европа, Америка, Япония, Австралия... Сотрудничество продолжалось и далее; после выхода совместного альбома "Walking into Clarksdale" последовало новое турне. 17 ноября 1998 года Пейдж с Плантом подобрались максимально близко к России, отыграв концерт в Праге. Фанаты с деньгами ломанулись в Чехию, их собратья победнее застыли в напряженном ожидании: а не доедут ли "обломки дирижабля" (так писала наша пресса) до Москвы? Не доехали. И вообще вскоре снова разбежались каждый по своим делам. Реюнион кончился.

Однако ж настал и на нашей улице праздник: всем памятны два концерта, которые Плант дал в ноябре 2002 года в России: 12-го в Ледовом дворце в Петербурге, 14-го - в Москве, в "Олимпийском". Описывать их нет надобности: кто смог, тот побывал, и знает всё сам, кто не смог или не захотел - тому мой рассказ ничего не заменит: это надо было видеть и слышать.

Конечно же, вышеописанными памятными датами "ноябрьская" история Led Zeppelin не исчерпывается. Группа всегда много и интенсивно работала, и любой месяц их жизни был заполнен до отказа, - и после распада ее участники тоже не сидели, сложа руки. Плант записывал альбомы, менял музыкантов, участвовал в трибьютах и саундтреках, много гастролировал. Пейдж, кроме упомянутых сольных проектов, занимался сбором, ремастерингом и изданием архива LZ. 18 ноября 1997 года вышел, в частности, 2CD-сборник под названием "Led Zeppelin BBC Sessions" - компиляция записей для радио, сделанных в 1969-71 годах. Изумительная пластинка с кучей редкостей, мощная и энергетически насыщенная. 21 ноября (дата японского релиза) 2001 года с неожиданной стороны проявил себя и редко появляющийся на виду Джон Пол Джонс, выпустив альбом "The Thunderchief", где он не только сыграл на всех инструментах (это нам знакомо по его предыдущему альбому "Zooma"), но и самолично сочинил 7 песен из 9-ти, и всех их спел. Звучит это достойно и весьма интересно.
Жаль, что слово "новый" уже неприменимо ни к барабанщику Led Zeppelin, ни к их бессменному менеджеру: Питер Грант (Peter Grant?), прославленный не менее чем его подопечные, автор убойной максимы: "Лучше 10 процентов от концерта Led Zeppelin, чем 100 - от ничего", которой он застращал владельцев всех концертных площадок, герой многих скандальных страниц истории группы и кузнец ее финансового успеха, умер 21 ноября 1995 года. Ему было 60 лет.

12.11.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Группа LED ZEPPELIN

В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...

Дата образования:

1 января 1968

Подробности из жизни:

В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…

Далее... →