Беломор-Буги  Дым над Северным морем

В Архангельске отгремел 11-й фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В нашем репортаже - все о радости культурного обмена...

23-24 октября в Архангельске отгремел ежегодный, уже 11-й по счету фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество как организации, так и набора выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Причем стабильность тут вовсе не означает застоя: каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В этот раз последние выразились в приглашении на "Беломор" не только музыкантов, но и продюсеров других фестивалей. И не надо опасаться, что после этого на концертных площадках всей России будут выступать одни и те же команды: вкусы и концепции у организаторов все-таки разные. А культурный обмен - это всегда позитивно.

История "Беломора" мною уже была описана, и о некоторых группах также было сказано в статье про "Беломор-2003" и в отчетах о вологодском "СДВИГе" и вятском "Подъеме". Поэтому позволю себе подробно останавливаться лишь на тех, о ком прежде еще не говорила, а также на особо выдающихся старых знакомцах. Итак: 2 дня, 24 группы из 15 городов (включая Архангельск и ближайший к нему Северодвинск; кстати, 22 октября там проходил предварительный фестиваль "Север-Буги", где выступали 10 местных и 3 иногородних коллектива), 14 часов живой энергичной музыки. Таковы цифры, а дальше - факты и впечатления.

Открыла фестиваль архангельская группа S'Кайф - этакая Ария локального разлива; играли местами кривовато, но воодушевленно. Их земляки Аура со своим арт-блюз-роком были гораздо профессиональней, однако хочется пожелать им другого вокалиста: не то чтоб Юрий Главатских в этой ипостаси плох, но совмещать изощренные гитарные соло с пением - труд нелегкий и не всегда себя оправдывающий. Тихий Джа (Киров) играли уже привычную программу, но показались еще более "потяжелевшими"; напоследок порадовали народ отменным кавером на Blur. Добротно выступила ростовско-московская Абвиотура - новички на архангельской сцене, за сутки, прошедшие после "Север-Буги", уже успевшие обзавестись фанатами. Жаль, что в Архангельск "Абвиотура" приехала без своего звукооператора, и т. о. некоторые выигрышные нюансы их фолк-металла оказались не так очевидны, как хотелось бы.
Принципиально антиформатные англоязычные Indigo Junks (Северодвинск) с прошлого "Беломора" заметно выросли технически, но фурора все-таки не произвели. Зато печорская Улица Свободы, начав с обещания "Мы вас сейчас будем немножко убивать", таковое честно и с немыслимым грохотом выполнила. У кого как, а у меня от них случилась дисфункция слуха, нюха и мыслительного процесса. Заметьте, это не порицание.

E-Sex-T (расшифровывается как Elephants Sex Troubles) продолжили дело немножкоубивания слушателей, но делали это в более милосердном режиме, так что к выступлению Бритвы Оккама все функции организма восстановились в потребном для наслаждения объеме. "Бритва" - группа высочайшего класса и потрясающей сценичности; ради них организатор "Беломора" Александр Мезенцев наступил на горло собственному принципу не звать на фестиваль москвичей, и его жертва была вполне оправдана. Хотелось бы удостовериться еще и в том, что в столице их ценят столь же высоко, сколь и на выезде...

Theodor Bastard своим этно-готик-монументализмом ввели всех присутствующих в предсказуемый транс. Группа по своей направленности, в общем, не фестивальная, но зато - международного пошиба. После их беспредельного сета необходима была некая передышка, и она пришла, - правда, в совершенно неожиданной форме. Архангельские Живые Камни оказались огромным бэндом с трубачом, четырьмя бэк-вокалистками, облаченными в псевдорясы, и с бритым вокалистом/гитаристом совершенно братковской наружности. Все это формирование наяривало разухабистый рок-н-ролл, а солист хриплым кабацким голосом а ля Шнур орал: "Это чудо из чудес, наш Господь Иисус воскрес!" и "Иисус, с тобой не знаю я проблем, тебя я славлю сердцем всем!" Христианский рок, то есть. Столичные гости с особым цинизмом помирали со смеху, вся прочая публика, не мудрствуя, пустилась в пляс. А что еще?

Slaves Of Mechanical Boxes со странной смесью металла с брит-попом и онежский коллектив Эторри, исполняющий традиционный хард с вокалом а ля Кинчев, вернули фестиваль на накатанные рельсы и завершили день.

День второй открыла приятная ритм-энд-блюзовая команда Moonlight из Плесецка: ничего сильно выдающегося, но задушевно и искренне. Эстремадура (Архангельск) была намного более замысловатой; портит их, пожалуй, только узкий вокальный диапазон Дмитрия Назаренко.
Спазм (признанные звезды родного Вельска) представили публике образчик кондового хэви-метала в бессмертных традициях ранних Iron Maiden и Judas Priest, - вплоть до явного мелодического сходства, которое, впрочем, объясняют большой любовью к соответствующей музыке. Это-то не новость, а вот выступление пермских Black Warrior стало сенсацией: оказывается, российская глубинка смогла взрастить настоящий Nightwish! Даром, что русскоязычный. Об оперной правильности вокала свидетельствует курьезный случай: когда солистка BW Екатерина Бондаренко принялась с утра пораньше распеваться в гостинице, из-за стенки раздался возмущенный вопль невыспавшегося Трупного Яда: "Выключите канал "Культура"!"; о качестве группы говорит горячий прием публики и внимание прессы.

Кстати, о "Трупном Яде": этому метал-коллективу тоже пора заявлять о себе погромче и поширше, хватит уж киснуть в своем г. Мирный. Играют отлично, материал достойный, драйва и сценической харизмы не занимать, - большому кораблю флаг в руки. На нынешнем "Беломоре" выступили, как обычно, с оглушительным успехом, а финал сета украсили роскошным джемом, исполнив вместе с Blind Vandal скоростной вариант "Smoke On The Water". Это была своего рода кульминация фестиваля, после которой североонежским Белым Черепахам пришлось тяжко. Правда, за год, прошедший с их воссоединения, "Черепахи" всерьез подтянулись и отыграли свою чуть старомодную хардовую программу невозмутимо и энергично. Молодцы.
Вернусь и добавлю пару строк о "Вандалах": виртуозы-инструменталисты, уже приглашенные на зарубежные и столичные гастроли, они не позволяют себе (и слушателям) расслабиться и в родных стенах. А это гарант и наклевывающегося международного признания.

Прогресс всегда наблюдать приятно: вот вологодские Пираньи, собранные не далее как весной, уже демонстрируют продуманную драматургию песен, интересные аранжировки, а вокалистка Женя Алова радует слух и взор голосом и сценической пластикой. Практически состоявшийся проект, с альбомом и клипом в активе, дело лишь за раскруткой. А вот череповецкие D'Arts, возрождающие из пепла первозданный забой AC/DC и Nazareth: энергетический коктейль из простых, но греющих ингредиентов. И те, и другие, - по сути, стороны одной медали, отлитой из сплава мастерства и любви к своему делу.

К сожалению, по ряду причин не удалось целиком послушать программу северодвинских Чисел - интересного по всем признакам состава с контрабасом и скрипкой. Зато их земляков Поиграем И Уйдем пришлось отнаблюдать в полном объеме. Я по-прежнему считаю этот коллектив вторичным, но нельзя не заметить, что они также прогрессируют технически, и их шумную популярность в регионе тоже нельзя сбрасывать со счетов. Стало быть, группа объективно перспективная. И все таки, когда приличная по всем признакам девочка с модельной стрижечкой нацепляет на себя футболку с портретом Летова в пол-живота и, весело подпрыгивая, поет бодрую песенку про то, как этот самый Летов "убил в подвале свою последнюю ненужную весну" - это выглядит и слушается нестерпимо фальшиво. И не спрашивайте меня, почему.

Финал "Беломора", однако, искупил мои недолгие страдания: перед основательно рассосавшейся аудиторией предстал легендарный Андрей Барбашов - известный и как душа северодвинской группы Нечто Трайя, и как музыкант московского джазово-блюзового проекта Blues Makers, - и минут 15-20 играл настоящий буги. Один, на рояле. Все гениальное по-прежнему просто, и Барбашова проводили чуть ли не овацией. И фестиваль завершился на очень правильной и уместной волне. Как, собственно, и должно было быть.

Дополнительные сведения можно, как обычно, узнать на www.music.arh.ru. И, как говорится в таких случаях в Архангельске, "Беломор-Буги" forever!

03.11.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Беломор-Буги - Дым над Северным морем - ваше мнение о статье
  • А почемц нас сравнивают с Арией? Или уважаемы спец.корр не знает других, более интересных групп?
    Написал(a): Скайф, 05/09/2005 16:05
  • "завистники и злопыхатели" - это, случайно, не про меня? Я позволил себе критически высказаться о звуке, и это моя точка зрения, а не злопыхательство (и тем более не заисть: кому мне завидовать - себе же, представителю архангельской публики, осчастливленному данным фестивалем?). Может, группа Абвиотура выступала до сих пор в таких местах, где звук оставляет желать лучшего, и поэтому порадовалась нашему звуку. Но мне не с чем сравнивать, кроме своего ощущения. Если я не слышу каких-либо инструментов, я уже однозначно считаю, что звук плох (несмотря на хороший аппарат) и звукорежиссер со своей работой не справляется, что ему пару кнопок лень передвинуть (особенно не на особо значимые группы, типа Абвиотуры, у которой звук был действительно хорошим, но у них ведь там собственно нечему и пропадать - нет ни бэк-вокала, ни скрипок).
    Поясню свой негативный пафос: меня раздражают всяческие абстрактные умиления от фестиваля, особенно от гостей, в то время как есть действительные реальные проблемы (например, предвзятое отношение к музыкантам в плане отстройки им звука во время выступления), но с ними никто не борется, и создается впечатление, что их нет. Вот что я, собственно, хотел сказать.
    Представьте сбя на месте несчастной скрипачки, которая пилит, но ее не слышно, и тогда может быть поймете, почему я так говорю. Конечно, это проблема вообще не данного фестиваля, а вообще человеческого отношения, но об этом надо ведь когда-то говорить.
    Написал(a): Andr, 01/05/2005 16:15
  • С опозданием, но с осознанием произошедшего.
    Беремся утверждать, что "Беломор Буги" один из лучших фестивалей в нашей стране. и из тех, где доводилось бывать самим в качестве участников, и из тех, где бывали в роли зрителей и слушателей.
    организация на высшем уровне. аппарат, звук, работа техников и звукорежиссеров выше всяких похвал (мы впервые были без своего звукаря и жутко переживали из-за этого; оказалось напрасно). но больше всего порадовало отношение организаторов и лично Александра Мезенцева к музакантам.
    резюме: нужное дело делают (извините за тавтологию) Александр Мезенцев сотоварищи. и делают хорошо. а завистников и злопыхателей всегда было и будет более, чем достаточно, и обращать внимание на их злобные выпады - дело последнее. надеемся, что "Беломор Буги" будет и дальше набирать обороты, расширяя географию на запад, юг и восток (раз уж так сложилось, что на север расширять её (географию) больше некуда:)))).
    Написал(a): АБВИОТУРА, 20/12/2004 12:25
  • С опозданием, но с осознанием произошедшего.
    Беремся утверждать, что "Беломор Буги" один из лучших фестивалей в нашей стране. и из тех, где доводилось бывать самим в качестве участников, и из тех, где бывали в роли зрителей и слушателей.
    организация на высшем уровне. аппарат, звук, работа техников и звукорежиссеров выше всяких похвал (мы впервые были без своего звукаря и жутко переживали из-за этого; оказалось напрасно). но больше всего порадовало отношение организаторов и лично Александра Мезенцева к музакантам.
    резюме: нужное дело делают (извините за тавтологию) Александр Мезенцев сотоварищи. и делают хорошо. а завистников и злопыхателей всегда было и будет более, чем достаточно, и обращать внимание на их злобные выпады - дело последнее. надеемся, что "Беломор Буги" будет и дальше набирать обороты, расширяя географию на запад, юг и восток (раз уж так сложилось, что на север расширять её (географию) больше некуда:)))).
    Написал(a): АБВИОТУРА, 20/12/2004 12:13
Беломор-Буги - свежие публикации:
  • Фестиваль - Ах, это буги, северное буги!.. , 02.12.2003
    "Беломор-Буги" - фестиваль, интересный не только для аборигенов, которым с доставкой на дом показывают набор самого лучшего, но и для музыкантов, а также для тех журналистов, которым не лень оторвать попу от стула и доехать до Архангельска. Один из лозунгов фестиваля гласит: "Вы хотите покорять столицы? Попробуйте начать со столицы Севера!"
    Екатерина Борисова делится впечатлениями о знаменитом фестивале »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить