Беломор-Буги  Дым над Северным морем

В Архангельске отгремел 11-й фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В нашем репортаже - все о радости культурного обмена...

23-24 октября в Архангельске отгремел ежегодный, уже 11-й по счету фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество как организации, так и набора выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Причем стабильность тут вовсе не означает застоя: каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В этот раз последние выразились в приглашении на "Беломор" не только музыкантов, но и продюсеров других фестивалей. И не надо опасаться, что после этого на концертных площадках всей России будут выступать одни и те же команды: вкусы и концепции у организаторов все-таки разные. А культурный обмен - это всегда позитивно.

История "Беломора" мною уже была описана, и о некоторых группах также было сказано в статье про "Беломор-2003" и в отчетах о вологодском "СДВИГе" и вятском "Подъеме". Поэтому позволю себе подробно останавливаться лишь на тех, о ком прежде еще не говорила, а также на особо выдающихся старых знакомцах. Итак: 2 дня, 24 группы из 15 городов (включая Архангельск и ближайший к нему Северодвинск; кстати, 22 октября там проходил предварительный фестиваль "Север-Буги", где выступали 10 местных и 3 иногородних коллектива), 14 часов живой энергичной музыки. Таковы цифры, а дальше - факты и впечатления.

Открыла фестиваль архангельская группа S'Кайф - этакая Ария локального разлива; играли местами кривовато, но воодушевленно. Их земляки Аура со своим арт-блюз-роком были гораздо профессиональней, однако хочется пожелать им другого вокалиста: не то чтоб Юрий Главатских в этой ипостаси плох, но совмещать изощренные гитарные соло с пением - труд нелегкий и не всегда себя оправдывающий. Тихий Джа (Киров) играли уже привычную программу, но показались еще более "потяжелевшими"; напоследок порадовали народ отменным кавером на Blur. Добротно выступила ростовско-московская Абвиотура - новички на архангельской сцене, за сутки, прошедшие после "Север-Буги", уже успевшие обзавестись фанатами. Жаль, что в Архангельск "Абвиотура" приехала без своего звукооператора, и т. о. некоторые выигрышные нюансы их фолк-металла оказались не так очевидны, как хотелось бы.
Принципиально антиформатные англоязычные Indigo Junks (Северодвинск) с прошлого "Беломора" заметно выросли технически, но фурора все-таки не произвели. Зато печорская Улица Свободы, начав с обещания "Мы вас сейчас будем немножко убивать", таковое честно и с немыслимым грохотом выполнила. У кого как, а у меня от них случилась дисфункция слуха, нюха и мыслительного процесса. Заметьте, это не порицание.

E-Sex-T (расшифровывается как Elephants Sex Troubles) продолжили дело немножкоубивания слушателей, но делали это в более милосердном режиме, так что к выступлению Бритвы Оккама все функции организма восстановились в потребном для наслаждения объеме. "Бритва" - группа высочайшего класса и потрясающей сценичности; ради них организатор "Беломора" Александр Мезенцев наступил на горло собственному принципу не звать на фестиваль москвичей, и его жертва была вполне оправдана. Хотелось бы удостовериться еще и в том, что в столице их ценят столь же высоко, сколь и на выезде...

Theodor Bastard своим этно-готик-монументализмом ввели всех присутствующих в предсказуемый транс. Группа по своей направленности, в общем, не фестивальная, но зато - международного пошиба. После их беспредельного сета необходима была некая передышка, и она пришла, - правда, в совершенно неожиданной форме. Архангельские Живые Камни оказались огромным бэндом с трубачом, четырьмя бэк-вокалистками, облаченными в псевдорясы, и с бритым вокалистом/гитаристом совершенно братковской наружности. Все это формирование наяривало разухабистый рок-н-ролл, а солист хриплым кабацким голосом а ля Шнур орал: "Это чудо из чудес, наш Господь Иисус воскрес!" и "Иисус, с тобой не знаю я проблем, тебя я славлю сердцем всем!" Христианский рок, то есть. Столичные гости с особым цинизмом помирали со смеху, вся прочая публика, не мудрствуя, пустилась в пляс. А что еще?

Slaves Of Mechanical Boxes со странной смесью металла с брит-попом и онежский коллектив Эторри, исполняющий традиционный хард с вокалом а ля Кинчев, вернули фестиваль на накатанные рельсы и завершили день.

День второй открыла приятная ритм-энд-блюзовая команда Moonlight из Плесецка: ничего сильно выдающегося, но задушевно и искренне. Эстремадура (Архангельск) была намного более замысловатой; портит их, пожалуй, только узкий вокальный диапазон Дмитрия Назаренко.
Спазм (признанные звезды родного Вельска) представили публике образчик кондового хэви-метала в бессмертных традициях ранних Iron Maiden и Judas Priest, - вплоть до явного мелодического сходства, которое, впрочем, объясняют большой любовью к соответствующей музыке. Это-то не новость, а вот выступление пермских Black Warrior стало сенсацией: оказывается, российская глубинка смогла взрастить настоящий Nightwish! Даром, что русскоязычный. Об оперной правильности вокала свидетельствует курьезный случай: когда солистка BW Екатерина Бондаренко принялась с утра пораньше распеваться в гостинице, из-за стенки раздался возмущенный вопль невыспавшегося Трупного Яда: "Выключите канал "Культура"!"; о качестве группы говорит горячий прием публики и внимание прессы.

Кстати, о "Трупном Яде": этому метал-коллективу тоже пора заявлять о себе погромче и поширше, хватит уж киснуть в своем г. Мирный. Играют отлично, материал достойный, драйва и сценической харизмы не занимать, - большому кораблю флаг в руки. На нынешнем "Беломоре" выступили, как обычно, с оглушительным успехом, а финал сета украсили роскошным джемом, исполнив вместе с Blind Vandal скоростной вариант "Smoke On The Water". Это была своего рода кульминация фестиваля, после которой североонежским Белым Черепахам пришлось тяжко. Правда, за год, прошедший с их воссоединения, "Черепахи" всерьез подтянулись и отыграли свою чуть старомодную хардовую программу невозмутимо и энергично. Молодцы.
Вернусь и добавлю пару строк о "Вандалах": виртуозы-инструменталисты, уже приглашенные на зарубежные и столичные гастроли, они не позволяют себе (и слушателям) расслабиться и в родных стенах. А это гарант и наклевывающегося международного признания.

Прогресс всегда наблюдать приятно: вот вологодские Пираньи, собранные не далее как весной, уже демонстрируют продуманную драматургию песен, интересные аранжировки, а вокалистка Женя Алова радует слух и взор голосом и сценической пластикой. Практически состоявшийся проект, с альбомом и клипом в активе, дело лишь за раскруткой. А вот череповецкие D'Arts, возрождающие из пепла первозданный забой AC/DC и Nazareth: энергетический коктейль из простых, но греющих ингредиентов. И те, и другие, - по сути, стороны одной медали, отлитой из сплава мастерства и любви к своему делу.

К сожалению, по ряду причин не удалось целиком послушать программу северодвинских Чисел - интересного по всем признакам состава с контрабасом и скрипкой. Зато их земляков Поиграем И Уйдем пришлось отнаблюдать в полном объеме. Я по-прежнему считаю этот коллектив вторичным, но нельзя не заметить, что они также прогрессируют технически, и их шумную популярность в регионе тоже нельзя сбрасывать со счетов. Стало быть, группа объективно перспективная. И все таки, когда приличная по всем признакам девочка с модельной стрижечкой нацепляет на себя футболку с портретом Летова в пол-живота и, весело подпрыгивая, поет бодрую песенку про то, как этот самый Летов "убил в подвале свою последнюю ненужную весну" - это выглядит и слушается нестерпимо фальшиво. И не спрашивайте меня, почему.

Финал "Беломора", однако, искупил мои недолгие страдания: перед основательно рассосавшейся аудиторией предстал легендарный Андрей Барбашов - известный и как душа северодвинской группы Нечто Трайя, и как музыкант московского джазово-блюзового проекта Blues Makers, - и минут 15-20 играл настоящий буги. Один, на рояле. Все гениальное по-прежнему просто, и Барбашова проводили чуть ли не овацией. И фестиваль завершился на очень правильной и уместной волне. Как, собственно, и должно было быть.

Дополнительные сведения можно, как обычно, узнать на www.music.arh.ru. И, как говорится в таких случаях в Архангельске, "Беломор-Буги" forever!

03.11.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)