23-24 октября в Архангельске отгремел ежегодный, уже 11-й по счету фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество как организации, так и набора выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Причем стабильность тут вовсе не означает застоя: каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В этот раз последние выразились в приглашении на "Беломор" не только музыкантов, но и продюсеров других фестивалей. И не надо опасаться, что после этого на концертных площадках всей России будут выступать одни и те же команды: вкусы и концепции у организаторов все-таки разные. А культурный обмен - это всегда позитивно.
История "Беломора" мною уже была описана, и о некоторых группах также было сказано в статье про "Беломор-2003" и в отчетах о вологодском "СДВИГе" и вятском "Подъеме". Поэтому позволю себе подробно останавливаться лишь на тех, о ком прежде еще не говорила, а также на особо выдающихся старых знакомцах. Итак: 2 дня, 24 группы из 15 городов (включая Архангельск и ближайший к нему Северодвинск; кстати, 22 октября там проходил предварительный фестиваль "Север-Буги", где выступали 10 местных и 3 иногородних коллектива), 14 часов живой энергичной музыки. Таковы цифры, а дальше - факты и впечатления.
Открыла фестиваль архангельская группа S'Кайф - этакая Ария
локального разлива; играли местами кривовато, но воодушевленно. Их земляки Аура
со своим арт-блюз-роком были гораздо профессиональней, однако хочется пожелать
им другого вокалиста: не то чтоб Юрий Главатских в этой ипостаси плох,
но совмещать изощренные гитарные соло с пением - труд нелегкий и не всегда себя
оправдывающий. Тихий Джа (Киров) играли уже привычную программу, но
показались еще более "потяжелевшими"; напоследок порадовали народ отменным
кавером на Blur.
Добротно выступила ростовско-московская
Абвиотура - новички на архангельской сцене, за сутки, прошедшие после
"Север-Буги", уже успевшие обзавестись фанатами. Жаль, что в Архангельск
"Абвиотура" приехала без своего звукооператора, и т. о. некоторые выигрышные
нюансы их фолк-металла оказались не так очевидны, как хотелось бы.
Принципиально антиформатные англоязычные Indigo Junks (Северодвинск) с прошлого
"Беломора" заметно выросли технически, но фурора все-таки не произвели. Зато
печорская Улица Свободы, начав с обещания "Мы вас сейчас будем немножко
убивать", таковое честно и с немыслимым грохотом выполнила. У кого как, а у
меня от них случилась дисфункция слуха, нюха и мыслительного процесса.
Заметьте, это не порицание.
E-Sex-T (расшифровывается как Elephants Sex Troubles) продолжили дело немножкоубивания слушателей, но делали это в более милосердном режиме, так что к выступлению Бритвы Оккама все функции организма восстановились в потребном для наслаждения объеме. "Бритва" - группа высочайшего класса и потрясающей сценичности; ради них организатор "Беломора" Александр Мезенцев наступил на горло собственному принципу не звать на фестиваль москвичей, и его жертва была вполне оправдана. Хотелось бы удостовериться еще и в том, что в столице их ценят столь же высоко, сколь и на выезде...
Theodor Bastard своим этно-готик-монументализмом ввели всех присутствующих в предсказуемый транс. Группа по своей направленности, в общем, не фестивальная, но зато - международного пошиба. После их беспредельного сета необходима была некая передышка, и она пришла, - правда, в совершенно неожиданной форме. Архангельские Живые Камни оказались огромным бэндом с трубачом, четырьмя бэк-вокалистками, облаченными в псевдорясы, и с бритым вокалистом/гитаристом совершенно братковской наружности. Все это формирование наяривало разухабистый рок-н-ролл, а солист хриплым кабацким голосом а ля Шнур орал: "Это чудо из чудес, наш Господь Иисус воскрес!" и "Иисус, с тобой не знаю я проблем, тебя я славлю сердцем всем!" Христианский рок, то есть. Столичные гости с особым цинизмом помирали со смеху, вся прочая публика, не мудрствуя, пустилась в пляс. А что еще?
Slaves Of Mechanical Boxes со странной смесью металла с брит-попом и онежский коллектив Эторри, исполняющий традиционный хард с вокалом а ля Кинчев, вернули фестиваль на накатанные рельсы и завершили день.
День второй открыла приятная ритм-энд-блюзовая команда Moonlight из Плесецка:
ничего сильно выдающегося, но задушевно и искренне. Эстремадура (Архангельск)
была намного более замысловатой; портит их, пожалуй, только узкий вокальный
диапазон Дмитрия Назаренко.
Спазм (признанные звезды родного Вельска)
представили публике образчик кондового хэви-метала в бессмертных традициях
ранних Iron Maiden и Judas Priest, - вплоть до явного
мелодического сходства,
которое, впрочем, объясняют большой любовью к соответствующей музыке. Это-то не
новость, а вот выступление пермских Black Warrior стало сенсацией: оказывается,
российская глубинка смогла взрастить настоящий Nightwish! Даром, что
русскоязычный. Об оперной правильности вокала свидетельствует курьезный случай:
когда солистка BW Екатерина Бондаренко принялась с утра пораньше
распеваться в
гостинице, из-за стенки раздался возмущенный вопль невыспавшегося Трупного Яда:
"Выключите канал "Культура"!"; о качестве группы говорит горячий прием публики
и внимание прессы.
Кстати, о "Трупном Яде": этому метал-коллективу тоже пора заявлять о себе
погромче и поширше, хватит уж киснуть в своем г. Мирный. Играют отлично,
материал достойный, драйва и сценической харизмы не занимать, - большому
кораблю флаг в руки. На нынешнем "Беломоре" выступили, как обычно, с
оглушительным успехом, а финал сета украсили роскошным джемом, исполнив вместе
с Blind Vandal скоростной вариант "Smoke On The Water". Это была
своего рода
кульминация фестиваля, после которой североонежским Белым Черепахам пришлось
тяжко. Правда, за год, прошедший с их воссоединения, "Черепахи" всерьез
подтянулись и отыграли свою чуть старомодную хардовую программу невозмутимо и
энергично. Молодцы.
Вернусь и добавлю пару строк о "Вандалах":
виртуозы-инструменталисты, уже приглашенные на зарубежные и столичные гастроли,
они не позволяют себе (и слушателям) расслабиться и в родных стенах. А это
гарант и наклевывающегося международного признания.
Прогресс всегда наблюдать приятно: вот вологодские Пираньи, собранные не далее как весной, уже демонстрируют продуманную драматургию песен, интересные аранжировки, а вокалистка Женя Алова радует слух и взор голосом и сценической пластикой. Практически состоявшийся проект, с альбомом и клипом в активе, дело лишь за раскруткой. А вот череповецкие D'Arts, возрождающие из пепла первозданный забой AC/DC и Nazareth: энергетический коктейль из простых, но греющих ингредиентов. И те, и другие, - по сути, стороны одной медали, отлитой из сплава мастерства и любви к своему делу.
К сожалению, по ряду причин не удалось целиком послушать программу северодвинских Чисел - интересного по всем признакам состава с контрабасом и скрипкой. Зато их земляков Поиграем И Уйдем пришлось отнаблюдать в полном объеме. Я по-прежнему считаю этот коллектив вторичным, но нельзя не заметить, что они также прогрессируют технически, и их шумную популярность в регионе тоже нельзя сбрасывать со счетов. Стало быть, группа объективно перспективная. И все таки, когда приличная по всем признакам девочка с модельной стрижечкой нацепляет на себя футболку с портретом Летова в пол-живота и, весело подпрыгивая, поет бодрую песенку про то, как этот самый Летов "убил в подвале свою последнюю ненужную весну" - это выглядит и слушается нестерпимо фальшиво. И не спрашивайте меня, почему.
Финал "Беломора", однако, искупил мои недолгие страдания: перед основательно рассосавшейся аудиторией предстал легендарный Андрей Барбашов - известный и как душа северодвинской группы Нечто Трайя, и как музыкант московского джазово-блюзового проекта Blues Makers, - и минут 15-20 играл настоящий буги. Один, на рояле. Все гениальное по-прежнему просто, и Барбашова проводили чуть ли не овацией. И фестиваль завершился на очень правильной и уместной волне. Как, собственно, и должно было быть.
Дополнительные сведения можно, как обычно, узнать на www.music.arh.ru. И, как говорится в таких случаях в Архангельске, "Беломор-Буги" forever!
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)