АКЦИЯ  Сверять время по гитаристам

В Москве с успехом прошла Первая московская конвенция поклонников Rage. Спрос на сувениры от группы в какой-то момент превысил спрос на пиво в баре, а окруженный поклонниками Смольский довольно долго отвечал на все интересующие их вопросы.

В относительно далеком 1993 году блестящий германский музыкант и продюсер Франк Борнеманн (Frank Bornemann), основатель небезызвестной арт-роковой группы Eloy, помог добрым делом молодой белорусской группе Инспектор. Созданный в стенах его "Coruscant Studio" и впоследствии изданный "Ariola", альбом этой группы стал (вот он, исторический момент!) первым CD, выпущенным кем-то из беларусских музыкантов. Однако вскоре у группы начались визовые проблемы. "Что-то вы слишком по Европам разъездились, будет с вас", - решили чиновники суверенной республики. Гитарист Виктор Смольский предпочел остаться в Европе до ее окончательного объединения, а заодно и познав приличествующий настоящему рок-музыканту успех. Что же до исторического альбома "Инспектора", то он к настоящему моменту так и не был переиздан, ибо, по словам Смольского, "все права остались у "Ariola", а в Германии не очень любят переиздавать программы давно несуществующих групп".

2002 год ознаменовался в жизни гитариста двумя интересными событиями.Во-первых, Виктору довелось выступить на фестивале И.С.Баха в Лейпциге, после чего он всерьез заинтересовался возможностью адекватного переложения творений легендарного классика на язык рок-музыки. Во-вторых, встретившись с бывшим коллегой по составу "Инспектора", клавишником Андреем Зубричем, занимающимся сейчас аранжировками произведений для симфонических оркестров, он обсудил с ним возможность создания нового альбома. "Как-то так складывается, что сольные альбомы я выпускаю раз в четыре года, - заметил Смольский, занятый с 1999 года в составе пауэр-легенды Rage, - В 1996 году я сделал "Destiny", в 2000 - "The Heretic", и вот сейчас - "Majesty & Passion". Это для меня скорее самовыражение, нежели бизнес..."

Вошедшие в итоге на альбом произведения Баха - не самые, что интересно, известные - были интерпретированы скорее в арт-роковом, нежели в металлическом ключе. "Хотелось сыграть во всех стилях - от джаза до регги, и показать, что все они стыкуются с классической музыкой", - говорит Виктор. В записи диска Смольскому помогли его коллеги по Rage - басист Питер Вагнер (Peter Wagner) и ударник Майк Террана (Mike Terrana), а также такие гиганты германского рока, как Ульрих Рот (Ulrich Jon Roth, ex-Scorpions), Алекс Бейродт (Alex Beyrodt, группа Silent Force) и Саша Герстнер (Sascha Gerstner, группа Helloween). Андрей Зубрич дирижировал Inspector Orchestra - созданной специально для записи этого альбома сборной музыкантов из трех ведущий белорусских оркестров, а за дополнительные партии гитары и мандолину в отдельных композициях отвечал Александр Растопчин, коллега Виктора еще со времен незабвенного ВИА Песняры.

Надо ли объяснять, что такое событие, как издание этого альбома на российской земле просто не могло пройти мимо отечественных поклонников творчества Rage в целом и Виктора в частности. К тому же не за горами двадцатилетие группы. Решено было начать празднование прямо сейчас - не дожидаясь назначенного на 15 ноября выхода юбилейного аудио-видео-сборника лучших песен группы.

29 октября в стенах клуба "Relax" с успехом прошла Первая московская конвенция поклонников Rage. Следует пояснить, чем отличается такое мероприятие от захлестывающей с начала года столичные клубы волны "трибьютов" любимых групп. Во-первых, на таких мероприятиях могут показать себя настоящими организаторами функционеры фан-клубов - а ни для кого не секрет, что в последнее время поле деятельности этих социальных институтов сузилось до тематически соответствующих фан-сайтов и форумов. Во-вторых, на конвенциях публика получает доступ к эксклюзивной атрибутике любимых групп и исполнителей, причем необязательно за плату: разнообразные увеселительные конкурсы и викторины для конвенций - обычное дело. Нередки даже карнавалы и маскарады - чего стоят, скажем, конкурсы фанатов Kiss на лучшую маску, причем иногда не копию уже существующей, а новую, но в соответствующем стиле! Наконец, нередко на подобных сборищах присутствует в качестве почетного гостя кто-нибудь из музыкантов любимой группы.

Всем этим требованиям конвенция вполне отвечала. Спрос на сувениры от Rage в какой-то момент превысил спрос на пиво в баре, а окруженный поклонниками Смольский довольно долго отвечал на все интересующие их вопросы. В частности, выяснилось, что если какие-то темы из нового альбома и будут в дальнейшем исполняться вживую, то только в рамках концертов Rage. "Я бы не хотел делать сольный тур", - сообщил Виктор.

Правда, с маскарадом вышла незадача. Все-таки члены московского металлического сообщества еще довольно скованы и по большей части боятся выглядеть необычно, полагая, что любое отклонение от униформы из черной кожи и черных джинсов будет воспринято товарищами, как отрыв от коллектива. Даже отраженное на афишах обещание бесплатного прохода на концерт привлекло на конвенцию единственного смельчака в маске саундчейзера - да и тот, после предложения подняться на сцену для вручения сувенирно-подарочного набора, опасливо осведомился из-под окровавленных бутафорских клыков: "А помидорами не закидают?" Расслабься, парень, в баре клуба не продают помидоры. Черт подери, а сколько ребят в костюмах героев фэнтези и научной фантастики собирается на знаментые литературные конвенции "Старкон" и "Зиланткон"! Есть, однако, надежда, что создатель первой в России маски фирменного монстра Rage, парень по прозвищу Муравьед, войдет в историю, как вошел в нее первый белорусский компакт-диск, и его героический пример сделает нашу металлическую тусовку немного свободнее в плане самовыражения.

Но главное на любом мероприятии - музыка. Неплохо отыграли свои программы группы Ретрием и Арда (последнюю, отвечая на телефонные звонки интересующихся программой вечеринки, администратор клуба упорно представлял, как "Орда" - ну не приходила ему в голову параллель с немецким "Erde" или хотя бы с английским "Earth"!) Команды Театр Теней и De Puta Madre представили публике рожденный в тесном содружестве русскоязычный кавер небезызвестной "(You Goin') Down" - довольно редкое дело для нашей клубной сцены, где считается хорошим тоном снимать все один в один. Басист De Puta Madre, выступавший с травмированной незадолго до этого правой рукой, героически продержался пару песен, после чего передал бас вокалисту. Тот не ударил в грязь лицом, и великая "Higher In The Sky" прозвучала именно так, как ей звучать и полагается. Ambehr, скандализирующий московскую публику с 2002 года блэк-металлической обработкой "Танца С Саблями" Хачатуряна, на сей раз появился перед пубикой в сопровождении некой танцевальной труппы. Большое количество выступающих на клубной сцене - это всегда проблема, однако практически все участники шоу показали себя в данных спартанских условиях более чем достойно.

А вот выступление Archontes осталось в памяти неприятной занозой. Ветеран московской клубной сцены Андрей Федоренко рубит свой англоязычный "классик-метал" с 1994 года. Во всяком случае, именно этим годом датирован первый магнитоальбом Archontes "Concerto For Little Darkness & Orchestra". За прошедшее время Андрей не только превратился благодаря техническому прогрессу из поющего клавишника в вокалиста, программирующего синтезаторы, а в кульминационные моменты играющий поверх автоматически воспроизводящегося граунда эпические соляки, но и стал по клубным меркам настоящим профессионалом своего дела. Вот только демонстрирует он свой профессионализм как-то избирательно. Периодически резко проходясь между песнями по поводу оплошностей клубного звукорежисера ("...и вообще, если у тебя есть лишние деньги, я могу дать тебе пару уроков..."), он неожиданно велел ребятам со снимавшего концерт кабельного канала выключить камеру именно на той части программы, ради которой его группу, собственно, на конвенцию и пригласили - то есть на каверах Rage. Телевизионщики не вняли, после чего Андрей грубо развернул камеру от сцены, сбив все настройки. Неужели столь профессиональные музыканты так плохо выучили песню, что ее нельзя снимать? Это при том, что в эфир отснятый на концерте материал неизбежно пошел бы в виде нарезки перемежаемых комментариями десяти-двадцатисекундных фрагментов. В скором времени видеоролик, в котором Андрей своей властной дланью закрывает объектив камеры, будет помещен по адресу www.truevideo.wol.bz.

...День Всех Святых, 31 октября, Виктор Смольский провел на "Горбушкином Дворе", подписывая всем желающим плакаты и подарочные, в форме лакированной книжечки-шкатулочки выполненные, издания "Majesty & Passion". Был день, когда по всей стране переводят часы на час назад. Символично, знаете ли - 28 марта, когда их переводили вперед, охотники за автографами выстраивались в очередь к великому Джо Сатриани... Похоже, настала пора сверять время по гитаристам.

P.S. К сожалению, все участники конкурса RAGE не смогли верно ответить на вопросы, которые предложила группа в преддверии акции. Поэтому призы - билеты на концерт - так и остались лежать в редакции. Эрудиты, где вы?..

01.11.2004, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)