ФЕСТИВАЛЬ  XV Пивной Интернационал

"Blues Festival" проходит у нас уже в пятнадцатый раз. Правда, недавно с эмблемы мероприятия незаметно исчез логотип спонсорского пива. Однако на смысле происходящего это не сказалось: пиво на...

"Blues Festival" проходит у нас уже в пятнадцатый раз. Правда, недавно с эмблемы мероприятия незаметно исчез логотип спонсорского пива. Однако на смысле происходящего это не сказалось: пиво на подобных мероприятиях как-то само собой подразумевается. Верхнюю строку в логотипе фестиваля заняло слово "International". При этом про турецкий отрезок тура звезд американского блюза в расписаниях на пригласительных билетах больше не пишут. Что несправедливо: хоть Efes Pilsener - марка и турецкая, у нас-то под это мероприятие все больше дворцы культуры и спорта отводят, а там - заведения, в названии которых обязательно имеется или просто "hotel", или целый "Hilton" (вспоминаю, глядя на любовно сохраненный билет на "Blues Festival 12").

...Тем не менее, несмотря на отсутствие пивного бренда в названии, если глядеть с трибуны на поле, то спортзал "Дружба", избранный на сей раз для проведения московского отрезка тура, больше всего был похож на окраинный московский пивной зал - из тех, что почему-то располагаются в ангарах, ненормальных как по площади, так и по высоте потолков. Половину поля занимал стоячий партер перед сценой, половину - длинные дощатые столы и такие же скамьи. По краям мерцали никелем и подсветкой разливные автоматы. В дальних от сцены углах даже готовили шаурму и шашлык (это при том, что курить в целях пожарной безопасности людей выгоняли на улицу). Стадион был полон. И явно не одной лишь "пивной" тематикой мероприятия это можно объяснить. Тут скорее, срабатывает некое подсознательное желание вернуться в прошлое. Но не в первобытное состояние, а в светлый миг выхода из него. Ибо конец "первобытной эпохи" ознаменовался рождением первой на планете Земля мелодии. И мелодией этой был блюз. А раз ушла в прошлое эпоха акынов и сказителей - почему бы не умчаться ненадолго под звуки блюза в те мифические времена, когда коптили факелы, гремели барабаны, расписывались стены пещер и появлялись изображения, показывающие, что все мы - единое целое?..

Традиционно программа "Blues Festival" разбивается на три отделения. В первом исполняется "корневой" блюз-фолк, как правило, одиноким мужичком с гитарой, во втором играет блюз-рок компактная группа, а в третьем появляется большой бэнд с уклоном в джаз или соул. Так вышло и на сей раз.

В первый день фестиваля (28 октября) в первом отделении народ порадовал Fruteland Jackson. Выступил он весьма неплохо, хотя не стал для нашей публики таким откровением, как смутившее умы обозревателей журнала "Play" открытие фестиваля номер 12 по имени Отис Тейлор. Но ребята типа Тейлора - редкость, а тут все-таки, не "Фабрика Звезд", а солидное мероприятие.

Во втором отделении легко и даже изящно поколбасился блюзово-рокабилльный квартет Little Charlie & The Nightcats. К сожалению, их красиво смотревшиеся на промо-фото полуакустическая гитара и контрабас по какой-то причине до Мосвы не доехали, и музыканты играли на цельнодеревянных и цельноэлектрических инструментах. Но когда фронтмен группы - колоритный бандитского вида мужичок с коком и тонкими усиками, в галстуке, темных очках и с губной гармошкой, - тут можно контабас хоть на палку от метлы с натянутыми на ней старыми подтяжками заменить. Хитровато улыбаясь, мелкий Чарли жонглировал гармониками целый час, обыгрывая все те же три аккорда на все новые и новые лады. В какой-то момент у него в руках оказалась гитара, а солировать на харпе взялся, наоборот, соло-гитарист. В общем, было очень хорошо и толково.

В третьем отделении со сцены грянули электроорган и духовые Mighty Sam McClain Band - и прибодрились даже те, кого за время антракта изрядно развезло. После краткой, но мощной интродукции, среди белых в черном прикиде музыкантов нарисовался сам Мощный Сэм - черный мужик в белом плаще, чем-то смахивающий на анти-Морфеуса из "Матрицы". Первый же его вокализ "Oh My Lord!" задал тон всему далее происходящему. Мощный Сэм - певец и проповедник в одном лице. Прозаический текст проповеди в американском духе в его устах, да под аккомпанемент постоянно импровизирующего бэнда, превращается в захватывающий моноспектакль, повествующий о трудностях жизни, превратностях судьбы и поисках путей духовного просветления в жестоком бездушном мире. Жаль только, что за пивом не все из присутствующих в это врубились.

Напоследок - интересное наблюдение. С каждым годом аудитория фестиваля становится чуть моложе. Истина в пиве, скажете вы? А хотя бы и в пиве. Все лучше, чем экстази какое-нибудь...

01.11.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)