В связи с печально известным законом о пивной рекламе Efes Pilsener Blues Festival, называвшийся так с момента своего появления в России, был переименован в International Blues Festival, отчего его название полностью обессмыслилось. Слово International в данном случае может значить скорее то, что фестиваль проводится по всему миру, но никак не то, что в нем представлены музыканты из разных стран, поскольку все коллективы, приехавшие в Россию в этом году, происходят из одной и той же страны, в которой блюз зародился и с которой он в первую очередь и ассоциируется (то есть из США). А в содержательной части фестиваль остался верен себе.

Блюз уже давно не является ни новым музыкальным направлением, ни областью, где возможны какие-то обширные и значимые эксперименты, все его многочисленные ответвления неспециалисту трудно отличить друг от друга, а главным критерием качества зачастую становится интуитивное ощущение - есть ли драйв, присутствует ли некое трудноописуемое blues feeling. И, конечно, блюз крепко-накрепко связан со своей родиной, как ни крути, для блюзового музыканта фактор происхождения и даже фактор цвета кожи обычно не менее важны, чем мастерство его владения инструментом или голосом. Доказательств этому очень много, достаточно вспомнить, как на "Большом блюзовом фестивале" в прошлом году американец Джимми Ди Лейн (Jimmy D. Lane), выйдя на сцену после многочисленных коллективов из Швеции, Германии и России, с первого аккорда показал, кто тут хозяин и у кого есть подлинное чувство блюза. Московская публика, кажется, тоже осознает эту ситуацию - в то время как многочисленным и заслуженным отечественным группам для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, приходится играть по 4-5 концертов в неделю, на второй и третий дни International Blues Festival были распроданы все билеты, а лишние начинали спрашивать уже от метро. В самом просторном зале УСЗ "Дружба" пиво лилось рекой, все радовались и улыбались, гуляли колоритнейшие фанаты блюза с большим стажем - окладистые бороды, ковбойские шляпы, круглые животы. Все присутствовавшие явно были готовы к тому, чтобы провести время весело и с плясками. Что им и удалось.

Впрочем, не сразу. Первым в пятничной программе фестиваля был Фрутленд Джексон (Fruteland Jackson). Пожилой очаровательный афро-американец в черных очках сидел один на большой сцене и играл на гитаре свои и чужие блюзовые песни. Джексон - подвижник и пропагандист акустического блюза, на родине он не только занимается музыкой, но и читает о ней лекции школьникам и студентам. Умение делать блюз на своем потрепанном шестиструнном инструменте Фрутленд продемонстрировал в полной мере, весело дудел на гармошке, охотно общался с залом, комментируя очередную песню или отпуская симпатичные шутки, однако некоторый недостаток энергетики все же ощущался. И это, конечно, не вина музыканта, а результат несоответствия его бодрых, но все-таки камерных блюзов размерам помещения, в котором ему пришлось играть. Не то чтобы было откровенно скучно, но публика, приплясывая и прихлопывая под песни Джексона, все-таки явно ждала чего-то более шумного и драйвового. Под конец своего сета Фрутленд устроил джем с московским губным гармонистом Михаилом Владимировым, тем самым одновременно и придав-таки некоторую полновесность пресловутому International, и не словом, но делом ответив на вопрос, собираются ли американские гости узнать что-нибудь о русском блюзе.

Следом на сцену вышел коллектив Little Charlie & The Nightcats, и вот тут уже все скучать перестали: группа устроила на сцене настоящее шоу и играла энергичный ритм-н-блюз, под который начались и танцы на столах, и хоровое пение. В Little Charlie & The Nightcats два лидера - основатель, блестящий гитарист Чарли Бэти (Charlie Baty), без особого напряжения выдававший длиннющие замысловатые соло, и вокалист и автор всех песен Рик Эстрин (Rick Estrin), сумевший с первых минут своего выступления завести публику. В своем блестящем костюме Рик плясал по сцене, заставлял зал подпевать и кричать "да!", усиленно дул в свою губную гармошку и вообще явно очень радовался происходящему. Оно и понятно: как признается сам музыкант, он решился бросить работу и уйти в блюз, случайно увидев документальный фильм о Роберте Джонсоне (Robert Johnson). Судя по всему, Рик и сейчас продолжает получать от своей музыки большое удовольствие и весьма рад тому, что вовремя уволился. Напоследок Эстрин пообещал всем зрителям, что "Mighty Sam McClain gonna kick your ass" - и, надо сказать, не ошибся.

То, что Макклейн во всей этой компании - самый веселый и заводной, стало понятно ещё на предконцертной встрече с музыкантами. Он самовольно узурпировал право отвечать на все вопросы, без умолку тараторил, сбивая с толку переводчицу, громко хохотал, а под конец заявил, что, по его мнению, блюз не только может, но и должен быть более коммерческим, и ничего порочного в этом нет. Музыка и шоу Макклейна его тезис полностью подтвердили. Когда рослый Сэм вышел на сцену, взял микрофон и начал петь своим колоритнейшим низким голосом, когда заиграли огромный электроорган и духовые, ощущение праздника воцарилось окончательно и бесповоротно. Макклейн не делает из блюза культ, он признает, что играет позитивную эстрадную музыку, призванную предоставить людям, выпившим изрядное количество пива, хорошую возможность развлечься. Зато этот свой эстрадный блюз-поп он делает блестяще и с огромной энергией, добавляя туда элементы соула и фанка.

В общем, фестиваль был именно таким, каким и должен был стать: веселым, танцевальным, пивным. На его основе не сделаешь никаких выводов о современном состоянии блюза - впрочем, не очень понятно, на основе чего вообще можно подобные умозаключения строить. Блюз сейчас - это некая вещь в себе, музыка для своих, для тех, кто понимает, кому не нужно объяснять, почему тот плох, а тот хорош. На пресс-конференции возникла забавная ситуация: в ответ на вопрос, почему организаторы не привезут на фестиваль каких-нибудь "настоящих" блюзовых звезд, те попросили вопрошавшего назвать имена, которые он хотел бы видеть на будущих афишах. Молодой человек задумался, а потом несколько сконфуженно сказал: "Ну, Би Би Кинг (B. B. King)...". То-то и оно - если какие-то большие блюзовые звезды, известные в широких кругах, и есть, то время их расцвета обычно относится к годам 60-м и 70-м. Нынешние же блюзовые знаменитости популярны прежде всего в своем сообществе и ни к чему иному, кажется, и не стремятся - за что их можно только уважать. Блюз - стиль во многом законсервировавшийся и варящийся в собственном соку, однако консервы тоже бывают плохие и хорошие. Так вот, на International Blues Festival все было вполне вкусно и аппетитно.

31.10.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - Вещь в себе - ваше мнение о статье
  • ох, простите, Андрей, про костюмы. бес попутал. точнее, видимо, языковая инерция.
    Написал(a): Александр Горбачев, 03/11/2004 0:07
  • Александр, я тоже был на фестивале в пятницу и точно могу сказать, что Мighty Sam McClain, на которого я специально приехал посмотреть, вышел весь "в черном". В целом, все было отлично (за исключеннием того, что в зале все курили - от дорогих сигар до дешевых "самокруток", и я приехал домой с запахом общественной "пепельницы"). Отмечу также неплохой звук, да и исполнители были достойные. По-поводу желаемых звезд: непонятно, кто был на пресс-конференции. Я с удовольствием из акустического блюза увидел и послушал бы Eric Bibb или C.T.King, а вместо Little Smith - Norton Buffalo. Вообще, последнее время блюз активно развивается, появилось много молодых исполнителей от традиционного блюза до блюз-рока. В целом все было отлично, правда, даже у спекулянтов не было билетов и с трудом удалось купить пригласительный за 1000 рублей.
    Написал(a): Андрей, 02/11/2004 20:33
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить