В связи с печально известным законом о пивной рекламе Efes Pilsener Blues Festival, называвшийся так с момента своего появления в России, был переименован в International Blues Festival, отчего его название полностью обессмыслилось. Слово International в данном случае может значить скорее то, что фестиваль проводится по всему миру, но никак не то, что в нем представлены музыканты из разных стран, поскольку все коллективы, приехавшие в Россию в этом году, происходят из одной и той же страны, в которой блюз зародился и с которой он в первую очередь и ассоциируется (то есть из США). А в содержательной части фестиваль остался верен себе.

Блюз уже давно не является ни новым музыкальным направлением, ни областью, где возможны какие-то обширные и значимые эксперименты, все его многочисленные ответвления неспециалисту трудно отличить друг от друга, а главным критерием качества зачастую становится интуитивное ощущение - есть ли драйв, присутствует ли некое трудноописуемое blues feeling. И, конечно, блюз крепко-накрепко связан со своей родиной, как ни крути, для блюзового музыканта фактор происхождения и даже фактор цвета кожи обычно не менее важны, чем мастерство его владения инструментом или голосом. Доказательств этому очень много, достаточно вспомнить, как на "Большом блюзовом фестивале" в прошлом году американец Джимми Ди Лейн (Jimmy D. Lane), выйдя на сцену после многочисленных коллективов из Швеции, Германии и России, с первого аккорда показал, кто тут хозяин и у кого есть подлинное чувство блюза. Московская публика, кажется, тоже осознает эту ситуацию - в то время как многочисленным и заслуженным отечественным группам для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, приходится играть по 4-5 концертов в неделю, на второй и третий дни International Blues Festival были распроданы все билеты, а лишние начинали спрашивать уже от метро. В самом просторном зале УСЗ "Дружба" пиво лилось рекой, все радовались и улыбались, гуляли колоритнейшие фанаты блюза с большим стажем - окладистые бороды, ковбойские шляпы, круглые животы. Все присутствовавшие явно были готовы к тому, чтобы провести время весело и с плясками. Что им и удалось.

Впрочем, не сразу. Первым в пятничной программе фестиваля был Фрутленд Джексон (Fruteland Jackson). Пожилой очаровательный афро-американец в черных очках сидел один на большой сцене и играл на гитаре свои и чужие блюзовые песни. Джексон - подвижник и пропагандист акустического блюза, на родине он не только занимается музыкой, но и читает о ней лекции школьникам и студентам. Умение делать блюз на своем потрепанном шестиструнном инструменте Фрутленд продемонстрировал в полной мере, весело дудел на гармошке, охотно общался с залом, комментируя очередную песню или отпуская симпатичные шутки, однако некоторый недостаток энергетики все же ощущался. И это, конечно, не вина музыканта, а результат несоответствия его бодрых, но все-таки камерных блюзов размерам помещения, в котором ему пришлось играть. Не то чтобы было откровенно скучно, но публика, приплясывая и прихлопывая под песни Джексона, все-таки явно ждала чего-то более шумного и драйвового. Под конец своего сета Фрутленд устроил джем с московским губным гармонистом Михаилом Владимировым, тем самым одновременно и придав-таки некоторую полновесность пресловутому International, и не словом, но делом ответив на вопрос, собираются ли американские гости узнать что-нибудь о русском блюзе.

Следом на сцену вышел коллектив Little Charlie & The Nightcats, и вот тут уже все скучать перестали: группа устроила на сцене настоящее шоу и играла энергичный ритм-н-блюз, под который начались и танцы на столах, и хоровое пение. В Little Charlie & The Nightcats два лидера - основатель, блестящий гитарист Чарли Бэти (Charlie Baty), без особого напряжения выдававший длиннющие замысловатые соло, и вокалист и автор всех песен Рик Эстрин (Rick Estrin), сумевший с первых минут своего выступления завести публику. В своем блестящем костюме Рик плясал по сцене, заставлял зал подпевать и кричать "да!", усиленно дул в свою губную гармошку и вообще явно очень радовался происходящему. Оно и понятно: как признается сам музыкант, он решился бросить работу и уйти в блюз, случайно увидев документальный фильм о Роберте Джонсоне (Robert Johnson). Судя по всему, Рик и сейчас продолжает получать от своей музыки большое удовольствие и весьма рад тому, что вовремя уволился. Напоследок Эстрин пообещал всем зрителям, что "Mighty Sam McClain gonna kick your ass" - и, надо сказать, не ошибся.

То, что Макклейн во всей этой компании - самый веселый и заводной, стало понятно ещё на предконцертной встрече с музыкантами. Он самовольно узурпировал право отвечать на все вопросы, без умолку тараторил, сбивая с толку переводчицу, громко хохотал, а под конец заявил, что, по его мнению, блюз не только может, но и должен быть более коммерческим, и ничего порочного в этом нет. Музыка и шоу Макклейна его тезис полностью подтвердили. Когда рослый Сэм вышел на сцену, взял микрофон и начал петь своим колоритнейшим низким голосом, когда заиграли огромный электроорган и духовые, ощущение праздника воцарилось окончательно и бесповоротно. Макклейн не делает из блюза культ, он признает, что играет позитивную эстрадную музыку, призванную предоставить людям, выпившим изрядное количество пива, хорошую возможность развлечься. Зато этот свой эстрадный блюз-поп он делает блестяще и с огромной энергией, добавляя туда элементы соула и фанка.

В общем, фестиваль был именно таким, каким и должен был стать: веселым, танцевальным, пивным. На его основе не сделаешь никаких выводов о современном состоянии блюза - впрочем, не очень понятно, на основе чего вообще можно подобные умозаключения строить. Блюз сейчас - это некая вещь в себе, музыка для своих, для тех, кто понимает, кому не нужно объяснять, почему тот плох, а тот хорош. На пресс-конференции возникла забавная ситуация: в ответ на вопрос, почему организаторы не привезут на фестиваль каких-нибудь "настоящих" блюзовых звезд, те попросили вопрошавшего назвать имена, которые он хотел бы видеть на будущих афишах. Молодой человек задумался, а потом несколько сконфуженно сказал: "Ну, Би Би Кинг (B. B. King)...". То-то и оно - если какие-то большие блюзовые звезды, известные в широких кругах, и есть, то время их расцвета обычно относится к годам 60-м и 70-м. Нынешние же блюзовые знаменитости популярны прежде всего в своем сообществе и ни к чему иному, кажется, и не стремятся - за что их можно только уважать. Блюз - стиль во многом законсервировавшийся и варящийся в собственном соку, однако консервы тоже бывают плохие и хорошие. Так вот, на International Blues Festival все было вполне вкусно и аппетитно.

31.10.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - Вещь в себе - ваше мнение о статье
  • ох, простите, Андрей, про костюмы. бес попутал. точнее, видимо, языковая инерция.
    Написал(a): Александр Горбачев, 03/11/2004 0:07
  • Александр, я тоже был на фестивале в пятницу и точно могу сказать, что Мighty Sam McClain, на которого я специально приехал посмотреть, вышел весь "в черном". В целом, все было отлично (за исключеннием того, что в зале все курили - от дорогих сигар до дешевых "самокруток", и я приехал домой с запахом общественной "пепельницы"). Отмечу также неплохой звук, да и исполнители были достойные. По-поводу желаемых звезд: непонятно, кто был на пресс-конференции. Я с удовольствием из акустического блюза увидел и послушал бы Eric Bibb или C.T.King, а вместо Little Smith - Norton Buffalo. Вообще, последнее время блюз активно развивается, появилось много молодых исполнителей от традиционного блюза до блюз-рока. В целом все было отлично, правда, даже у спекулянтов не было билетов и с трудом удалось купить пригласительный за 1000 рублей.
    Написал(a): Андрей, 02/11/2004 20:33
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

Хроника19/08

1967 – Сингл The Beatles "All You Need is Love" выходит в США на первое место, но через неделю отступает на второе  »»

1973 – Спустя 10 лет существования закрывается старейшая пиратская радиостанция — голландская Pirate World Music Radio  »»

1993 – Знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. День рождения «Ночных Снайперов»  »»

Manzie JOHNSON

Eddie DURHAM

Al MORGAN

Spud MURPHY

Jimmy ROWLES

Ginger BAKER (1939)

Johnny NASH (1940)

Ian GILLAN (1945)

John DEACON (1951)

NATE DOGG (1969)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить