IRON MAIDEN  Maiden в октябре

90-е начались для Iron Maiden сколь странно, столь и неожиданно. 1988-й год стал пиком их карьеры: гениальный альбом, выступление в хэдлайнерской роли на главном "металлическом" фестивале 80-х в Кэстл Доннингтоне... Ничто не предвещало, что на редкость дружная семья Maiden выйдет в 90-м из отпуска с брешью в рядах...

... - Наверное, мы должны принять решение за тебя, - сказал Харрис. Эдриан пожал плечами. - Я надеялся, что все закончится по-другому, - сказал он.
Смит: "Вслед за этим два дня длилась агония. Было много звонков, все было на нервах. Maiden - это была моя жизнь в течение десяти лет, это была одна семья. Сперва я чувствовал себя странно. Не было больше каждодневной занятости, ничего. Но, должен сознаться, словно какой-то груз упал с моих плеч".

...90-е начались для Iron Maiden сколь странно, столь и неожиданно. 1988-й год стал пиком их карьеры: гениальный альбом, вдобавок принесший им второй "номер 1" в национальных чартах, выступление в хэдлайнерской роли на главном "металлическом" фестивале 80-х в Кэстл Доннингтоне, собравшим рекордное количество публики: 107 тысяч человек. Ничто не предвещало, что на редкость дружная семья Maiden выйдет в 90-м из отпуска с брешью в рядах...
Откатав в 89-м "Seventh Tour" группа прислонила подушечки пальцев правой руки к ладони левой, сигнализируя о взятии тайм-аута. Лишь Харрис остался сводить очередное "домашнее видео", отснятое, под его же командованием, на двух "солд-аутах" в Бирмингеме 27 и 28 ноября 88-го. Видео, получившее название "Maiden England", в итоге стало одним из самых продаваемых в Англии в том году, а Харрис, наконец, позволил отдых и себе, удалившись на собственное ранчо в Португалии. Но пресловутые муки творчества в первую половину последнего года десятилетия мучили не его одного. Этим не одним был Смит. За три года, начиная еще с "Entire Population of Hackney", у музыканта накопилось порядком материала, абсолютно непригодного для Maiden. Свои песни он, в отличие от Стива и Брюса, не отбраковывал, а тщательно складировал в укромном месте. Когда место переполнилось, Смит решил издать соло-альбом, чему в немалой степени способствовал Род Смоллвуд. Будучи хорошо осведомленным о характере материала, менеджер уговорил Смита поставить на Америку. Но ставка не сыграла. Расчет был прост: несколько упавшее реноме Maiden в USA должен был восстановить типично радио-американский альбом гитариста лучшей хэви-группы мира. В компании гитаристов Барнета и Колвелла, клавишника Ричарда Янга, басиста Робина Клейтона (называвшихся тогда Ran) и ударника Зэка Старки, сына битла Ринго, подменившего в последний момент Нико (МакБрейна), Эдрианом был записан альбом, получивший название "Silver And Gold". CD ASAP (Adrian Smith And Project), так назывался весь проект, ныне стоит около $100 на рынке вторсырья. Но только по одной причине: чтобы пополнить коллекцию заядлых ценителей Maiden. Тогда же, в сентябре 89-го, ASAP не помогло ничто: ни "сумасшедшая куча денег, вложенная в него EMI" (Смит), ни двухнедельный тур по британским клубам, ни Стивен Шорт, продюсер Queen и Дэвида Боуи. Это был провал. Фэны Maiden восприняли альбом как "недостаточно металлический", а американцы его попросту не восприняли. Даже такие песни, как отчасти заводная "Fighting Man", вышедшая на одном из двух синглов, "Silver & Gold" (вторым был "Down The Wire"), звучали как литании по Population'скому рок-н-роллу.

Совершенно внезапно возник и второй сольный проект одного из участников Maiden, обнаруживший в перспективе еще более фундаментальные последствия. Zomba, издательская компания Maiden, искала музыкантов для записи саундтрека к пятому "Кошмару на улице вязов". Мало того, для этой цели у нее уже были деньги, студия и продюсер - вездесущий Крис Цангаридес. Первой мыслью Смоллвуда было воспользоваться услугами Харриса, но тот был занят новой игрушкой - режиссурой, и Род позвонил Дикинсону. На вопрос: "Есть ли у тебя что-нибудь подходящее?" - Брюс, ничтоже сумяшеся, соврал: "Разумеется! У МЕНЯ есть!" То ли звонок подействовал на него как руководство к действию, то ли чем-то повлиял космос, но "Bring Your Daughter To The Slaughter" Брюс написал за три минуты. Затем он позвонил своему старому другу, еще со времен Samson, жившему неподалеку гитаристу Янику Герцу. Тот уже несколько лет не имел постоянной занятости в группе и собирался было продавать всю свою гитарную утварь, однако Брюс сделал ему предложение, от которого тот и не собирался отказываться. "Я пришел к Брюсу, и он обыграл мне свою песню. "Не-е-е! - промычал я, - слишком на AC/DC похоже. Здесь просится вот это..." Я сыграл аккорды песни, и мы переделали рефрен. Мы записали "Bring Your Daughter..." за один или два дня".
Брюс: "Наверно, то, что нужно для "Кошмара на улице вязов", - подумал я и понес пленку в Zomba. Те были без ума. Слушай, здорово! - выпучил на меня глаза один из местных парней, - и много у тебя такого материала? - Да так, есть кое-что, - не моргнув, соврал я. Внезапно мне в голову пришла мысль: "Слушайте, а как насчет альбома?" - Конечно, давай! - ответили они. Я позвонил Яну и сказал: "Ну, засранец! Теперь ты просто не можешь продать свои инструменты. Мы пишем альбом!"

Альбом "Tattooed Millionaire" был записан за две недели с Яником в качестве гитариста и соавтора, басистом Энди Карром из 3 Rivers, группы, где Брюс впервые попробовал себя в качестве продюсера, и Фабио Дель Рио из Jagged Edge за ударными. Два сингла, "Tattooed Millionaire" и сильно, но не до конца, окультуренный "All The Young Dudes" Дэвида Боуи, попали в Top20 на Родине. В середине лета 1990 года группа предприняла 30-дневное турне по Штатам, в ходе которого было отснято вышедшее позднее видео "Dive! Dive! Live!".
Брюс: "Я вернулся в расположение Maiden счастливым, пышущим благополучием гномом. Мысль о том, чтобы уйти из группы, тогда даже не посещала мою голову. Получив огромное удовольствие от работы над собственным альбомом, я понял, что мне хорошо там, где я есть".
Брюс остался на месте - вместо него не досчитались Смита.

...Впервые со времен "The Number of The Beast" новый альбом был записан в Англии. По настоянию Стива сделано это было в сарае. Сарай, конечно, не относился к числу основных сооружений его поместья в Йоркшире, но был вместительным настолько, чтобы установить "Rolling Stones mobile studio". Лейтмотив был таков: "Давайте сделаем сырой и агрессивный альбом, нечто в духе "Killers". Давайте сделаем звучание, максимально приближенное к концертному". Против были Дикинсон и Смит. Причем в случае с Дикинсоном наблюдался очень курьезный, не объяснимый наукой феномен времени: он был против после.
Брюс: "Идея заключалась в том, чтобы сделать несложный альбом, противоположный по звучанию "7th Son...", добиться "живого" звука. Но не звучания сливного бачка. Что в итоге и произошло - теперь это поняли все. Мы делали альбом с большим энтузиазмом, буквально посреди поля, на природе, у всех был отличный настрой, но этой передвижной студии "Rolling Stones" было уже двадцать лет! Это самая настоящая рухлядь! На ней еще Deep Purple записывали "Machine Head", да и то лишь потому, что в их студии случился пожар! Мартин (Бёрч, продюсер) предложил записаться в нормальной студии, но все буквально замахали на него руками: "Нет, это будет очень круто!" Мартин, он сделал все, что мог. Перед записью "Fear Of The Dark" я отвел в сторону Нико и сказал: "Смотри, у меня есть демо ребят, которые называются Dream Theater. Послушай, оно записано на 24-дорожечном магнитофоне, там нет никаких сэмплов, никаких хитрых машин, ничего. И по сравнению с этим наш сегодняшний звук выглядит просто позавчерашним днем. Мы должны перенапрячь прямую кишку и сделать действительно хорошо звучащий альбом".

Смит же был недоволен изначально, оттого и ушел раньше. Харрис: "Перед самым началом "7th Son Tour" у нас был разговор с Эдрианом, и мы спросили его, по-прежнему ли он хочет быть в группе. Потому что после некоторых концертов он выглядел весьма удрученным, говорил, что был плохой звук. Я знаю, что это такое - когда ты звучишь не так, как хотелось бы. Мы как-то сказали ему: "Знаешь, ты выглядишь так, будто тебе просто все надоело". Во время последнего тура он один из всех нас часами "саундчекил". Не знаю, какого он хотел добиться звучания, но иногда мне казалось, что он этим компенсирует утраченную заинтересованность в том, что он делал на сцене. Перед самым началом записи нового альбома Брюс подошел к нему и сказал: "Слушай, если мой альбом продастся двух-трехмиллионным тиражом, я не уйду из группы. А ты?" Эдриан так и не ответил. Мы не знали, что нам делать, ведь Эдриан - он как член семьи, мы очень близкие друзья. У нас состоялась пара тяжелых разговоров, и однажды он позвонил мне и сказал: "Стив, я чувствую, что я на 90 процентов в Maiden". "Эдриан, - ответил я, - этого мало. Ты должен быть в нем на 200 процентов"
Смоллвуд: "Нерешительность - второе имя Эдриана. Когда все принимаются за сладкое, он еще не приступает к закуске!"
Харрис: "Я знаю, он очень нерешительный. Но на этот раз вопрос стоял серьезно. Казалось, что он остыл к группе, и снова всплыл вопрос на шесть миллионов долларов: "Ты хочешь или не хочешь оставаться в группе?" А он отвечал что-то вроде: "Ну, я не знаю, у меня не было времени подумать". - Стоп, - сказал я, - все, что я хотел от тебя услышать, это: "Конечно, да! Не задавай идиотских вопросов!"

Было решено собрать экстренное партсобрание. Говорили, в основном, Стив и Эйдж.
Смит: "Когда Стив сказал: "Кажется, что тебе все это надоело", я выдохнул "Нуу-у.." и битый час рассказывал о своих ощущениях. Я только что выпустил свой альбом, в который вложил себя всего, а Maiden - это было совсем иное дело. Мне все еще было очень интересно работать в группе. Но, похоже, мне было не суждено сделать что-то для нового альбома: эта студия уже приехала, а у меня, по сути, еще не было ничего написано. Я считал, что нам нужно было еще время, чтобы поработать над новым материалом".

Тогда слово взял Стив. "Он хотел, чтобы мы хотели видеть его в группе", - говорил Харрис. "Но для этого нужно было только одно: чтобы он сам хотел быть в ней. Лично для меня это было ужасно. С ним у меня, наверно, были самые теплые отношения в группе. Мне было больно, и больно вдвойне от того, что он больше не испытывал желания играть в Maiden. Но держать в группе того, кто будет просто отбывать номер, мы не могли".

Пока Эдриан раздумывал, Дикинсон ловко передернул указательным пальцем сырные дырки телефонного диска и быстро подыскал ему замену. О Смите ничего не было слышно до весны 92-го, когда он вновь показался с квартетом The Untouchables, игравшими утяжеленный вариант Population, "блюз с более тяжелым драйвом", как характеризовал их музыку сам Эйдж. Все это время он был занят семейным подвигом: возделывал новый дом и строил козу своему первенцу. Затем его вновь потянуло "к большим турне, забитым клубам и огромным продажам". Наверное, оттого, что они так и не "вышли на сцену в кожаных плащах и не поместили на "бочку" портрет Эллиота Несса", а может по какой-то другой причине, но этого не случилось. "Неприкасаемые" были неким третьим между полноценным коллективом и A.S.a.P.: сделав несколько клубных перформансов, но так и не дотянув до взлетной полосы в студии, они сгинули среди тайги таких же точь-в-точь проектов. Вслед за этим на время из вида пропал и сам Смит.

"Я знал и Дейва, и Эдриана, и оба они мне весьма импонировали. О том же, что происходит внутри группы, я не знал, Брюс никогда об этом не говорил. Но однажды он позвонил мне и спросил, не выучу ли я пару мэйденовских вещей. Сперва я ответил "нет", потому что мы договорились не играть Maiden на гастролях.
- С чего это ты решил играть Maiden? - спросил Яник. Брюс подул в трубку и сказал: "Кое-кто уходит. Мы хотим, чтобы ты пришел и порепетировал с нами".
- И кто? - поинтересовался Герц.
- Эдриан.
- Что? Повтори, что ты сказал?
"Я был шокирован. Моя подружка сказала, что когда я повесил трубку, я был белее листа бумаги. Она решила, что кто-то умер".
Яника попросили выучить четыре песни: "The Trooper", "Children Of The Damned", "Iron Maiden" и "The Prisoner". Дали ему на это полтора дня. Брошенный в воду, Герц выплыл. Вдвоем с Дейвом они сыграли "The Trooper", и настроение у всех присутствующих поднялось. Когда была сыграна последняя песня, четверо старых забилось в угол, и Мюррей вынес свой вердикт гитарным способностям Яника. От четверки отделился Харрис и подошел к нему со словами: "Ты в группе. И мы начинаем записываться завтра"
Яник Роберт Герц родился в Хартпуле 27 января 1957 года в семье бывшего польского морского офицера. В 75-м он вступил в свою первую группу. White Spirit представлял собой прекрасный вариант позднего Rainbow с отголосками Rush. WS просуществовали недолго, выпустив в 78-м инди-сингл "Back To The Grind", пару синглов и полноценный альбом в 80-м и стерлись между жерновами шоу-индустрии и потребностью в еде и пище. После WS Яник поиграл на двух альбомах, "Double Trouble" и "Magic", в группе Яна Гиллана, а затем надолго исчез из поля зрения журнальных полос. В 89-м он вновь на мгновение появился на большой сцене - вместе с Брюсом в торжественном концерте Marrilion на Уэмбли. Затем было участие в записи сольного альбома г-на Фиша "Vigil In The Wilderness Of Mirrors". Сотрудничество, однако, оказалось недолгим.
"Фиш сумасшедший! - подумал я, когда прослушал альбом. Терять такого парня! Он не только может играть, он еще и отличный композитор!" - говорил Дикинсон. Вскоре в квартире Герца зазвонил телефон, и голос Брюса произнес: "Подожди продавать инструменты. У меня для тебя кое-что есть!"

"No Prayer For The Dying", первый альбом Яника с Maiden, был, конечно, далеко не самым удачным моментом их карьеры. В сравнении с "7th Son..." он выглядел шагом назад. И с прошествием лет, когда крепнет задний ум, и появляется страшная уверенность в завтрашнем дне, доводы Смита вызывают некоторую ностальгию по Монмартру. Правда, в сравнении с "7th Son..." ностальгию может вызвать и Монмартр, и альбом был далеко не так плох, как того хотелось бы Дикинсону году так в 96-ом. В 90-м же ситуация была безоблачной. Вышедший 1 октября 90-го "No Prayer..." сразу же занял второе место в Англии. Весь металлический мир пребывал в Maiden-эйфории, и готов был принять все, что угодно. В пользу этого говорил и первый, сентябрьский, сингл "Holy Smoke", с первой попытки забравшийся на третье место в нацчартах, что, как утверждают некоторые источники, до этого не удавалось ни одной группе и ни одному исполнителю. Лишь наследники Джеффа Питерса и Энди Такера купили всего 500000 пластинок, что выглядело как провал в сравнении с шестью предыдущими платиновыми альбомами в Америке.
Кроме "Holy Smoke", написанной в отместку мормонским организациям США, поместившим в одном из своих журналов ("Проблемы мира и социализма") на обложку фотографию Харриса с подписью: "Музыка как новая порнография", в концертный сет с альбома попало еще несколько песен (лучших по мнению самих авторов). (Анти)военная "Tailgunner", повествующая о будоражащей Дикинсона по сей день проблеме полетов во сне и наяву, "The Assassin", единственная вещь альбома, напоминавшая о "Seventh Son..." и оставленная Смитом в наследство рок-н-ролльная "Hooks In You", аттестованная Дикинсоном, как "bloody big song".
Наибольший же интерес у слушателей в России вызвала э-пи-чес-кая ком-по-зи-ци-я "Mother Russia", повествовавшая о том, как над Вологдой и Ереваном кружат сказочные снежинки - главное достояние нации, не считая медведей на улицах.

Единственной песнью, не вошедшей в "Tattooed Millionaire" была "Bring Your Daughter..." Ей была уготована несколько иная судьба. В январе 91-го, без поддержки на радио, в которой им отказало ВВС, "Bring Your Daughter..." стала единственной из мэйденовских песен, ставшей "синглом номер 1" на родине.
Стив: "Когда Брюс поставил мне "Bring Your Daughter..." я тут же сказал ему: "Отличная песня! Не выпускай ее на своем альбоме, мы сделаем ее в Maiden. Я думал, что в первую очередь она будет отлично звучать на концерте. Брюс остался очень доволен собой..."
"Люди - цветы жизни", - подумал Харрис, и во имя человеческой близости "No Prayer On The Road Tour" прошел в заведомо маленьких залах. Буффонада "Seventh Tour..." с его гротесковыми айсбергами и фейерверками была оставлена. Вместо нее публике были показаны тертые джинсы, рыжий клоун Яник и заметно ободрившийся Мюррей. "No Prayer..." был последним альбомом Maiden, вышедшим в эпоху, когда метал плавал в большой в воде. Перемены были не за горами. В далеком черном-черном городе Сиэтл Курт Кобейн уже пытался воткнуться гитарой в линию...

22.10.2004, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

Группа IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →