ИЗ ЖИЗНИ  "Бюджетные издания": за и против

Уже несколько лет российские отделения ведущих западных фирм звукозаписи практикуют выпуск у нас так называемых "бюджетных изданий" - часть тиража какого-либо альбома выпускается в упрощенном оформлении. Однако в том виде, в котором сейчас издаются эти альбомы, они вряд ли могут спасти наш рекорд-бизнес от засилья пиратских релизов.

"Сложилась какая-то очень странная ситуация, во всяком случае я это заметил в Москве, - удивляется Андрей Андерсен, наш бывший соотечественник и основатель датской арт-роковой группы группы Royal Hunt, - У людей какое-то странное отношение к дискам. Они либо покупают фирменные диски по пятнадцать долларов, либо пиратку. А лицензионные диски как-то обходят стороной. Они вроде не так хороши, как фирменные, а тогда зачем платить больше, если можно купить пиратский? Налицо какое-то снобистское отношение... Дело в том, что когда AMG выпустили "Eye Withness", я удивился, насколько хорошо он оформлен. Мне российский вариант нравится даже больше, чем европейский. Он сделан как-то почетче, и цвета подобраны получше. Надо, чтобы люди поняли, что эти диски не хуже европейских, и тогда они начнут их покупать..."

"Мне лично совершенно не важно, за сколько продаются здесь мои диски, - продолжает тему гитарист Виктор Смольский, еще один "наш человек", добившийся успеха на Западе, - Не надо покупать фирменные, покупайте дешево, лицензионные... Чтобы официальные цифры продаж были. По мне, пусть лейбл хоть цену в доллар устанавливает..."

Проблема в том, что отечественные меломаны зачастую не всегда понимают, какая лично им польза от покупки лицензионного издания того или иного исполнителя. Уже несколько лет российские отделения ведущих западных фирм звукозаписи практикуют выпуск у нас так называемых "бюджетных изданий" - часть тиража какого-либо альбома выпускается в упрощенном оформлении. Это само по себе неплохо - однако зачастую оформление продукции упрощается настолько, что она элементарно перестает стоить запрашиваемых за нее денег, ибо качество такого издания падает ниже уровня пиратских штамповок.
Так произошло в 2001 году с "Sailing To Philadelphia" Марка Нопфлера (Mark Knopfler) - выпущенное "Universal" "бюджетное издание" альбома сильно проигрывало по качеству полиграфии и полноте выходных данных (!) "левым" дискам, которые, к тому же, стоили втрое дешевле. Это не говоря уже о том, что некоторые выпущенные по лицензии релизы от "Universal" не содержат полных выходных данных вообще - за исключением списка песен и кредитов собственно выпускающей фирмы (Def Leppard "X", In Flames "Repourte To Remain", Marilyn Manson "Antichrist Superstar").

Объявившие недавно о грядущем слиянии фирмы "Sony" и "BMG" в своей деятельности на территории Росийской Федерации в течение длительного времени объединяет еще один фактор - стремление собрать выпущенные в таком вот до предела удешевленном виде альбомы в рамках некой серии. Так, в каталогах "BMG" появились сначала объединившая Сантану, Eurythmics и Guano Apes "Золотая коллекция" в обложках, уменьшенных за счет полусантиметровой золотистой каемки (ничего себе - удешевили!), а потом - "Rock Zone" (итальянские джинсы тут не при чем), так же объединившая Uriah Heep со Slipknot, и так же искажавшая наличием серийного "корешка" оригинальный дизайн.
"Sony" тем временем развлекаются с выпуском бледных "бюджетных изданий" под грифом "X-cellent". Помнится, когда вышедший в этой серии диск The Rockets "Don't Stop" был поднесен авторам на подпись, представители компании-организатора долго убеждали изумленных музыкантов, что этот окрашенный в черное компакт и урезанная до двойного листочка вкладка с наклееенной прямо на первую страницу обложки оранжевой блямбой и идентификационной маркой - не пиратское издание. Кроме того, обе фирмы некоторое время "зашивали" в диски встроенный плейер, препятствующий нормальному воспроизведению диска на компьютере мощностью ниже Pentium 2, однако совершенно бесполезный, если у CD-ROM отключен автозапуск (Ace Of Base "Da Capo", David Bowie "Heathen").

Наконец, все три фирмы проводят по сути дискриминационную в отношении российского потребителя политику, уродуя обложки выпускаемых дисков надпечатками типа "Special Russian Version" ("BMG"), "Only for sale in CIS. Только для продажи в СНГ" ("Sony") или "Лицензионный диск, произведенный в России. Для распространения на территории России" ("Universal"). Опять-таки - ничего страшного здесь нет, но вот "Союз" и "Gala", к примеру, помещают надписи типа "for sale in Russia and CIS countries only" на оборотной стороне обложки, в области выходных данных фирмы, сохраняя таким образом целостность восприятия стороны лицевой и проявляя большее уважение к потребителю. К тому же, даже в "бюджетных изданиях" "Союза" вкладка в альбом крайне редко урезается до двойного листочка, в то время как стоимость таких релизов не превышает стоимости "бюджетных изданий" других фирм.

А лицензионный диск "EMI", выпущенный "Gala", как правило, вообще ничем от оригинального издания не отличается. Еще в эпоху винилла по роскошным целофанированным обложкам изданных этой фирмой альбомов Iron Maiden надо было полазить с лупой, прежде чем где-то на задах обнаруживалась надпись "Изготовлено в СП Апрелевка-Саунд". Надпись на египетской пирамиде "Indiana Jones was here" найти было гораздо легче. Восторгу фанатов группы, помнится, не было тогда предела. Доживающий последние денечки винил сметался с прилавков, и отдавшие за эти шедевры издательского искусства последние гроши подростки с горящими глазами рассматривали разворачивающиеся обложки и полноцветные внутренние конверты. После беспредела, творимого государственной фирмой "Мелодия" с оформлением, порядком и составом песен на дисках Beatles, Boney M, Manfred Mann, Uriah Heep, Пола МакКартни и Эрика Клэптона, это было истинным откровением: шутка ли, выпущенная у нас пластинка - такая же крутая, как в Англии, и даже тексты всех песен в буклете имеются!
"Я видел обложки, они замечательны, ничуть не хуже родных", - отметил в 1993 году во время российских гастролей Iron Maiden вокалист группы Брюс Диккинсон. Производимые фирмой сейчас диски Amorphis и Paradise Lost в целом соответствуют установленным десять лет назад стандартам качества. И их покупают! Если вещь действительно хорошая - за нее последнюю копейку отдать не жаль.

Выводы? В массе своей "Бюджетные издания" в том виде, в котором они сейчас существуют, вряд ли могут спасти наш рекорд-бизнес от засилья пиратских релизов. Формирование стабильного потребительского спроса возможно лишь при обязательном условии воспитания потребителя качеством предлагаемой продукции. Покупатель должен видеть, за что он отдает даже самые незначительные деньги. За голый факт издания непрезентабельных альбомов на крутой фирме больших денег люди платить не станут. А ничем не подкрепленные воззвания производителей к гражданской совести населения здесь и сейчас сродни объявлению воинской повинности "почетной обязанностью"...

22.10.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)